ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/2021 от 14.09.2021 Кожевниковского районного суда (Томская область)

№2-203/2021

УИД 70RS0023-01-2021-000180-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2021 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием представителя истца ФИО6, действующей на основании доверенности ... третьего лица – ФИО7, представителя третьего лица – ФИО8, действующего на основании ходатайства от ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Областного государственного бюджетного учреждения «Областное управление по охране и рациональному использованию животного мира Томской области» (далее – ОГБУ «Областное управление по охране и рациональному использованию животного мира Томской области», ОГБУ «Облохотуправление») к ФИО9 о признании объектов самовольными постройками, сносе самовольных построек,

установил:

ОГБУ «Областное управление по охране и рациональному использованию животного мира Томской области» обратилось в Шегарский районный суд Томской области с иском к ФИО9 о признании объектов: жилой дом, 3,7 м х 4,4 м; навес над домом, 5,7 м х 7 м; сруб, 3,7 м х 4,7 м; туалет, 1 м х 1 м; навес, 8 м х 11,7 м; забор, 262 м; ограждение земельного участка (забор), отображенное на плане земельного участка, – самовольными постройками; возложении на ответчика обязанности осуществить снос самовольных построек.

В обоснование требований указано, что ФИО9 является собственником земельного участка с кадастровым , площадью ... га, расположенного по <адрес>. Указанный земельный участок, находится в хозяйственной зоне государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» (далее – Заказник) относится к категориям земель сельскохозяйственного назначения. Согласно копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости, данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства. Согласно положению о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский», утвержденному Постановлением Администрации Томской области от 12.10.2011 №315а, заказник «Иловский» расположен на землях лесного фонда и землях сельскохозяйственного назначения, на которых разрешена деятельность соответствии с целевым назначением земель. Согласно пп.13 п.15 Положения о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский», утвержденным Постановлением Администрации Томской области от 12.10.2011 №315а, на территории хозяйственной зоны Заказника запрещаются строительство зданий и сооружений, за исключением строительства в целях осуществления деятельности Заказника и осуществления деятельности в соответствии с целевым назначением земель. Вместе с тем, начиная с июля 2018 года, без соответствующей разрешительной документации и без получения необходимых разрешений, ответчик самовольно осуществил на территории государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» строительство следующих объектов: жилой дом, 3,7 м х 4,4 м; навес над домом, 5,7 м х 7 м; сруб, 3,7 м х 4,7 м; туалет, 1 м х 1 м; навес, 8 м х 11,7 м; забор, 262 м. В августе 2018 года ОГБУ «Облохотуправление» к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ был привлечен сын ответчика – ФИО7, при составлении протокола ФИО7 указал, что с протоколом согласен, навес и загон построил для лошадей, в дальнейшем планирует узаконить земельный участок и сооружения. Учитывая изложенное, считает указанные в иске объекты самовольными постройками, подлежащими сносу в соответствии со ст.222 ГК РФ.

С учетом заявления об уточнении иска от 10.08.2021 просит суд признать объекты: жилой дом, 3,7 м х 4,4 м; навес над домом, 5,7 м х 7 м; сруб, 3,7 м х 4,7 м; туалет, 1 м х 1 м; навес, 8 м х 11,7 м; забор, 262 м; ограждение земельного участка (забор), отображенное на плане земельного участка, – самовольными постройками; возложить на ответчика обязанность осуществить снос самовольных построек; возложить на ответчика обязанность полностью восстановить забор, огораживающий территорию принадлежащего ей земельного участка, для того, чтобы выпас и подкорм лошадей производить только на территории, принадлежащей ответчику, а не на территории заказника «Иловский».

Определением судьи Томского областного суда от 01.06.2021 гражданское дело №2-121/2021 по иску ОГБУ «Облохотуправление» к ФИО9 о сносе самовольно возведенных построек, передано для рассмотрения по существу в Кожевниковский районный суд ТО.

22.06.2021 указанное гражданское дело поступило в Кожевниковский районный суд ТО, принято к производству.

