№ 2-203/2021
УИД 03RS0053-01-2021-000024-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 10 июня 2021 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Белорусовой Г.С.,
при секретаре Михайловой И.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан Филимонова В.В.,
представителя третьего лица – администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о восстановлении границ и площади,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о восстановлении границ и площади о восстановлении границ и площади.
В обоснование заявления указано, что в результате нарушения процедуры определения границ земельных участков, а именно часть земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, неправомерно включена в состав земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проверки установлено, что часть земельного участка, вошедшая в состав земельного участка с кадастровым номером № по материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Уфимского лесничества входит в состав земель лесного фонда и находится в квартале № выдел № Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества в пределах земельного участка, который включен в состав единого землепользования с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА).
По целевому назначению лесов указанный участок отнесен к «защитным лесам».
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № входит в состав земель государственного лесного фонда и неправомерно включен в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствуясь исключительно данными государственного кадастра недвижимости и является необоснованным.
Государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДАТА № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Исходя из п. 52 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДАТА№ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером № выбыл из состава земель лесного фонда помимо воли собственника - Российской Федерации и поставлен на государственный кадастровый учет с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», он подлежит возврату в собственность Российской Федерации в лице лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, земельный участок с кадастровым номером № подлежит снятию с кадастрового учета, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» подлежит изменению на «земли лесного фонда»,
После уточнения исковых требований просят истребовать из распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №
Изменить категорию земельного участка с кадастровым номером № из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда».
В судебном заседании старший помощник прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан Филимонов В.В. поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Минземимущества РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица - администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан ФИО1 в судебном заседании оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Представители третьих лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», Управления Росреестра по РБ, Министерства лесного хозяйства РБ, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Третье лицо – Управление Росреестра по РБ представило отзыв относительно заявленных исковых требований, в котором указало, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м поставлен на государственный кадастровый учет ДАТА со статусом «ранее учтенный», категория «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для размещения пчелопасеки», земельному участку присвоен кадастровый №.
По состоянию на ДАТА в отношении земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют записи о зарегистрированных правах.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № может быть снят с учета в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации как земельный участок, учтенный до ДАТА, права на который не зарегистрированы.
По сведениям ЕГРН установлено, что основной массив земель лесного фонда на территории <адрес> Республики Башкортостан учтен как объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером №, право собственности Российской Федерации, на который зарегистрировано ДАТА с декларированной площадью <данные изъяты> кв.м. Сведения о местоположении границ участков в разрезе выделов и лесных кварталов земель лесного фонда в <адрес> в ЕГРН отсутствуют.
Данные о местоположении границы и уточненной площади лесного участка федеральной собственности, а именно: графическая информация о лесном участке с кадастровым номером № из состава земель лесного фонда на территории <адрес>, в ЕГРН не внесены ввиду непредставления необходимых для внесения в ЕГРН документов.
Кушнаренковское участковое лесничество входит в состав Уфимского лесничества, границы которого установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДАТА№ «Об установлении границ Уфимского лесничества в <адрес>», и внесены в ЕГРН Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ ДАТА одним массивом (не в разрезе участковых лесничеств) по представленным Федеральным агентством лесного хозяйства для внесения документам.
При этом при внесении границы лесничества Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ в ЕГРН изменено описание местоположения границы лесничества в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 34 Закона № 218-ФЗ.
Сведения о местоположении границы лесничества внесены таким образом, чтобы граница лесничества не пересекала границы земельных участков, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № расположен за пределами внесенных в ЕГРН границ Уфимского лесничества.
Представленные для государственного кадастрового учета документы не содержат сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером № из земельного (лесного) участка, отнесенного к категории земель лесного фонда.
Сведения о категории земельного участка с кадастровым номером № внесены в ЕГРН на основании представленных документов. Изменения в сведения о категории с момента постановки его на государственный кадастровый учет не вносились.
Из отзыва третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № на сегодняшний день имеет следующие характеристики: дата постановки на ГКУ - ДАТА, статус - ранее учтенный, адрес: <адрес>, декларированная площадь - <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, права и обременения - сведения отсутствуют.
Сведения о данном земельном участке были внесены ещё в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а именно Федеральным законом от ДАТА N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с ДАТА стали сведениями ГКН, а с ДАТА, соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).
Земельный участок с кадастровым номером 02:36:170402:35 может быть снят с учета в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации как земельный участок, учтенный до ДАТА, права на который не зарегистрированы.
Кушнаренковское участковое лесничество входит в состав Уфимского лесничества, границы которого установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДАТА№ «Об установлении границ Уфимского лесничества в <адрес>», и внесены в ЕГРН Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> (далее - Филиал учреждения) ДАТА одним массивом (не в разрезе участковых лесничеств) по представленным Федеральным агентством лесного хозяйства для внесения документам.
