ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/2014 от 11.08.2014 Горшеченского районного суда (Курская область)

 Дело № <данные изъяты>

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ      <адрес>

     <данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Водяниковой М.И.,

 с участием помощника прокурора <адрес> Колесовой И.С.,

 при секретаре Марченко Л.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дерусова Виктора Михайловича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность <адрес>, отмене решения и обязывании комиссии зарегистрировать его кандидатом на должность главы <адрес>,

 УСТАНОВИЛ:

 Дерусов В.М. обратился в суд с заявлением об отмене, как незаконного, решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность <адрес> и обязывании комиссии зарегистрировать его кандидатом на должность <адрес>.

 Свои требования Дерусов В.М. мотивировал тем, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации его в качестве кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, на должность <адрес>, выборы в которые назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Считает данное решение территориальной избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене, поскольку при сборе подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения кандидатом на должность <адрес> и оформлении подписных листов нарушений установленного действующим законодательством порядка не допущено.

 <адрес> наделен статусом городского поселения в составе <адрес> со статусом административного центра <адрес>, в связи с чем не указание им в подписных листах в адресе места жительства кандидата наименование района «<адрес>» закону не противоречит, существенного правового значения не имеет, смыслового содержания сведений о кандидате не искажает, на содержание, полноту и достоверность представленных о нем сведений, не влияет, так как других населенных пунктов в <адрес>, с одноименным названием «<адрес>» и почтовым индексом, не имеется.

 Кроме того, считает, что отсутствие в двух подписных листах заверения подписей избирателей его заверительной подписью, не является нарушением закона, влекущим недействительность подписей избирателей, поскольку данные подписи заверены подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Обязательного заверения подписей избирателей и кандидатом и сборщиком подписей, законом не предусмотрено.

 На момент сдачи им в территориальную избирательную комиссию подписных листов последние каких-либо исправлений, в том числе в датах подписания, не имели. Причина возникновения на момент проверки подписных листов неоговоренных избирателями и сборщиком подписей исправлений, ему не известна.

 Несоответствие учетных сведений УФМС и данных о номере дома в адресах избирателей нескольких подписных листов, являются техническими ошибками, не искажающими смыслового содержания данных об избирателях и не влияющими на полноту и достоверность представленных о них сведениях.

 Кроме того, территориальной избирательной комиссией была грубо нарушена процедура проверки подписей избирателей, признания их недействительными и недостоверными, так как в нарушение требований действующего законодательства ни он, ни его уполномоченный представитель с правом совещательного голоса ФИО4 не были уведомлены и приглашены на заседание комиссии по проверки подписей избирателей в представленных им подписных листах.

 Поэтому просит признать вышеуказанное решение территориальной избирательной комиссии незаконным и отменить его, обязав территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать его кандидатом на должность главы <адрес>, в порядке самовыдвижения.

 В судебном заседании заявитель Дерусов В.М. и его представитель адвокат Рывкин С.А. поддержали поданное Дерусовым В.М. заявление по изложенным в нем основаниям, просили удовлетворить и дополнительно пояснили, что никаких исправлений в подписных листах при написании сведений о кандидатах, проставлении дат и подписей избирателей, ни лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, ни самими избирателями, требующих соответствующих оговорений, не допускалось.

 В судебном заседании представители заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии <адрес> председатель Малахова Т.А. и по доверенности Звонкина О.П., возражали против удовлетворения заявленных Дерусовым В.М. требований, просили в удовлетворении его заявления отказать, указывая, что решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Дерусову В.М. было отказано в его регистрации кандидатом на должность <адрес>, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Данное решение находят законным, подлежащим оставлению в силе, поскольку Дерусовым В.М. нарушен порядок сбора подписей избирателей и требования к оформлению подписных листов. В частности:

 -в подписных листах подписи избирателей: лист № подпись № <данные изъяты>, лист № подпись № <данные изъяты>, лист № подписи №№ <данные изъяты>, лист № <данные изъяты>, подпись № признаны недействительными, поскольку сведения об избирателях не соответствуют действительности, так как неверно указаны номер паспорта, номер дома, фамилия избирателей;

 -в подписных листах подписи избирателей: лист № подпись № <данные изъяты>, лист № подпись № <данные изъяты>, лист № подпись № <данные изъяты>, признаны недействительными, поскольку в датах внесения подписей избирателями имеются исправления, специально не оговоренные избирателями;