Определением Кожевниковского районного суда ТО от 09.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечен ФИО7

Определением Кожевниковского районного суда ТО от 14.09.2021 принят частичный отказ истца от исковых требований в части сноса забора (262 м), расположенного на территории земельного участка, принадлежащего ФИО9, возложении на ответчика обязанности полностью восстановить забор, огораживающий территорию принадлежащего ей земельного участка, для того, чтобы выпас и подкорм лошадей производить только на территории, принадлежащей ответчику, а не на территории заказника «Иловский».

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что исковые требования ОГБУ «Облохотуправление» заявлены к ФИО9, как к собственнику земельного участка, на котором возведены спорные постройки. Указала, что самовольные постройки без оформления документов возвел ФИО7, который занимается разведением лошадей. Спорные строения не относятся к той деятельности, которую осуществляет ФИО7, дом является жилым, в нем имеется печь, постельные места, место для приготовления пищи.

Представитель истца ФИО10, действующая на основании доверенности ), ранее участвуя в судебном заседании, заявленные требования поддержала. Считала постройки ответчика недвижимым имуществом. Пояснила, что заказник «Иловский» был образован в 1988 году, это были земли сельскохозяйственного назначения «Гигант» – колхозные паи. Подпунктом 13 пункта 15 Положения о государственном зоологическом заказнике «Иловский», установлено, что любые постройки, которые возведены на территории государственного зоологического заказника, противоречащие деятельности заказника, запрещены. Земли ответчика были определены как земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, ФИО9 на данных землях может заниматься животноводством, не нарушая Положение о заказнике. При возведении спорных построек сотрудником зоологического заказника «Иловский» ФИО7 разъяснялось, что его действия на территории заказника ограничены.

Врио директора ОГБУ «Облохотуправление» ФИО11 в материалы дела представлен письменный отзыв на возражения ответчика, в котором указано о несостоятельности доводов стороны ответчика, ошибочном толковании норм действующего законодательства. В отзыве указано, что приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №54(последнее изменение – приказ №44 от 04.02.2019), утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в который включено сельскохозяйственное использование земли с кодами 1.1-1.20. Ответчик использует свой земельный участок согласно коду 1.7, животноводство: «Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции». Согласно п.2 ст.77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения можно возводить только сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. На территории заказника запрещено строить жилые помещения и постоянно находиться посторонним лицам, а на заповедной зоне запрещено производить выпас скота. Вместе с тем, забор, установленный ответчиком, не выполняет необходимую функцию (выпас и подкорм лошадей), поскольку имеет открытые места, лошади пасутся по всему заказнику, заходят на территорию заповедной зоны. Фактически забор только обозначает территорию участка ФИО9 Кроме того, в доме, расположенном на земельном участке ФИО9, постоянно проживают работники, которые следят за лошадьми. Считал, что все указанные в иске строения являются самовольно возведенными постройками, так как на них нет правоустанавливающих документов.

Ответчик ФИО9, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие (телефонограммы от 02.08.2021, 13.09.2021). Ранее представила возражения на иск от 02.07.2021, в которых считала заявленные требования не подлежащим удовлетворению в полном объеме. Указала, что спорные постройки находятся на земельном участке, расположенном на территории государственного зоологического заказника областного значения «Иловский», относящегося к особо охраняемой природной территории. Земельный участок с кадастровым , относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства. Ссылаясь на положения ч.2 ст.77, абз.2 ч.1 ст.78 ЗК РФ, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №П/0412, по которому земли сельскохозяйственного использования позволяют вести скотоводство (код 1.8) – «Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных...», считает, что по закону на землях сельхозназначения допускается строительство некапитальных построек хозяйственного назначения (ангаров, складских помещений, производственных цехов, не противоречащих целевому использованию земли). Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство с последующей регистрацией. В соответствии с актом обследования кадастрового инженера от 05.03.2021 спорные постройки являются некапитальными, так как не имеют прочной связи с землей, их конструктивные характеристики позволяют произвести перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. Спорные сооружения предназначены для обеспечения деятельности сельхозпроизводства – разведение и содержание лошадей, не относятся к недвижимому имуществу и не являются самовольно возведенными постройками. Указала, что не ограничивалась в установленном законом порядке в использовании своего земельного участка для целей сельхозпроизводства. Доказательств наступления неблагоприятных последствий для целей заказника от ее деятельности, стороной истца не представлено. Не представлено также доказательств существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, создающих угрозу безопасности граждан, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности окружающей территории. Целевым назначением земельного участка, в рассматриваемом случае, является сельхозпроизводство, со всеми видами деятельности, его составляющими. Сооружения, используемые для содержания и разведения сельскохозяйственных животных (лошадей), не являются самовольно возведенными постройками и не оказывают неблагоприятных антропогенных воздействий на территорию Заказника. Возведение некапитальных строений на земельном участке с целевым назначением сельскохозяйственное производство не нарушает запретов, установленных положением «О государственном экологическом заказчике областного значения «Иловский». Указала, что сельскохозяйственная деятельность стороны ответчика не угрожает целям создания Заказника – воспроизводство, восстановление и сохранение численности охотничьих животных, а также среды их обитания на территории Шегарского района ТО.

