ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/2022 от 16.03.2022 Калачинского городского суда (Омская область)

№ 2-203/2022

55RS0014-01-2022-000245-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калачинск 16 марта 2022 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Федорова К.Е., при секретаре судебного заседания Ивановой М.Н., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Попик О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела –203/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд <адрес> обратилась ФИО1 с исковыми требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

В исковом заявлении ФИО1 указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала различные должности в Межрайонной ИФНС России по <адрес>. Данная инспекция реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому она уволена в связи с сокращением по п. 8.2 ч. 4.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении ей выплачена компенсация в размере ее четырехмесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным постановлением учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии. При расчете инспекцией не были взяты в расчет выплаченные ей за 12 предыдущих месяцев средства ежеквартального материального стимулирования, носящего постоянный характер с 2007 года, и полученное дополнительное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда за 2020-2021 гг. По мнению истца, это привело к занижению размера ее месячного денежного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации. В ее служебном контракте прописано, что ее денежное содержание состоит из оклада, дополнительных выплат (оклада за классный чин, надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия, ежемесячного денежного поощрения), материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также что ей производятся иные выплаты по федеральным законам и другим нормативным документам. Инспекцией не были применены нормы п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ при удержании налога на доходы физических лиц в части превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работников. С 4-го денежного содержания НДФЛ удержан в полном объеме.

С учетом уточнения исковых требований просила взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> сумму материального стимулирования, не включенную в расчет компенсации при сокращении, в размере 71 078 руб. 08 коп., излишне удержанный НДФЛ в сумме 3852 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 3650,01 руб., компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФНС России по <адрес>.

Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что действиями ответчика нарушены ее права, компенсация, выплаченная при сокращении, рассчитана не в соответствии с законом, в связи с выплатой компенсации не в полном размере просила взыскать компенсацию за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ, кроме того, задержкой выплат ей причинен моральный вред.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> - ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что порядок исчисления денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы закреплён в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Средства ежеквартального материального стимулирования и полученное дополнительное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда не учитывались при расчете соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 данных Правил. При выплате компенсации при сокращении ФИО1 инспекцией удержан налог на доходы физических лиц с четвертого денежного содержания на основании пп. 7 п. 1 ст. 217 НК РФ, основания для удовлетворения исковых требований в данной части также отсутствуют. Кроме того, полагал, что компенсация морального вреда следует из факта причинения физических и нравственных страданий путем неправомерных действий, в связи с чем основания для компенсации морального вреда отсутствуют

Представитель третьего лица – Управления ФНС России по <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, выразила согласие с позицией представителя ответчика.

Суд, оценив доводы искового заявления, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя в лице начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>ФИО4, действующего на основании Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО1, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, заключен служебный контракт о прохождении ФИО1 государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (л.д. 76-78).

В свою очередь, в соответствии с п. 2 контракта ФИО1 обязуется исполнять должностные обязанности по должности специалиста 1 категории отдела финансового и общего обеспечения, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в соответствии с прилагаемым к служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего и соблюдать служебный распорядок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Согласно условий заключенного с государственным служащим контракта представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы РФ в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ (п. 1).

Представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы РФ в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ и служебным контрактом (абз. 2 п. 2).

Согласно п. 9 служебного контракта, заключенного с ФИО1, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4723 рубля в месяц;

б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1663 рубля в месяц;

в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада – 1417 рублей;

г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов этого оклада – 3779 рублей;

д) ежемесячного денежного поощрения в размере 4723 рублей (одного должностного оклада);

е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, исполнения должностного регламента;

ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Выплата денежного содержания производится: за первую половину месяца 20 числа текущего месяца, за месяц – 05 числа, следующего за текущим.

На сновании приказа УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@ с ДД.ММ.ГГГГ произведен переход на утвержденную Федеральной налоговой службой структуру УФНС России по <адрес>. Реорганизованы территориальные налоговые органы по <адрес>.

Согласно п. 2.3 приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> реорганизованы путем присоединения к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу <адрес>.

Установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу <адрес> является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы и по <адрес>.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу <адрес> переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Приказом начальника МРИ ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@ и в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, служебный контракт с ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.

Согласно данному пункту Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил (при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы; в случае прекращения служебного контракта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно расчету компенсации при сокращении от ДД.ММ.ГГГГ средний заработок ФИО1 за 12 месяцев составил 29 631 руб. 39 коп., в связи с чем ей выплачена компенсация в размере 88 894 руб. 17 коп. и 29 631 руб. 39 коп. = 118 525 руб. 56 коп. (л.д. 64-65).