 -в подписных листах подписи избирателей: лист № подписи №№ <данные изъяты> лист № подписи №№ <данные изъяты>, лист № подписи №№ <данные изъяты> лист № подписи №№ <данные изъяты>, лист № подписи №№ <данные изъяты> лист № подписи №<данные изъяты>, признаны недействительными, поскольку в датах внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, имеются специально не оговоренные исправления, подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата, в дате внесения подписи кандидатом имеются специально не оговоренные кандидатом исправления;

 -в подписном листе № подпись № признана недействительной, поскольку в сведениях об избирателе, в частности в указании его отчества, имеются специально не оговоренные ни избирателем, ни сборщиком подписей, исправления;

 -в подписном листе № подпись № признана недействительной, поскольку содержит подпись избирателя, не обладающего активным избирательным правом;

 -все подписи избирателей во всех подписных листах признаны недействительными вследствие неполного указания сведений о кандидате, в частности не указания в адресе места жительства кандидата наименования района.

 При указанных нарушениях все подписи избирателей были признаны комиссией недействительными, а кандидату в главы <адрес> Дерусову В.М. в регистрации было отказано.

 Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Колесовой И.С., полагавшей заявление Дерусова В.М. подлежащим оставлению без удовлетворения, а решение территориальной избирательной комиссии без изменения, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 32 Конституции РФ - граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 1 и 2).

     Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ, определяются Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ (далее по тексту Закон).

     В соответствии со ст. 75 Закона - решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (пункт 1 статьи).

 В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (пункт 5 статьи).

 В силу п. 6 ст. 76 Закона - решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дерусов В.М. в порядке самовыдвижения обратился в территориальную избирательную комиссию <адрес> с соответствующим заявлением о выдвижении его кандидатуры на должность <адрес>, представив установленные законом документы для регистрации кандидата и подписной лист с собранными в нем подписями избирателей в поддержку выдвижения его кандидатуры.

 Проверив соответствие порядка самовыдвижения Дерусова В.М. кандидатом на должность главы <адрес>, представленные для регистрации кандидата документы, включая подписной лист, в котором согласно итогового протокола территориальной избирательной комиссии все 86 подписей избирателей в 29 представленных на проверку подписных листах (100%) признаны недействительными, ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия <адрес> приняла решение № об отказе Дерусову В.М. в его регистрации кандидатом на должность <адрес>, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

 Не согласившись с данным решением, Дерусов В.М. инициировал судебную проверку законности принятого в отношении него решения территориальной избирательной комиссией.

 Давая оценку оспариваемому решению территориальной избирательной комиссии, суд приходит к следующему.

 Согласно п. 24 ст. 38 Закона - основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

 в.1)наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

 д)недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

 В силу п. 6.4 ст. 38 Закона - недействительными признаются:

 в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

 е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;

 ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

 з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме;

 и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

 Согласно п. 6.5 ст. 38 Закона - при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.

 В силу п. 1 ст. 35.1 Закона - необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

 Согласно п. 8 ст. 37 Закона и приложения № к нему, которым утверждена форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования, в подписном листе в обязательном порядке указывается место жительства кандидата: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта.

 В силу ст. 37 Закона - избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно (пункт 11 статьи).

 Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 12 статьи).

 Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 13 статьи).

 Согласно п. 1.1 ст. 38 Закона - при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

 Аналогичные правовые предписания установлены и в <адрес> «<адрес> о выборах и референдумах» от ДД.ММ.ГГГГ № 106-ЗКО.

 В судебном заседании было установлено, что на основании решения Представительного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

 Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ определены даты начала и окончания периода выдвижения кандидатов на должность <адрес>: дата начала – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания выдвижения – 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно решению территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность <адрес>, равное 77 подписям, которое соответствует положениям п. 1 ст. 37 Закона, ст. <адрес> «О выборах и референдумах» (0,5 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, но не менее 10 подписей). Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 10 %, что составляет 8 подписей избирателей.

 Таким образом, общее количество подписей должно быть не менее 77 подписей и не должно превышать 85 подписей.

