ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/2014 от 27.01.2014 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

 Дело № 2-203/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 . гор. Комсомольск-на-Амуре

     Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Матвеевой *., при секретаре Зайдулиной * рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономарь * и Пономарь * об обжаловании действий председателя Комсомольской-на-Амуре городской межведомственной комиссии,

 У С Т А Н О В И Л:

 Пономарь * обратилась в суд с жалобой на действия председателя Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания. В обосновании доводов заявитель указала, что в октябре 2013 года она обратилась с письменным заявлением к председателю межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, в котором просила провести оценку принадлежащего ей на праве собственности, индивидуального жилого ., расположенного по адресу гор. Комсомольск-на-Амуре, ул.. попавшего в результате чрезвычайной ситуации в зону наводнения, на соответствие требованиям действующего законодательства и признать его пригодным (непригодным) для проживания. . она получила ответ за подписью председателя межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, в котором указано на отсутствие оснований для рассмотрения ее заявления, поскольку по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на указанное жилое помещение - жилой дом, за ней не зарегистрировано. С указанным ответом она не согласна, поскольку при отсутствии государственной регистрации права, право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Подтверждением факта строительства жилого дома является договор . от . года, заключенный между ней (Пономарь * и администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре, об аренде находящегося в государственной собственности земельного участка, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома по . земельный участок № .. Полагает, что председатель межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания *. Щербаков нарушил ее право гарантированное законодательством Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайных ситуаций.

 Просит суд признать незаконным отказ председателя Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, в проведении оценки соответствия принадлежащего ей (Пономарь * на праве собственности индивидуального жилого ., расположенного по . в гор.Комсомольске-на-Амуре на предмет признания его непригодным для проживания и возложить на председателя Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, обязанность провести оценку жилого ., расположенного в гор. Комсомольске-на-Амуре, по ул.., на предмет признания его непригодным для проживания.

 Пономарь * обратился в суд с жалобой на действия председателя Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания. В обосновании доводов заявитель указал, что в октябре 2013 года он обратился с письменным заявлением к председателю межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, в котором просил провести оценку принадлежащего ему на праве собственности, индивидуального жилого дома № ., расположенного по адресу гор. Комсомольск-на-Амуре, ул., попавшего в результате чрезвычайной ситуации, в зону наводнения, на соответствие требованиям действующего законодательства и признать его пригодным (непригодным) для проживания. . он получил ответ за подписью председателя межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, в котором указано на отсутствие оснований для рассмотрения его заявления, поскольку по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на указанное жилое помещение - жилой дом, за ним не зарегистрирован. С указанным ответом он не согласен, поскольку при отсутствии государственной регистрации права, право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Подтверждением факта строительства жилого дома является договор . от . года, заключенный между ним (Пономарь *.) и администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре, об аренде находящегося в государственной собственности земельного участка, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома по ., земельный участок № . Полагает, что председатель межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания * Щербаков нарушил его право гарантированное законодательством Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайных ситуаций.

 Просит суд признать незаконным отказ председателя Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, в проведении оценки соответствия принадлежащего ему (Пономарь *.) на праве собственности индивидуального жилого дома № . расположенного по . в гор.Комсомольске-на-Амуре на предмет признания его непригодным для проживания и возложить на председателя Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) не пригодными для проживания, обязанность провести оценку жилого ., расположенного в гор. Комсомольске-на-Амуре, по ул.., на предмет признания его непригодным для проживания.

 Определением судьи Центрального районного суда гор. Комсомольска-на-Амуре от 21.11 2013 года гражданские дела по заявлению Пономарь *. и Пономарь * об обжаловании действий председателя Комсомольской-на-Амуре городской межведомственной комиссии соединены в одно производство для совместного рассмотрения.

 В ходе судебного разбирательства заявители Пономарь * и Пономарь * поддержали заявленные требования и дали суде пояснения аналогичные выше установленным обстоятельствам.

 Представитель заявителей Паньков * поддержал заявленные Пономарь * и Пономарь * требования и суду пояснил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций…» установлена возможность выпускать государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Для включения в списки на выдачу государственных жилищных сертификатов, граждане пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации должны представить в органы исполнительной власти в числе других документов, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Для получения указанных справок Пономарь *. и Пономарь *. обращались в орган местного самоуправления. Подтверждением факта строительства жилого дома является договоры заключенные между заявителями и администрацией города Комсомольска-на-Амуре о передаче им в аренду земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов. Отказ председателя межведомственной комиссии, проводить оценку соответствия индивидуальных жилых домов, принадлежащих на праве собственности заявителям, о пригодности или непригодности проживая в них, нарушает право заявителей на возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением.