Третье лицо – ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что с разрешения ответчика занимается на данном земельном участке разведением лошадей. Официально эта деятельность не зарегистрирована, индивидуальным предпринимателем или руководителем КФХ он не является. Всего у него в хозяйстве 20 голов лошадей. Не оспаривал наличие на земельном участке строений: постройки, 3,7 м х 4,4 м; навеса над домом, 5,7 м х 7 м; сруба, 3,7 м х 4,7 м; туалета, 1 м х 1 м; навеса, 8 м х 11,7 м. Указал, что все строения были возведены им и его отцом, ответчик вкладывала в строительство денежные средства. Пояснил, что земельный участок частично огорожен забором, чтобы кони не могли выйти за его пределы. Забор предназначен для ветеринарных процедур и отлова животных. Дом, площадью 3,7 м х 4,4 м, не жилой, используется в качестве укрытия от неблагоприятной погоды, там можно обогреться, обсохнуть, принять пищу, отдохнуть; постоянно там никто не проживает. Навес над домом, 5,7 м х 7м, используется для хранения кормов, дров, амуниции для коней. Сруб, 3,7 м х 4,7 м, баней не является, предполагается размещение теплого «родильника» для жеребят. Навес, 8 м х 11,7 м, предназначен для складирования сена. Настаивал, что все возведенные на земельном участке строения, необходимы и предназначены для разведения лошадей.

В письменных возражениях от 28.07.2021, в отзыве от 26.08.2021, ФИО7 также указал, что земля используется ответчиком в соответствии с целевым назначением – сельхозпроизводство, его деятельность не причиняет вреда животному миру и природе Заказника. Выделение в 2019 году земельного участка ответчика из общего массива, находившихся в долевой частной собственности сельскохозяйственных паев, проходило в полном соответствии с законодательными установлениями. Ответчик осуществляет деятельность, отнесенную классификатором видов разрешенного использования земельных участков к скотоводству (код 1.8 классификатора). Указанный вид деятельности прямо предусматривает, в том числе, возведение зданий и сооружений, используемых для разведения и содержания животных. Актом обследования кадастрового инженера от 05.03.2021 установлено, что спорные постройки не являются капитальными строениями, не имеют прочной связи с землей (фундамента), могут быть без нарушения их целостности перемещены в другое место, в силу чего не могут быть отнесены к жилым. Разрешение на возведение не капитальных не жилых построек в целях сельхозпроизводства и на землях сельхозназначения не требуется. Разведение лошадей в целях сельхозпроизводства предусматривает (и прямо установлено нормативно-правовыми актами) право собственника обустроить место для укрытия от непогоды и обогрева, для приема пищи, отдыха, как то избушки, навесы и т.п., а туалет – элементарное соблюдение санитарно-гигиенических и этических норм. Указал, что доказательств захода лошадей ответчика в заповедную зону заказника стороной истца не представлено, не представлено также доказательств причинения вреда от лошадей животному миру Заказника. Наличие в заборе открытых мест не свидетельствует о том, что земельный участок не используется для выпаса и подкорма лошадей. Требование о ликвидации открытых мест в заборе не заявляется. Доказательством постоянного проживания кого-либо где-либо является установленная законом регистрация по месту жительства или пребывания. Нахождение физических лиц на землях сельхозназначения (даже с периодическими ночевками) не свидетельствует о постоянном проживании. Работники находятся земельном участке для выполнения трудовой функции – охрана и обслуживание лошадей, которая предполагает и кратковременный отдых (сон) в строении, обеспечивающем укрытие от непогоды и обогрев людей.