 В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ определены сроки представления документов для регистрации кандидатов на должность <адрес>: не ранее ДД.ММ.ГГГГ и не позднее 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Дерусовым В.М. в территориальную избирательную комиссию <адрес> для регистрации было представлено 29 подписных листов, содержащих 86 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения его кандидатуры на должность главы <адрес>, что на 1 подпись превышает установленный решением ТИК предельное количество возможных к представлению подписей избирателей.

 При этом Дерусов В.М., вопреки его доводам, более чем за три дня был уведомлен о дате и времени проверки территориальной избирательной комиссией сданных им подписных листов, назначенной на 16 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела, а именно извещением о проведении проверки подписных листов с имеющейся в нем отметкой кандидата о получении указанного извещения.

 Как уже было указано выше, в результате проведенной рабочей группой территориальной избирательной комиссии <адрес> проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения Дерусова В.М., как кандидата на должность главы <адрес>, комиссией ни одной достоверной подписи не выявлено, так как все из 86 представленных подписей (100%) были признаны недействительными.

 Изучив представленные Дерусовым В.М. территориальной избирательной комиссии документы для регистрации его, как кандидата на должность <адрес>, суд считает, что выводы комиссии об итогах проверки подписных листов, изложенные в итоговом протоколе, нашли свое полном подтверждение в судебном заседании, так как подписные листы оформлены с нарушением требований Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ по следующим основаниям:

 -все подписные листы не соответствует установленной п. 8 ст. 37 указанного Закона и приложением № к нему форме, так как кандидатом Дерусовым В.М. не в полном объеме указаны сведения о нем, как о кандидате на должность главы <адрес>, вследствие неполного указания адреса места жительства кандидата, в частности, отсутствия наименования района (<адрес>).

 Указанные нарушения в силу п/п «з» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности всех подписей избирателей в подписных листах.

 -подписной лист № содержит сведения об избирателе под № <данные изъяты>, не соответствующие действительности, поскольку № паспорта личности избирателя ФИО8 указан <данные изъяты>», а согласно данных УФМС России по <адрес> в <адрес> <данные изъяты>»;

 Указанные нарушения в силу п/п «в» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи данного избирателя в подписном листе.

 -подписной лист № содержит исправления в дате внесения подписи избирателем под № <данные изъяты>, специально не оговоренные им, а также содержит исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные;

 Указанные нарушения в силу п/п «е» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи избирателя № в подписном листе, а также в силу п/п «з» п. 6.4 ст. 38 Закона признание недействительности всех подписей избирателей с <данные изъяты> в подписном листе.

 -подписные листы № <данные изъяты> № не заверены собственноручно подписью кандидата Дерусова В.М.;

 Указанные нарушения в силу п/п «з» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности всех подписей избирателей с <данные изъяты> в подписных листах.

 -подписной лист № содержит исправления в дате внесения подписи избирателем под № <данные изъяты> специально не оговоренные им;

 Указанные нарушения в силу п/п «е» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи избирателя № в подписном листе.

 -подписной лист № содержит сведения об избирателе под № <данные изъяты> не соответствующие действительности, поскольку номер дома в адресе места жительства избирателя ФИО9 указан «<данные изъяты>», а согласно данных УФМС России по <адрес> в <адрес> данный избиратель зарегистрирован в доме <данные изъяты>». Кроме того, содержит исправления в дате внесения подписи кандидатом, специально им не оговоренные;

 Указанные нарушения в силу п/п «в» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи избирателя № в подписном листе, а также в силу п/п «з» п. 6.4 ст. 38 Закона признание недействительности всех подписей избирателей с <данные изъяты> в подписном листе.

 -подписной лист № содержит сведения об избирателях под №№ и <данные изъяты>, не соответствующие действительности, поскольку фамилия избирателей указана: избирателя № «<данные изъяты>», № «<данные изъяты>», а согласно данных УФМС России по <адрес> в <адрес> фамилии указанных избирателей соответственно: № «<данные изъяты> и № <данные изъяты>»;

 Указанные нарушения в силу п/п «в» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписей избирателей № и № в подписном листе.

 -подписные листы № и № содержит исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, с <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ, специально им не оговоренные;

 Указанные нарушения в силу п/п «з» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности всех подписей избирателей с <данные изъяты> в подписных листах.

