Дело № 2-203/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Медногорск 26 апреля 2022 года
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Романенко Н.А.,
при секретаре судебного заседания Курковой О.Ю.,
с участием:
помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернской Т.Ю.,
представителя ответчика ООО «ВодоСнабжение» ФИО1,
представителя третьего лица - администрации МО г. Медногорска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВодоСнабжение» (ОГРН/ИНН: <***>/5606005084) об обязании устранения нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «ВодоСнабжение», в котором просит:
признать незаконным бездействие ответчика по принятию мер по проведению в период времени с **.**.**** по **.**.**** оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также расчета ущерба, наносимого осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания,
обязать ответчика в срок до **.**.**** провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в ручье Шибишки, рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.*****, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проверке от **.**.*****, в период времени с **.**.**** по **.**.**** проведена проверка исполнения законодательства водоотведении в деятельности ООО «ВодоСнабжение». Основными видом деятельности ответчика является забор, очистка и распределение воды, дополнительным видом деятельности является сбор и обработка сточных вод. В соответствии с концессионным соглашением от **.**.****, заключенным между ООО «ВодоСнабжение» и администрацией МО «город Медногорск», ответчик обязуется за свой счет в порядке и сроки, определённым соглашением обеспечить модернизацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе № 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит администрации г. Медногорска, а также осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение с использованием Объекта соглашения и иного имущества, для чего администрация г. Медногорска обязуется предоставить ООО «ВодоСнабжение» права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.
Ответчик использует водный объект – ручей Шибишки в целях сброса хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод, образующихся от населения и предприятий г. Медногорска. Осуществление сброса сточных вод происходит на ручье Шибишки, в пределах водохозяйственного участка: <данные изъяты>. Сброс сточных вод ООО «ВодоСнабжение» осуществляется с использованием водоотводящих сооружений – комплекса очистных сооружений.
**.**.**** ответчиком получено решение о предоставлении водного объекта в пользование № *, со сроком действия до **.**.****, с целью использования водного объекта – сброс сточных вод. Согласно п. п. 10 и 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование * от **.**.**** объем сброса сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки не должен превышать 301,88 м3/час. (2335,95 тыс. м3/год) 16-ти наименований загрязняющих веществ, включая БПК5, фосфат-ион, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, ХПК, СПАВ, аммоний-ион, фенол, нитрит-анион, цинк, железо, хром, медь, нефть и нефтепродукты.
Приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов * от **.**.**** ООО «ВодоСнабжение» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Шибишки, сроком на 5 лет (**.**.****). Ответчик эксплуатирует очистные сооружения г. Медногорска, которым **.**.**** присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду, подлежащего региональному контролю (*). В соответствии с формой федеральной статистической отчетности 2ТП (водхоз) за 2021 год ООО «ВодоСнабжение» в ручей Шибишки было отведено * тыс. м3 сточных вод. Факт сброса ответчиком сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки также подтверждается формами 3.2 и 3.3, утвержденными Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года. МПР по Оренбургской области был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод ООО «ВодоСнабжение».
В соответствии с формой 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года, ответчиком в ручей Шибишки сбрасывались загрязняющие вещества, - БПК5, фосфаты натрия, калия и кальция, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, СПАВ, аммоний-ион, нитрит-анион, железо, хром, нефть и нефтепродукты и др.
Согласно представленных ООО «Водоснабжение» в рамках проверки сведений о качестве воды сточной очищенной и воды природной ручья Шибишки за **.**.****, журнала мониторинга содержания загрязняющих веществ в сточных водах, за период времени с **.**.**** по **.**.**** установлено превышение средних показателей 7-ми видов загрязняющих веществ в очищенных сточных, в том числе дренажных, водах на выпуске в водный объект – ручей Шибишки относительно максимальных содержаний следующих загрязняющих веществ, указанных в п. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование от **.**.*****.
Прокурором установлено, что ответчиком работы по проведению оценки воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания не проводились. Непринятие мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, по утверждению прокурора, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов. Кроме того, непринятие водопользователем мер оценки воздействия осуществляемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неисполнению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.
Прокурор считает, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Определением Медногорского городского суда Оренбургской области от 15 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО г. Медногорск и Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.
