ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/2022 от 25.08.2022 Егорьевского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-203/2022

22RS0017-01-2022-000203-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года с. Новоегорьевское

Егорьевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Алонцевой О.А.,

при секретаре Шерстобитовой О.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Егорьевского района Алтайского края Дорошенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Егорьевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Егорьевского района Алтайского края, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению « в котором просил обязать ответчика обеспечить проведение мероприятий в соответствии с п.п. «д», «м» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности данного объекта образования - МОУ «»: оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой наружного освещения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства антитеррористической защищенности образовательных учреждений Егорьевского района.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», истец указывает, что МОУ «Курортовская ООШ» отнесена к 4 категории опасности. В настоящее время мероприятия, предусмотренные п.п. «д», «м» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 образовательным учреждением не исполнены, школа не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в школе (на ее территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также не оснащена системой наружного освещения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Егорьевского района Алтайского края.

Представитель истца - помощник прокурора Егорьевского района Алтайского края Дорошенко С.В., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МОУ «» в лице его директора ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что для устранения нарушений школой в комитет по образованию подана заявка на выделение денежных средств для приобретения уличных прожекторов и оборудования системы оповещения и управления эвакуацией. До ДД.ММ.ГГГГ освещение территории будет обеспечено в полном объеме. Исковые требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Просила дело рассмотреть в отсутствие представителя школы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации Егорьевского района ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что учредителем муниципальных образовательных учреждений района является муниципальное образование Егорьевский район Алтайского края. Функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений осуществляет комитет по образованию Егорьевского района; их финансирование осуществляет комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Егорьевского района по заявкам комитета по образованию и образовательных учреждений района. В случае удовлетворения судом требований, просила предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотреть дело просила в отсутствие представителя администрации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - комитета по образованию Егорьевского района в лице председателя комитета ФИО6., в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что в бюджет муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на год не заложены расходы на средства по оснащению и оборудованию МОУ «» системами освещения, оповещения и управления эвакуацией. Комитет по образованию обратился в администрацию района с ходатайством о внесение дополнений в муниципальную программу «Противодействие терроризму и идеологии экстремизма в Егорьевском районе Алтайского края на годы для включения в нее мероприятий по обеспечению объектов (территорий) муниципальных образовательных учреждений района требованиям антитеррористической защищенности. Требования прокурора полагала необоснованными и неподлежащими удовлетворения. Рассмотреть дело просила в отсутствие представителя комитета по образованию.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, рассматривая иск, в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Статьей 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Статьей 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закона №273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Положениями ч. 6 ст. 28 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом (п. п. 15, 16 Закона №273-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 28 Закона №273-ФЗ предусмотрена ответственность образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

На основании ч. 8 ст. 41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу положений Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Как следует из доводов иска и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокуратурой Егорьевского района проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что в МОУ «» действует утвержденный паспорт безопасности, согласно которому образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности. Согласно паспорту безопасности объекта установлен перечень мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, выполнение которых необходимо исполнить МОУ «» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия, предусмотренные п.п. «д», «м» п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не исполнены: объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; и не оснащен системой наружного освещения.

По результатам проверки исполнения образовательным учреждением законодательства в сфере противодействия терроризму, прокурором вынесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, экстремисткой деятельности.

Факт наличия нарушений требований к антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения, как и перечень выявленных прокурором недостатков, указанных в исковом заявлении, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

В настоящее время требования представления прокурора в полной мере не исполнено.

МОУ «» принимаются меры для устранения выявленных нарушений посредством направления обращений в комитет по образованию Егорьевского района о выделении денежных средств для выполнения мероприятий согласно паспорту безопасности школы, но в связи с отсутствием денежных средств, выявленные нарушения не могут быть устранены без обеспечения финансирования. По результатам рассмотрения внесенного прокурором района представления об устранении указанных нарушений реальных мер по исполнению требований законодательства принято не было. Таким образом, до настоящего времени выявленные проверкой нарушения законодательства о противодействии терроризму в МОУ «» не устранены.

Как следует из материалов дела, МОУ «» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: в .

В соответствии с Уставом образовательного учреждения МОУ «» является муниципальной общеобразовательной организацией, созданной в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования в сфере образования (п. 2.1 Устава).

Предметом и основным видом деятельности Учреждения является реализация основных и общеобразовательных программ (п. 3.3 Устава).

Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что ее учредителем является муниципальное образование (п. 1.5).

К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержании в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения (п. 3.2 Устава).

Указом Президента Российской Федерации №215 от 15.05.2018 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МОУ «Курортовская ООШ».

Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), тождественными рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.

При этом с учетом положения п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Пунктом 32 требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 предусмотрено, что контроль за выполнением требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

При этом в силу п. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Осуществление деятельности МОУ «Курортовская ООШ» в нарушение требований, выражающихся в отсутствии на объекте (территории) систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оснащение объекта (территории системой наружного освещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, следовательно, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Учитывая изложенные нормы права, установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что субъектом противодействия терроризму является именно администрация Егорьевского района, как орган местного самоуправления, поскольку профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района отнесено к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.

МОУ «» является образовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование (п. 1.5 Устава школы).

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (п. 7.1 ст. 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 13 ст. 16).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 №35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса РФ финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию района, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.

Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности.

Требований в администрации Егорьевского района истцом не заявлены, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, анализируя вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.

Вместе с тем, в данном случае суд не усматривает необходимости в установлении срока исполнения решения суда, поскольку установленных по делу обстоятельств не достаточно для определения данного срока соответствующим разумности.

Кроме того, ответчик не лишен возможности заявить ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Егорьевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «» обязанность выполнить мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования:

- оборудовать указанный объект (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оснастить объект (территории) системой наружного освещения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Егорьевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Алонцева

Мотивированное решение суда составлено 01 сентября 2022 года.