 -подписной лист № содержит сведения об избирателе под <данные изъяты> не соответствующие действительности, поскольку номер дома в адресе места жительства избирателя ФИО10 указан «<данные изъяты>», а согласно данных УФМС России по <адрес> в <адрес> данный избиратель зарегистрирован в доме «<данные изъяты>

 Указанные нарушения в силу п/п «в» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи избирателя № в подписном листе.

 -подписной лист № содержит исправления в сведениях об избирателе под <данные изъяты>, в частности в указании его отчества, специально не оговоренные ни избирателем, ни лицом, осуществлявшим сбор подписей;

 Указанные нарушения в силу п/п «ж» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи избирателя № в подписном листе.

 -подписной лист № содержит исправления в дате внесения подписи избирателем под <данные изъяты>, специально не оговоренные им;

 Указанные нарушения в силу п/п «е» п. 6.4 ст. 38 Закона влекут признание недействительности подписи избирателя № в подписном листе.

 Таким образом, 86 из 86 представленных Дерусовым В.М. подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения, территориальной избирательной комиссией обоснованно и на основании действующего законодательства - подпунктов «в, е, ж, з» п. 6.4 ст. 38 Закона, а также аналогичных норм <адрес> «О выборах и референдумах», были признаны недействительными и, как следствие, в соответствии с действующим законодательством, принимая во внимание допущенные нарушения, учитывая положения п. 1.1 ст. 38 Закона, запрещающего кандидату вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей, в силу подпунктов «в.1» и «д» п. 24 ст. 38 Закона и соответствующих (аналогичных) норм <адрес> «О выборах и референдумах» отказала в регистрации Дерусову В.М. в качестве кандидата на должность <адрес>, поскольку последним для регистрации представлены документы, оформленные с нарушением требований настоящего Федерального закона, а также представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата.

 При указанных обстоятельствах принятие территориальной избирательной комиссией иного решения, в частности о регистрации Дерусова В.М. в качестве кандидата на должность <адрес>, выдвинутого в порядке самовыдвижения, противоречило бы закону.

 При указанных обстоятельствах суд находит оспариваемое Дерусовым В.М. решение территориальной избирательной комиссии законным, основанным на действующих нормах материального права, в связи с чем не подлежащим отмене либо изменению.

 Каких-либо оснований к отмене решения территориальной избирательной комиссии в отношении Дерусова В.М., как принятого с нарушением требований действующего законодательства, в частности требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, судом установлено не было.

 При этом доводы заявителя и его представителя, что проверка подписных листов фактически проводилась ни ДД.ММ.ГГГГ, в период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует текст итогового протокола проверки подписных листов, а также показания допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО4, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

 Действительно, как следует из итогового протокола проверки подписных листов рабочей группой территориальной избирательной комиссии, данная проверка имела место в период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ.

 Однако, как установлено в судебном заседании, в период с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ проводилась техническая работа по проверке наличия активного избирательного права у избирателей, проставивших в подписных листах в поддержку самовыдвижения кандидата Дерусова В.М. посредством проверки по системе «ГАЗ Выборы» и направления запроса в органы УФМС по <адрес> в <адрес>. Непосредственно подписные листы все рабочей группой территориальной избирательной комиссией смотрелись ДД.ММ.ГГГГ. При их фактическом просмотре и проверке присутствовало доверенное лицо Дерусова В.М.

 Указанные обстоятельства в судебном заседании нашли свое подтверждения и показаниями, в том числе свидетеля ФИО4, на которые в обоснование своих доводов ссылаются заявитель и его представитель, которая пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 17-м часу рабочей группой территориальной избирательной комиссией действительно проводился осмотр и исследование каждого подписного листа.

 При этом факт непредставления доверенному лицу кандидата ФИО4 для обозрения территориальной избирательной комиссией каждого подписного листа, в котором обнаружены недостатки, повлекшие признание последней подписей избирателей недействительными, в том числе представление которых и не было ею инициировано, не может свидетельствовать о нарушении избирательных прав Дерусова В.М., и тем более о не предоставлении ему возможности присутствовать при проверки подписных листов.

 Кроме того, безусловный факт нарушения территориальной избирательной комиссией уведомления кандидата о дате проведения проверки подписных листов, даже в случае, если бы он нашел свое подтверждение в судебном заседании, является не столь существенным и не влечет за собой достоверности представленных им подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, при тех установленных недостатках их получения и заполнения подписных листов.