В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Губернская Т.Ю., заявленные требования поддержала, на удовлетворении исковых требований настаивала, уточнила срок для устранения нарушений в период до **.**.****.
Представитель ответчика ООО «ВодоСнабжение» ФИО1, действующая на основании доверенностей от **.**.**** и от **.**.****, не отрицала обстоятельства того, что обществу необходимо устранить нарушения, на которые указано прокурором, вместе с тем просила учесть трудное материальное положение общества и увеличить срок для устранения нарушений природоохранного законодательства до 2025 года.
Представитель третьего лица администрации МО г. Медногорска ФИО2 считала необходимым разрешение требований прокурора в соответствие с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Средневолжского территориального управления Росрыболовства о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая указанные законоположения, суд признает, что Орский межрайонный природоохранный прокурор располагает полномочиями на обращение с иском в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, поскольку в результате действий ООО «ВодоСнабжение» выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту законных интересов Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц.
Спорные правоотношения, о разрешении которых ставится вопрос в исковом заявлении, регламентируются нормами Водного кодекса РФ и Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проверке от **.**.*****, в период времени с **.**.**** по **.**.**** проведена проверка исполнения законодательства водоотведении в деятельности ООО «ВодоСнабжение». Основными видом деятельности ООО «ВодоСнабжение» является забор, очистка и распределение воды, дополнительным видом деятельности является сбор и обработка сточных вод.
В соответствии с концессионным соглашением от **.**.****, заключенным между ООО «ВодоСнабжение» и администрацией муниципального образования «город Медногорск», ООО «ВодоСнабжение» обязуется за свой счет в порядке и сроки, определённым соглашением обеспечить модернизацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе № 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит администрации г. Медногорска, а также осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение с использованием объекта соглашения и иного имущества, для чего администрация г. Медногорска обязуется предоставить ООО «ВодоСнабжение» права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.
ООО «ВодоСнабжение» использует водный объект – ручей Шибишки в целях сброса хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод, образующихся от населения и предприятий г. Медногорска. Осуществление сброса сточных вод происходит на ручье Шибишки, в пределах водохозяйственного участка: <данные изъяты>. Сброс сточных вод ООО «ВодоСнабжение» осуществляется с использованием водоотводящих сооружений – комплекса очистных сооружений.
Приложение № 1 к концессионному соглашению определяет, что система водоотведения и переработки сточных вод состоит из канализационных сетей с главным канализационным коллектором и очистных сооружений. Переданные администрацией г. Медногорска ООО «ВодоСнабжение» очистные сооружения г. Медногорска состоят из: 1-этажного нежилого здания, общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ...; 2-этажного нежилого здания, общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ...; 2-этажного нежилого здания, общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ...; очистных сооружений, общей площадью * кв.м., расположенных по адресу: ...; очистных сооружений, общей площадью * кв.м., расположенных по адресу: ....
Как установлено судом из представленных доказательств, **.**.**** ООО «Водоснабжение» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование *, со сроком действия до **.**.****, с целью использования водного объекта – сброс сточных вод. Согласно п. п. 10 и 13 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование * от **.**.**** объем сброса сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки не должен превышать 301,88 м3/час. (2335,95 тыс. м3/год) 16-ти наименований загрязняющих веществ, включая БПК5, фосфат-ион, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, ХПК, СПАВ, аммоний-ион, фенол, нитрит-анион, цинк, железо, хром, медь, нефть и нефтепродукты.
Приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов * от **.**.**** ООО «ВодоСнабжение» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Шибишки, сроком на 5 лет (**.**.****).
ООО «ВодоСнабжение» эксплуатирует очистные сооружения г. Медногорска, которым **.**.**** присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду, подлежащего региональному контролю (*). В соответствии с формой федеральной статистической отчетности 2ТП (водхоз) за * год ООО «ВодоСнабжение» в ручей Шибишки было отведено 1049,97 тыс. м3 сточных вод.
Факт сброса ООО «ВодоСнабжение» сточных, в том числе, дренажных вод в месте сброса в ручей Шибишки подтверждено формами 3.2 и 3.3, утвержденными Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года. Минприроды России по Оренбургской области был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод ООО «ВодоСнабжение».