Представитель третьего лица ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что имеется заключение специалиста, по которому спорные строения не относятся к капитальным и жилым. Наличие некапитальных строений в соответствии с Земельным кодексом РФ на землях сельхозпроизводства разрешено.

При разбирательстве гражданского дела, определив на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие ответчика, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункты 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением, установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п.2 ст.222 ГК РФ).

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п.3.1 ГК РФ).

Таким образом, по правилам статьи 222 ГК РФ недвижимый объект, созданный без согласия собственника земли, на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо создан без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил может быть квалифицирован в качестве самовольной постройки.

Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из анализа положений статей 11, 72, 76 ЗК РФ, пункта 1 статьи 8 ГрК РФ, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления, поэтому факт самовольного строительства влечет нарушение его законных интересов.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с п.2 ст.2, ст.22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», п.1 ст.95 ЗК РФ к особо охраняемым природным территориям относятся, в числе прочих, государственные природные заказники – территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (ст.24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (п.2 ст.95 ЗК РФ).

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п.3 ст.95 ЗК РФ).

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами (п.7 ст.95 ЗК РФ).

Согласно Положению о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский» (далее – Положение), утвержденному Постановлением Администрацией Томской области от 12.10.2011 №315а, государственный зоологический заказник областного значения «Иловский» (далее – заказник) объявлен заказником областного значения, а территория, занятая им, является особо охраняемой природной территорией. Заказник расположен на территории Шегарского района Томской области в границах, указанных в приложении №2 к настоящему постановлению. Площадь заказника составляет 54 638 га, из них площадь заповедной зоны составляет 2 4307 га, площадь хозяйственной зоны - 30331 га (п.2 Положения).

Государственное управление и государственный контроль за деятельностью заказника осуществляет Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области в соответствии с действующим законодательством. Администрацией заказника является ОГБУ «Областное управление по охране и рациональному использованию животного мира Томской области», которое обеспечивает функционирование и охрану заказника (п.п.4, 5 Положения).

Полномочия ОГБУ «Облохотуправление» как органа, осуществляющего надзор, регламентированы Уставом ОГБУ «Облохотуправление», утвержденным распоряжением Департамента охотничьего и рыбного хозяйства ТО от 05.06.2018 №071-р.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец обладает правом на предъявление указанных в исковом заявлении требований.

В соответствии с пунктами 7, 8 Положения, установленный режим особой охраны территории заказника обязателен для исполнения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, производящими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории Заказника. На территории заказника запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или может причинить вред природным комплексам и компонентам.

На территории заказника выделяются следующие функциональные зоны: заповедная зона расположена на землях лесного фонда в границах Иловского урочища Иловского участкового лесничества Шегарского лесничества, предназначена для поддержания высокой численности ценных в хозяйственном и культурном отношении животных, а также редких видов животных; хозяйственная зона расположена на землях лесного фонда и землях сельскохозяйственного назначения, на которых разрешена деятельность в соответствии с целевым назначением земель (п.13 Положения).

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым , расположенный по <адрес> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, на праве собственности принадлежит ФИО9 Документы-основания: решение собственника от 16.08.2019, договор купли-продажи от 28.05.2018, свидетельство на право собственности на землю , выданное 20.09.1994 Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Шегарского района (выписки из ЕГРН от 09.09.2019, 29.06.2021, свидетельство от 16.09.1994, решение собственника от 16.08.2019, проект межевания земельных участков от 16.08.2019).

23.10.2018 директором ОГБУ «Облохотуправление» в адрес Главы администрации Шегарского района Томской области направлено письмо, содержащее сведения о том, что в рамках осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» уполномоченными лицами были выявлены факты размещения объектов капитального строительства на земельных участках в границах особо охраняемой природной территории. Согласно протоколу об административном правонарушении от 24.08.2018 на территории Заказника в границах Заказника были обнаружены следующие сооружения с координатами ..., отмеченными на карте-схеме: сооружения в виде дощатого навеса, шириной 9 м, длиной 11 м, высотой 3 м; загон из жердей для домашних животных – лошадей, размером 21 м х 21 м. Земельные участки в границах Заказника никому не предоставлялись, разрешения на строительство на указанной территории не выдавались, земельные участки с данными координатами не относятся к землям лесного фонда, а потому перечисленные сооружения обладают признаками самовольной постройки (письмо от 23.10.2018 , ответы на запросы от 16.10.2018, 11.10.2018).