При этом при расчетах компенсации не учтены суммы выплаченных средств материального стимулирования.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, в связи с чем подлежат учету при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2020 год в объеме 199 884 662,0 тыс. руб., на 2021 год в объеме 282 901 599,7 тыс. руб. и на 2022 год в объеме 294 218 375,3 тыс. руб., предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование системы материальной мотивации, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 182 347 550,7 тыс. руб., на 2022 год в объеме 184 171 026,2 тыс. руб. и на 2023 год в объеме 292 018 306,1 тыс. руб., предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование системы материальной мотивации, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих (в 2021 и 2022 годах - на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих; в 2023 году - на поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания, материальное стимулирование, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих).

Письмами руководителя Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Правительством РФ решений о выделении во втором полугодии 2020 года и в 2021 году дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда, до начальников межрегиональных инспекций ФНС России, руководителей управлений ФНС России по субъектам РФ доведены в распоряжение дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Приказами УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утверждены общие рейтинговые баллы территориальных инспекций УФНС России по <адрес> за 2-4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года, а также распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций. Общий рейтинговый балл Межрайонной ИФНС России по <адрес> составил 74,87 – 2 квартал 2020, 78,67 – 3 квартал 2020, 76 – 4 квартал 2020, 77,01 – 1 квартал 2021.

Приказами начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утверждены соответствующие комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

На основании приказов начальника Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и протоколов заседаний указанных комиссий сотрудникам Межрайонной ИФНС России по <адрес> выплачены средства материального стимулирования.

Издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Так, ФИО1 за 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, выплачены следующие суммы материального стимулирования (л.д. 14-18):

- в июне 2020 года - 29 026 руб. и 6799 руб. 26 коп.;

- в сентябре 2020 года - 31 500 руб. и 30 000 руб.;

- в ноябре 2020 года - 21 198 руб.;

- в декабре 2020 года – 30 941 руб.;

- в апреле 2021 года – 27 770 руб.;

- в мае 2021 года – 36 000 руб.

Общая сумма средств материального стимулирования, полученная ФИО1 в указанный период, составила 213 234 руб. 26 коп.

В связи с этим размер месячного денежного содержания ФИО1 фактически составил 47 400 руб. 91 коп. = (241 789,80 руб. (денежное содержание) + 113 786,86 руб. (выплаты, включаемые в размере 1/12 части, премия, материальная помощь, ЕДВ к отпуску) + 213 234 руб. 26 коп. (сумма материального стимулирования) /12.

Таким образом, сумма компенсации при сокращении должна была составить 189 603 руб. 64 коп. (47 400 руб. 91 коп.*4 мес.).

Учитывая, что ответчиком выплачена компенсация в сумме 118 525 руб. 56 коп., суд находит обоснованным произвести взыскание суммы недополученной компенсации в размере 71 078 руб. 08 коп. в пользу истца ФИО1

Кроме того, исходя из положений ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ (отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 Налогового кодекса РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно п. 1 ст. 421 Налогового кодекса РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 данного Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 данного Кодекса.

В соответствии с положениями абзаца шестого подп. 2 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, ограничение необлагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, упомянутым абзацем седьмым п. 1 ст. 217 и абзацем шестым подп. 2 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ, не применяется.

В этой связи компенсация, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ при расторжении служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона № 79-ФЗ.

Учитывая вышеуказанные требования, законных оснований для удержания налога на доходы физических лиц с выплаченной истцам компенсации не имелось, в связи с чем взысканию с ответчика в пользу истца ФИО1 подлежит излишне удержанная сумма налога на доходы физических лиц в сумме 3852 руб.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Факт нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу в полном объеме компенсации в виде четырехмесячного установлен в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, в связи с чем суд находит обоснованным требование ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат в размере 3650,01 руб., который не превышает установленный ст. 236 Трудового кодекса РФ размер, исчисленный исходя из размера невыплаченной части компенсации при увольнении, периодов невыплаты указанной компенсации и действующей в данные периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, в ст. 237 Трудового кодекса РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Требование о взыскании компенсации морального вреда, при установленных выше нарушениях трудовых прав истца, подлежит удовлетворению в порядке ст. 237 Трудового кодекса РФ, с учетом требований соразмерности, разумности и справедливости, объему нарушенных прав работника, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> в пользу ФИО1 сумму не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 71 078 рублей 08 копеек, излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере 3852 рубля, компенсацию за задержку выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3650 рублей 01 копейка, компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей, итого взыскать 85 580 рублей 09 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е. Федоров

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья К.Е. Федоров