 Доводы заявителя Дерусова В.М. и его представителя, что при оформлении подписных листов Дерусовым В.М. нарушений закона допущено не было, в подписном листе им верно, в полном объеме указаны сведения о нем, как о кандидате, поскольку <адрес> наделен статусом городского поселения в составе <адрес> со статусом административного центра <адрес>, в связи с чем у него не имелось обязанности в обязательном порядке указывать наименование района в адресе своего места жительства, что закону не противоречит, которое, кроме того, проставлялось в строгом соответствии с оригиналом заполнения штампа органами регистрационного учета, имевшегося в его паспорте, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

 Под адресом места жительства кандидата в соответствии с п/п 5 ст. 2 Закона понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

 Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов, с учетом фактических особенностей места жительства кандидата, только в том случае, если они фактически отсутствуют.

 Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

 Принимая во внимание изложенное, установив, что <адрес> является городским поселением, входящим в состав муниципального образования <адрес> (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ЗКО «О муниципальных образованиях <адрес>»), суд считает, что в подписных листах в адресе места жительства кандидата на должность <адрес>, проживающего в <адрес>, обязательно должен быть указан и район (<адрес>).

 Доводы Дерусова В.М. и его представителя, что отсутствие в двух из 29 представленных подписных листах его подписи в графе заверения подписей избирателей кандидатом, не является нарушением закона, влекущим недействительность подписей избирателей, поскольку данные подписи собирались лицом, уполномоченных им на сбор подписей, Дерусовой В.М., подпись которой, как сборщика, имеется на каждом из подписных листов, представленных в территориальную избирательную комиссию и, кроме того, действующим избирательным законодательством, не предусмотрено обязательное одновременное заверение подписных листов и сборщиком подписей и кандидатом, суд находит также несостоятельными, основанными на неправильном токовании норм материального права, поскольку из системного толкования норм действующего избирательного законодательства, а именно пунктов 12 и 13 ст. 37, а также п/п «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, следует, что подписные листы должны быть заверены посредством проставления даты и подписи не только лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а также и кандидатом.

 Доводы Дерусова В.М. и его представителя, что в подписных листах отсутствуют какие-либо исправления, требующие заверения их кандидатом, избирателем либо сборщиком подписей избирателей, суд находит несостоятельными, поскольку они в полном объеме опровергаются материалами дела, самими подписными листами, в которых в указанных выше листах и графах имеются визуально просматриваемые исправления, которые вышеуказанными лицами не оговорены.

 При этом к показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля Дерусовой В.М., пояснившей, что ни ею, как сборщиком подписей, ни самими избирателями, исправлений в сведения, даты проставления подписи в подписные листы не вносились, а имеющиеся помарки обусловлены возрастом избирателей, суд относится критически, поскольку данный свидетель собственноручно заполнял указанные подписные листы, является доверенным лицом Дерусова В.М., что свидетельствует о его заинтересованности.

 Доводы заявителя Дерусова В.М. и его представителя о том, что подписной лист <данные изъяты>, который в настоящее время не содержит соответствующих действительности сведений об избирателе под <данные изъяты> поскольку номер дома в адресе места жительства избирателя ФИО10 указан сборщиком подписей «<данные изъяты>», а согласно данных УФМС России по <адрес> в <адрес> данный избиратель зарегистрирован в доме <данные изъяты> в связи с тем, что данный лист мог подвергнуться изменению, суд находит необоснованными, поскольку тем самым, заявитель утверждает, что после сдачи подписных листов в территориальную избирательную комиссию, содержащиеся в них сведения были сфальсифицированы неизвестными лицами, и в частности в подписном листе изменился номер домовладения избирателя в адресе его регистрации посредством проставления цифры <данные изъяты>

 Суд считает, что указанные утверждения основаны заявителем на бездоказательных предположениях и допустимыми доказательствами (заключением специалиста и т.п.) они не подтверждены.

 При указанных обстоятельствах суд считает в удовлетворении заявленных Дерусовым В.М. требований отказать.

 Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

     В удовлетворении требований Дерусова Виктора Михайловича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность <адрес>, отмене решения и обязывании комиссии зарегистрировать его кандидатом на должность <адрес>, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение 5 дней со дня его принятия.

 Председательствующий судья           М.И. Водяникова

 Обжаловано. Оставлено без изменения. Вступило в законную силу.