Согласно ответу от 02.07.2021 на запрос суда, в МКУ «Администрация Шегарского района» отсутствуют распорядительные акты об изменении категории земель, вида разрешенного использования, о предоставлении земельного участка с кадастровым . Земельный участок образован путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности бывшего ТОО «Гигант». Разрешение на строительство, документы о вводе в эксплуатацию строений, расположенных на указанном земельном участке (жилой дом, навес, сруб и др.) МКУ «Администрация Шегарского района» не выдавало.

Таким образом, в судебном заседании установлено, и не оспаривается стороной ответчика, что земельный участок с кадастровым , находится в хозяйственной зоне государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» относится к категориям земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства.

Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что ответчиком она территории государственного зоологического заказника областного значения «Иловский» осуществлено строительство объектов, использование которых не связано с деятельностью заказника и осуществлением ответчиком деятельности в соответствии с целевым назначением земель. Поверяя указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.п.1, 2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст.42 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В п. 1 ст.263 ГК РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из п.1 ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст.77 ЗК РФ).

В силу п.2 ст.77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. ФИО12 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В силу с ч.10 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно пп.13 п.15 Положения о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский» на территории хозяйственной зоны Заказника запрещаются строительство зданий и сооружений, за исключением строительства в целях осуществления деятельности заказника и осуществления деятельности в соответствии с целевым назначением земель.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 установлено, что содержание вида разрешенного использования – сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Ответчик использует свой земельный участок согласно коду 1.8, скотоводство – осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).

Согласно п.2 ст.77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения можно возводить только сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В судебном заседании установлено, что 24.08.2018 старшим государственным инспектором ОГБУ «Областное управление по охране и рациональному использованию животного мира Томской области» ФИО1 в отношении ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ. Согласно протоколу, правонарушение выразилось в том, что ФИО7, находясь в хозяйственной зоне зоологического заказника областного значения «Иловский», координаты: ..., в период с 10 по 15 июля 2018 года осуществил строительство сооружения в виде дощатого навеса, шириной 9 м, длиной 11 м, высотой 3 м, и загона из жердей для домашних животных – лошадей, размером 21 х 21 метр. При составлении протокола об административном правонарушении ФИО7 пояснил, что с протоколом согласен, построил навес и загон для лошадей, в дальнейшем планирует узаконить территорию и сооружения.

Постановлением директора ОГБУ «Облохотуправление» ФИО2 от 31.08.2018 ФИО7 был признан виновным в совершении в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.39 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного режима государственного зоологического заказника областного значения «Иловский», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000,00 рублей.

30.01.2021 государственным инспектором ОГБУ «Облохотуправление» ФИО3 составлен акт об обнаружении зданий и сооружений на территории государственного экологического заказника Шегарского района «Иловский»; место обнаружения зданий и сооружений: ..., мелиоративные поля заказника «Иловский» Шегарского района от населенного пункта д.Каргала 11 км трассы на Бакчар. Государственным инспектором обнаружены следующие объекты: дом из осины, 3,7 м х 4,7 м; сруб из осины, 3,7 м х 4,7 м; навес, 8 м х 11,7 м; туалет; навес над домом, 5,3 м х 7 м; составлен план-схема расположения сооружений.