 Представитель Комсомольской-на-Амуре межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания - Гапченко *., действующий на основании доверенности . от . заявления Пономарь *. и Пономарь *. не признал и суду пояснил, что заявители обращались с письменными заявлениями в межведомственную комиссию и просили провести оценку, принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домов . и . расположенных по ., в гор.Комсомольске-на-Амуре на соответствие требованиям действующего законодательства о признании их домов пригодными или непригодными для проживания, указывая на то, что их дома попали в зону затопления, возникшего в результате чрезвычайной ситуации. К заявлению Пономарь * и Пономарь *. не приложили ни одного документа подтверждающего их право на указанные ими индивидуальные жилые дома. Межведомственной комиссией было установлено, что право собственности за Пономарь *.и Пономарь *. на указанные ими индивидуальные жилые дома в Росреестре не зарегистрировано. При обращении в межведомственную комиссию с заявлениями об определении оценки жилых домов пригодных или непригодных для проживания, заявителями Пономарь *. и Пономарь *. не был представлен ни один правоустанавливающий документ на принадлежащие им строения, документы предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Председатель межведомственной комиссии действовал в соответствии с постановлением Правительства . от ., из которого следует, что оценка жилых помещений на пригодность или непригодность проживания в них проводится по заявлениям собственников жилых помещений, а заявители таковыми не являются и на основании представленных правоустанавливающих документов на жилой дом, которых заявители не имеют. Просит суд в удовлетворении требований заявителей отказать в виду их необоснованности.

 Далее, как пояснил представитель Гапченко *. заявителям Пономарь * и Пономарь * разъяснялась возможность избрать иной способ защиты своего нарушенного права, в порядке искового производства.

 Выслушав пояснения заявителей Пономарь *., Пономарь *., их представителя Панькова * представителя межведомственной комиссии Гапченко *., исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии с п.1 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от . . усматривается, что настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

 Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2). Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.3).

 В соответствии с пунктами 4, 5 вышеуказанного Положения, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

 Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п.7).

 Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п.7).

 Распоряжением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре № 104-ра от 08.04.2013 года утвержден состав городской межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

 Распоряжением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре № 313-ра от 10.10.2013 года в распоряжение № 104-ра от 08.04.2013 года были внесены изменения. В частности, изменен состав межведомственной комиссии, председателем которой является заместитель главы администрации гор. Комсомольска-на-Амуре, Щербаков И.Ф.Согласно вышеуказанному распоряжению, межведомственная комиссии создана в целях организации работы по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, дома аварийным. Жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

 Судом установлено, что на основании договора № 2865/2 от 22.11.2011 года, заключенного между Пономарь Ф.С. и администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре и на основании договора № 2866/2 от 22.11.2011 года заключенного между Пономарь Н.И. и администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре, заявителем были переданы в аренду, находящиеся в государственной собственности земельные участки № 275 и 274 расположенные в гор. Комсомольске-на-Амуре, ул.Шоссейная, Хапсоль-1, площадью 1000 кв.метров для строительства индивидуальных жилых домов.

 Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года № 569-рп «О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12-00 часов 09.08.2013 года на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.

 На основании постановления администрации гор. Комсомольска-на-Амуре № 3372-па от 24.10.2013 года «Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» расположенные на земельных участках № 274 и № 275 дома попали в зону затопления, поскольку затоплены свыше одного метра.

 . заявители Пономарь * и Пономарь *. обратились с заявлениями в межведомственную комиссию по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и признании их пригодными (непригодными) для проживания.

 В заявлении Пономарь * просила провести оценку принадлежащего ей на праве собственности индивидуального жилого ., расположенного по . в гор. Комсомольске-на-Амуре, на соответствие требованиям действующего законодательства и признать его пригодным (непригодным) для проживания.

 В заявлении Пономарь *. просил провести оценку принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого ., расположенного по . в гор. Комсомольске-на-Амуре, на соответствие требованиям действующего законодательства и признать его пригодным (непригодным) для проживания.

 Правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Пономарь *. и Пономарь * на индивидуальные жилые дома, которые они просят оценить на соответствие пригодности или непригодности их для проживания, заявители в межведомственную комиссию не представили.

 ., за подписью председателя межведомственной комиссии *. Щербакова, заявителям Пономарь * и Пономарь *. были направлены сообщения, об отсутствии оснований для рассмотрения их заявлений о проведении оценки соответствия жилого помещения и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, в связи с отсутствием зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности заявителей на индивидуальные жилые . 275 по . в гор. Комсомольске-на-Амуре.

 В соответствии с п.42 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 усматривается, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

 При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п.43).

 В соответствии с п.45 этого же Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания, заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другие.

 В разделе 2 вышеназванного Положения, определены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

 Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается заявителями Пономарь *. и Пономарь *., при обращении их с заявлениями в межведомственную комиссию у них отсутствовали и в настоящее время отсутствуют правоустанавливающие документы подтверждающие их право собственности, как они указывают, на индивидуальные жилые . 275 по . в гор. Комсомольске-на-Амуре.

 Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых данных, представленных Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю, от . года, отсутствует информация о зарегистрированных правах на объекты: жилой . жилой ., расположенные по адресу *, ул...

 В ходе судебного разбирательства заявители Пономарь Ф.С. и Пономарь Н.И. обратились в ЗАО «Независимая экспертиза и оценка» с целью определении степени готовности жилого ., построенном на земельном участке предоставленном Пономарь Н.И.

 Из заключения . проведенного . года, специалистом ЗАО «Независимая экспертиза и оценка» усматривается, что степень готовности жилого дома, расположенного по адресу ., Хапсоль-1, участок . составляет 64 процента. Вместе с тем из п.1.4 указанного заключения усматривается, что отчет достоверен лишь в полном объеме и для указанных в нем целей. Использование отчета для других целей может привести к неверным выводам. Цель и задача оценки – определение степени готовности жилого дома для предоставления в суд (п.1.1. заключения).

 Из отчета . сделанного специалистом ООО «Стройпроект и экспертиза», . усматривается, что в результате строительно-технического обследования, на земельном участке по адресу гор. Комсомольск-на-Амуре, ул.Шоссейная, Хапсоль-1, земельный участок . расположена постройка. С учетом приведенных в отчете обстоятельств, специалист, не отнес указанную постройку к жилому дому.

 Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что у заявителей Пономарь * и Пономарь * отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие их право собственности на индивидуальные жилые дома.

 Судом установлено, что заявители Пономарь * и Пономарь *. с . зарегистрированы в доме № . по ул.. гор. Амурска, который принадлежит на праве собственности Кияткиной * что подтверждается выпиской из домовой книги.

 Исходя из того, что межведомственная комиссия производит оценку соответствия жилого помещения пригодным или непригодным для проживания на основании заявления собственника жилого помещения, коими Пономарь * и Пономарь *. не являются, и на основании правоустанавливающих документов, таких как разрешение на строительство жилых домов, межевое дело, технический паспорт жилых помещений и других, предусмотренных ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые у заявителей отсутствуют, у межведомственной комиссии не имелось оснований для рассмотрения заявления Пономарь * и Пономарь * о проведении такой оценки.

 Наличие заключенных с заявителями договоров аренды земельных участков . и . находящихся в гор. Комсомольске-на-Амуре, ул., . предоставленных им под строительство индивидуальных жилых домов, не подтверждает наличие на указанных земельных участках построенных индивидуальных жилых домов и не может являться основанием для поведения межведомственной комиссии оценки этих домов на соответствие их пригодности или непригодности для проживания.

 В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей в виду их необоснованности.

 Вынесенные Центральным районным судом гор. Комсомольска-на-Амуре . решения, по заявлениям Пономарь * и Пономарь * об установлении факта постоянного проживания их по . и по ., не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. Поскольку указанные решения являлись основанием для получения материальной помощи и компенсации за утрату имущества первой необходимости, выплачиваемой на основании Указа Президента Российской Федерации от . . «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

 Более того, из указанных решений, вынесенных на основании пояснений свидетелей усматривается, что Пономарь * и Пономарь *. по . и . строили дом, держали коров, бычков и каждый год выращивали в огороде овощи. Из указанных решений не усматривается, что они проживали в построенных на предоставленных им земельных участках жилых домах.

 Как пояснили в ходе судебного разбирательства заявители Пономарь *. и Пономарь *., на основании вынесенных решений, каждый из их получил материальную помощь по 120000 рублей.

 В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 года № 383-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года № 205-пр в пункт 1.2. усматривается, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, которые решением межведомственной комиссии органа местного самоуправления признаны непригодными для проживания и постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, находящемся в пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

 В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

 Доводы представителя заявителей Панькова * о том, что для включения в списки на выдачу государственных жилищных сертификатов, граждане пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации должны представить в органы исполнительной власти в числе других документов, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, при рассмотрении указанного дела необоснованны, поскольку в соответствии с постановлением Правительства . от . межведомственная комиссия по результатам проведенной оценки жилого помещения о признании его пригодными или непригодным для проживания, принимает большинством голосов членов комиссии решение, которое оформляется в виде заключения, и не выдает справки.

     Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Пономарь * и Пономарь * об обжаловании действий председателя Комсомольской-на-Амуре городской межведомственной комиссии по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания, отказавшего в проведении оценки жилых домов по адресу гор. Комсомольск-на-Амуре, ул. . на предмет признания их непригодными для проживания и возложении обязанности провести оценку указанных жилых домов на предмет признания их не пригодными для проживания – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения, через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

 Судья                            Матвеева Е.Б.