ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/2021 от 25.01.2022 Мантуровского районного суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Мантуровский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Коростелевой Н.А.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО6,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ответчику Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об обеспечении земельного участка объектами инженерной инфраструктуры,

установил:

<адрес> обратился в суд в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО4 с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об обеспечении земельного участка объектами инженерной инфраструктуры, указав, что в ходе проверки обращения ФИО1 о предоставлении её семье земельного участка без обеспечения инженерной инфраструктурой, было установлено, что на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), семье ФИО10 бесплатно в общую долевую собственность был предоставлен земельный участок с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства. Семья ФИО1 на предоставленном земельном участке планируют осуществить строительство индивидуального жилого дома, но отсутствие инфраструктуры нарушает их права и лишает возможности ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимого жилого дома к инженерно-техническим сетям и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию <адрес>, в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить земельный участок, выделенный семье ФИО10 объектами инфраструктуры – водоснабжением и автомобильной дорогой с твердым покрытием.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО6 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что в настоящее время строительство на выделенном участке не ведется и в ближайшие несколько лет их семья строительство дома не планирует. Выделенным участком они не пользуются, только ухаживают, скашивают летом траву.

Представитель Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО7 в судебном заседании пояснила, что земельный участок, выделенный семье ФИО10, находится в кадастровом квартале, среди участков, выделенных другим семьям. К данному кварталу имеется автодорога, недалеко находится водонапорная башня с системой водоснабжения. ФИО1 о планировании строительства жилого дома на данном участке <адрес> не уведомляла. Полагает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, т.к. порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков при предоставлении в собственность гражданам бесплатно, законодательно не урегулирован.

Выслушав пояснения помощника прокурора ФИО6, истца ФИО1 представителя ответчика ФИО7, исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4, 5, 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в т.ч., организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Статьей 1 п.24 Градостроительного кодекса РФ, определено, что система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

В судебном заседании установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к <адрес> с заявлением о постановке на учет для предоставлении её многодетной семье земельного участка. Целью использования участка она указала ведение личного подсобного хозяйства ( л.д.13).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1, ФИО8, ФИО2, ФИО2, ФИО4 бесплатно в общедолевую собственность был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1500 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, Мантуровский сельсовет, <адрес> границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства ( л.д.22,23,24).

Согласно Выпискам из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на указанный участок зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО1, ФИО8, ФИО2, ФИО2, ФИО4 по 1/5 (одной пятой) доле за каждым. ( л.д.27-29,30-32,33-35,36-38,39-41,42-44).

Как следует из сообщения <адрес> прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 46:14:010102:382 не обеспечен инженерной инфраструктурой – водоснабжением и автомобильной дорогой с твердым покрытием ( л.д.11).

В судебное заседание представителем ответчика был представлен акт замера расстояний инженерных сетей и автодороги ( со схемой) от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что расстояние от земельного участка, принадлежащего ФИО10 до водопровода составляет 93 метра, до существующей автомобильной дороги из асфальтобетона -72 метра.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О "По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости, предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Вместе с тем, в судебном заседании было достоверно установлено, что земельный участок семье ФИО10 был предоставлен не для индивидуального жилищного строительства, а для ведения личного подсобного хозяйства, что следует как из заявления ФИО1 в администрацию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о выделении участка для ведения личного подсобного хозяйства, а не для строительства, так и из пояснений ФИО1 в судебном заседании о том, что с момента предоставления земельного участка в 2018 году до настоящего времени строительство дома на выделенном участке не начиналось и в ближайшие несколько лет не планируется, по прямому назначению они им не пользуются, только ухаживают, скашивая траву. Из пояснений представителя ответчика также следует, что ФИО1 с уведомлением о строительстве каких-либо объектов на выделенном участке, в администрацию района не обращалась.

В связи с изложенным, суд полагает, что вышеуказанные нормы об обязанности обеспечения объектами инфраструктуры, в данном случае, не могут быть применены.

Согласно ст.2, ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О личном подсобном хозяйстве", органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательства не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки многодетных семей.

Порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, на территории <адрес> при предоставлении многодетным семьям также не установлен.

Приказ Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», согласно п.17 которого определены критерии отбора земельных участков, в числе которых транспортная доступность и обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры, носит рекомендательный характер.

Таким образом, законодательно установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств, тогда как обеспечение конкретного земельного участка инженерной инфраструктрурой, законодательно не предусмотрено.

Анализируя вышеизложенное, а также учитывая, что ФИО1 и члены её семьи, с момента выделения земельного участка в 2018 году не пользуются им по назначению – для ведения личного подсобного хозяйства, и их права по пользованию участком в настоящее время не нарушены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об обеспечении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 46:14:010102:382 объектами инфраструктуры - водоснабжением и автомобильной дорогой с твердым покрытием – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Курский областной суд через Мантуровский районный суд <адрес>.

Председательствующий

судья Н.А. Коростелева