При этом при внесении границы лесничества Филиалом учреждения в ЕГРН изменено описание местоположения границы лесничества в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 34 Федерального закона от ДАТА № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Сведения о местоположении границы лесничества внесены таким образом, чтобы граница лесничества не пересекала границы земельных участков, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположен за пределами внесенных в ЕГРН границ Уфимского лесничества.
Представленные для государственного кадастрового учета документы не содержат сведений об образовании вышеуказанного земельного участка из земельного (лесного) участка, отнесенного к категории земель лесного фонда.
Сведения о категории рассматриваемого земельного участка внесены в ЕГРН на основании представленных документов. Изменения в сведения о категории земельного участка с момента постановки их на государственный кадастровый учет не вносились.
Пересечений и/или наложений границ лесных участков с границами земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН выявлено не было.
Информации о расположении земельного участка с кадастровым номером № на землях лесного фонда, а также предложений об изменении категории, от представителей Минлесхоза РБ не поступали. Учитывая вышеизложенное, на сегодняшний день ЕГРН не содержит сведений, подтверждающих образование земельного участка с кадастровым номером № на землях лесного фонда.
Согласно отзыву третьего лица - Министерства лесного хозяйства РБ доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии со сведениями государственного лесного реестра территория земельного участка с кадастровым номером № категории «земли сельскохозяйственного назначения» входит в состав государственного лесного фонда, и частично расположена в квартале 113, выделах 14, 18 Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества.
Территория Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества входит в состав единого землепользования с кадастровым номером № В соответствии со сведениями ЕГРН ДАТА на земельный участок № зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Доказательств перевода спорных участков из категории земель лесного фонда в другую иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данные лесные участки, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией (в лице уполномоченного органа) перевода земель лесного фонда влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими, что подтверждается судебной практикой.
Присвоение спорному земельному участку категории - «земли сельскохозяйственного назначения» учитывая имеющиеся доказательства факта наложения на земли лесного фонда, не изменяет правового статуса земель лесного фонда, и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки.
Полагают, что исковые требования прокурора Кушнаренковского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из отзыва третьего лица – Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу следует, что согласно заключению Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДАТА установлен факт нарушения имущественных прав Российской Федерации, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с землями лесного фонда в выделах 14, 15, 18 квартала 113 Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан, площадь пересечения составляет <данные изъяты> кв. м., который включен в состав единого землепользования с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда, свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА в результате сопоставления материалов лесоустройства на границы земельного участка по координатным точкам:
№ X Y
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
с изменением категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для размещения пчелопасеки.
На основании вышеизложенного, с учетом возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в силу закона, а не в силу процедуры государственной регистрации права Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу считает исковые требования прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан законными и обоснованными и просит удовлетворить их в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу ч.2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Согласно ч.5 ст. 14 Федерального закона от ДАТА № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные показатели определяются лесоустроительной проектной документацией (ч.ч. 1, 3 ст. 6, ст.ст. 7, 67-69 Лесного кодекса РФ).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч.2 ст. 91 Лесного кодекса РФ). При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДАТА№ «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основание для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
В целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации по спорам, связанным с постановкой земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, Федеральное агентство лесного хозяйства обращает внимание на то, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного участка установлены ст.ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от ДАТА № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также ч.6 ст. 47 Федерального закона от ДАТА № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от ДАТА № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственных кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования.
В ходе проверки установлено, что в результате нарушения процедуры определения границ земельных участков, а именно часть земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, неправомерно включена в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Часть земельного участка, вошедшая в состав земельного участка с кадастровым номером № по материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Уфимского лесничества входит в состав земель лесного фонда и находится в квартале № выдел № Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества в пределах земельного участка, который включен в состав единого землепользования с кадастровым номером № относящегося к землям лесного фонда.
По целевому назначению лесов указанный участок отнесен к «защитным лесам».
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № входит в состав земель государственного лесного фонда и неправомерно включена в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДАТА установлен факт нарушения имущественных прав Российской Федерации, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения с землями лесного фонда в выделах 14, 15, 18 квартала 113 Кушнаренковского участкового лесничества Уфимского лесничества Республики Башкортостан, площадь пересечения составляет <данные изъяты> кв. м., который включен в состав единого землепользования с кадастровым номером №, относящегося к землям лесного фонда, свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА в результате сопоставления материалов лесоустройства на границы земельного участка по координатным точкам:
№ X Y
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
с изменением категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для размещения пчелопасеки.
Таким образом в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения имущественных прав Российской Федерации, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № части пересечения с землями лесного фонда в Кушнаренковском участковом лесничестве Уфимского лесничества Республики Башкортостан с изменением категории земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учетом представленных доказательств, обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о восстановлении границ и площади удовлетворить.
Истребовать из распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №
Изменить категорию земельного участка с кадастровым номером № из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда». Изменить категорию земельного участка с кадастровым номером № из категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли лесного фонда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Г.С. Белорусова