В служебной записке от 29.07.2021 директору ОГБУ «Облохотуправление» охотовед ФИО3 сообщил, что начал встречать ФИО7 на территории заказника с 2016 года, когда последний завез коней. ФИО7 неоднократно предупреждался о том, что территория имеет статус особо охраняемой и его действия на данной территории ограничены. В 2018 году в отношении ФИО7 было составлено 2 протокола, один по факту незаконного строительства сооружений, а второй по факту стоянки автотранспорта в нарушение пп.1,13 п. 15 Положения о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский» №315а. Данные протоколы были составлены ввиду отсутствия документов на землю. Территория, на которой расположены строения ФИО7, забором не огорожена, при регулярной проверке установлено, что кони в загоне постоянно не находятся, загоны для коней не несут своей функциональной значимости, что позволяет животным разгуливать по остальной территории заказника. Заповедная зона заказника находится менее 1 км от участка ФИО7, и кони свободно разгуливают, тем самым нарушают экологический баланс данного заказника. Нахождение коней вне его территории, доказывают неоднократно найденные и зафиксированные следы копыт. Систематически встречаются люди без определенного места жительства, которые называют себя сторожами и говорят, что работают у ФИО7 на территории Заказника.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что работает государственным инспектором ОГБУ «Облохотуправление» с 1992 года. В его должностные полномочия входит следить за животным миром, нарушениями экологической обстановки в заказнике, рубками, движением транспорта. Территория заказника «Иловский» является особо охраняемой зоной, где запрещено движение транспорта, на землях сельскохозяйственного назначения движение разрешено. В рамках осуществления своих обязанностей он встречался со ФИО7 в 2018 году. Тогда на спорной территории никаких строений не было, ФИО7 собирался разводить коней. Он (ФИО3.) предупредил ФИО7 о том, что постройка строений запрещена, действия должны быть согласованы с Департаментом природных ресурсов. Через год на земельном участке уже были возведены строения: дом, в котором был газовый баллон для приготовления пищи, стояла печь, диван и стол, водопровод и свет не подведены, построен сруб, размером 3 м х 4 м, потом появился еще один сруб и туалет. Сейчас на данном участке находятся следующие строения: дом, 3,5 м х 4 м, с крытой верандой, 1,5 м х 2 м, сруб без крыши, туалет и навес, 8 м х 11 м. Все строения находятся в сельскохозяйственной зоне, влево от границы строений ФИО7 на расстоянии 620 м расположена особо охраняемая зона. Несколько раз на территории он (ФИО3.) встречал лиц без определенного места жительства, которые жили в доме, говорили, что охраняют коней.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что работает в ОГБУ «Облохотуправление», в его должностные полномочия входит проверка автотранспорта, людей, находящихся на территории Заказника, составление протоколов в случае выявления нарушений. На спорной территории стоит дом, в котором можно проживать, в доме имеется печь «буржуйка», две кровати, стол. Вровень с домом сделан сруб, предположительно для бани, туалет, забор и строение, состоящее из двух стен и крыши. Где расположен заезд – территория загорожена. Строения ФИО7 расположены в сельскохозяйственной зоне. В заповедной зоне им были обнаружены и сфотографированы следы лошадей, фотоматериал представлен в суд. Им же что в июне-июле этого года по распоряжению руководства сфотографированы строения С-вых.

Третьим лицом в судебное заседание представлен акт обследования кадастрового инженера ФИО5 от 05.03.2021, из которого следует, что строение, расположенное на земельном участке с кадастровым по <адрес>, состоящее из стен (бревенчатые, диаметром 200 мм), крыши (шифер по деревянной обрешетке), фундамент отсутствует, имеет все признаки некапитального строения в связи с отсутствием прочной связи с землей (отсутствием фундамента). Указано, что, исходя из сведений ЕГРН, земельный участок предназначен для сельхозпроизводства, согласно п.2 ст.77 ЗК РФ вид разрешенного использования земельного участка разрешает возведение зданий, сооружений для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.

Изучив представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения свидетелей, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашли свое подтверждения обстоятельства того, что сооружения: дом (3,7 м х 4.4 м), навес над домом (5,7 м х 7 м), сруб (3,7 м х 4,7 м), туалет (1 м х 1 м), навес (8 м х 11,7 м), расположенные на земельном участке по <адрес>, кадастровый , возведены в нарушение пп.13 п.15 Положения о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский», т.е. с нарушением установленного законодательством запрета, и с нарушением целевого назначения земельного участка.

Использование земельных участков допускается лишь с соблюдением установленных законодательством ограничений, тогда как таковые (в части возведения спорных объектов) ФИО9 были нарушены.

Представленный стороной ответчика в материалы дела Акт обследования кадастрового инженера от 05.03.2021, по которому спорные постройки признаны некапитальными, не имеющими прочной связи с землей, вывод суда не опровергает.

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, содержится в п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, при этом положения названной нормы позволяют субъектам РФ расширять указанный перечень. Согласно приведенной норме, разрешение на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Вместе с тем, стороной ответчика не представлено доказательств тому, что сооружения: дом (3,7 м х 4.4 м), навес над домом (5,7 м х 7 м), сруб (3,7 м х 4,7 м), туалет (1 м х 1 м), навес (8 м х 11,7 м), возведенные на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, относятся к объектам, связанным с сельскохозяйственным производством, используются для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, или же для содержания, и разведения сельскохозяйственных животных.

Третьим лицом не оспаривается обстоятельство того, что на земельном участке находятся лица, занимающиеся охраной и обслуживанием лошадей, которые находятся в спорных постройках, используют их для сна и отдыха.

Из представленных фотоснимков усматривается, что объект – дом, 3,7 м х 4.4 м, пригоден и используется для нахождения и проживания граждан, о чем свидетельствуют планировка комнаты, наличие в ней спальных мест, места для приготовления и приема пищи, что не относится к сельскохозяйственной деятельности.

На основании изложенного, суд признает сооружения: дом (3,7 м х 4.4 м), навес над домом (5,7 м х 7 м), сруб (3,7 м х 4,7 м), туалет (1 м х 1 м), навес (8 м х 11,7 м), расположенные на земельном участке по <адрес>, кадастровый , самовольными постройками.

Доводы третьего лица о том, что использование земельного участка без возведения спорных объектов невозможно, надлежащими доказательствами не подтверждены.

Суд принимает во внимание, что ФИО7 в установленном законом порядке ранее привлекался к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ за нарушение установленного режима государственного зоологического заказника областного значения «Иловский».

Вместе с тем, в удовлетворении исковых требований в части признания ограждения земельного участка (забора), отображенного на плане земельного участка самовольной постройкой и его сносе надлежит отказать, поскольку указанное сооружение не нарушает целевое назначения земельного участка, обеспечивает охрану земель зоологического заказника областного значения «Иловский» от сельскохозяйственных животных.

Принимая во внимание, что нормы Положения о государственном зоологическом заказнике областного значения «Иловский» носят императивный характер, ввиду невозможности сохранения спорных объектов в виду нарушения целевого назначения земельного участка, требования истца о возложении обязанности осуществить снос самовольных построек: дома (3,7 м х 4.4 м), навеса над домом (5,7 м х 7 м), сруба (3,7 м х 4,7 м), туалета (1 м х 1 м), навеса (8 м х 11,7 м), расположенных на земельном участке по адресу: Томская область, Шегарский район, кадастровый , подлежат удовлетворению.

Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч.2).

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для осуществления сноса самовольных построек, суд считает целесообразным установить разумный срок для исполнения решения суда в два календарных месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, определяется в соответствии со ст.333.19 НК РФ.

Согласно пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, для организаций, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000,00 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а потому с ответчика ФИО9 подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в порядке ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 6 000,00 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования Областного государственного бюджетного учреждения «Областное управление по охране и рациональному использованию животного мира Томской области» к ФИО9 о признании объектов самовольными постройками, сносе самовольных построек, удовлетворить частично.

Признать сооружения: дом (3,7 м х 4.4 м), навес над домом (5,7 м х 7 м), сруб (3,7 м х 4,7 м), туалет (1 м х 1 м), навес (8 м х 11,7 м), расположенные на земельном участке по <адрес>, кадастровый , – самовольными постройками.

Обязать ответчика ФИО9, родившуюся ..., осуществить снос самовольных построек: дома (3,7 м х 4.4 м), навеса над домом (5,7 м х 7 м), сруба (3,7 м х 4,7 м), туалета (1 м х 1 м), навеса (8 м х 11,7 м), расположенных на земельном участке по <адрес>, кадастровый .

Установить разумный срок для исполнения решения суда в два календарных месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В удовлетворении исковых требований о признании ограждения земельного участка (забора), отображенного на плане земельного участка самовольной постройкой и его сносе, отказать.

Взыскать со ФИО9, родившейся ..., в бюджет муниципального образования «Кожевниковский район» государственную пошлину в размере 6000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись) Т.А.Алиткина