В соответствии с формой 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 за 1-4 кварталы 2021 года ООО «ВодоСнабжение» в ручей Шибишки сбрасывались загрязняющие вещества, БПК5, фосфаты натрия, калия и кальция, взвешенные вещества, нитрат-ион, сульфат-анион, хлорид-анион, СПАВ, аммоний-ион, нитрит-анион, железо, хром, нефть и нефтепродукты и др.
Согласно представленных ООО «Водоснабжение» в рамках проведения прокурорской проверки сведений о качестве воды сточной очищенной и воды природной ручья Шибишки за 1-4 квартал 2020 года, 1 квартал 2021 года, журнала мониторинга содержания загрязняющих веществ в сточных водах, за период времени с **.**.**** по **.**.**** установлено превышение средних показателей 7-ми видов загрязняющих веществ в очищенных сточных, в том числе дренажных, водах на выпуске в водный объект – ручей Шибишки относительно максимальных содержаний следующих загрязняющих веществ, указанных в п. 10 решения о предоставлении водного объекта в пользование от **.**.*****:
по БПК5:
Дата отбора проб | Установленный норматив БПК5 (мг/дм 3) | Результаты анализа БПК 5 (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
29.01.2020 | 2,1 | 2,18 | 1,04 |
05.02.2020 | 2,1 | 2,53 | 1,2 |
10.03.2021 | 2,1 | 2,48 | 1,18 |
по нитратам:
Дата отбора проб | Установленный норматив нитраты (мг/дм 3) | Результаты анализа нитраты (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
01.12.2020 | 39,5 | 43,0 | 1,1 |
по нитритам:
Дата отбора проб | Установленный норматив нитриты (мг/дм3) | Результаты анализа нитриты (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
19.04.2021 | 0,08 | 0,081 | 1,01 |
по железу:
Дата отбора проб | Установленный норматив железа (мг/дм 3) | Результаты анализа железо (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
12.04.2021 | 0,1 | 0,105 | 1,05 |
20.05.2021 | 0,1 | 0,145 | 1,45 |
по меди:
Дата отбора проб | Установленный норматив медь (мг/дм 3) | Результаты анализа, взвешенные в-ва (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
20.05.2021 | 0,001 | 0,065 | 65 |
по цинку:
Дата отбора проб | Установленный норматив цинк (мг/дм 3) | Результаты анализа (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
20.05.2021 | 0,01 | 0,217 | 21,7 |
по сухому остатку:
Дата отбора проб | Установленный норматив сухой остаток (мг/дм 3) | Результаты анализа сухой остаток (мг/дм3) | Превышен установленный норматив (раз) |
09.02.2021 | 356 | 358 | 1,01 |
В рамках прокурорской проверки, согласно информации ООО «ВодоСнабжение» от **.**.*****, установлено, что ООО «ВодоСнабжение» работы по проведению оценки воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания не проводились в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.
Статьями 3 и 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
На основании ч. ч. 1 и 3 ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
П. п. 2, 4, 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, определяют, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» – «з» пункта 2 настоящего Положения.
Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденной Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372, действовавшего до 01 сентября 2021 года, а также на основании п. п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе в определенных Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности).
Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности, планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие.
Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.
П. п. 3 и 4 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утверждённой Приказом Минсельхоза России от 31 марта 2020 года № 167, определяют, что размер вреда, причиненного водным биоресурсам, исчисляется в стоимостном выражении (рубли) утраченных водных биоресурсов и необходимых затрат на восстановление их нарушенного состояния, в том числе упущенной выгоды (размера вреда от утраты потомства погибших водных биоресурсов).
В целях определения размера вреда, причиненного водным биоресурсам, и необходимых затрат на восстановление их нарушенного состояния, в том числе упущенной выгоды (размера вреда от утраты потомства погибших водных биоресурсов), в соответствии с настоящей Методикой также определяется размер негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, среды их обитания и величины составляющих такой вред компонентов, в натуральном выражении (килограммы, тонны).
Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, зависит от последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, среды их обитания и величины составляющих такой вред компонентов.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что обязанность по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, возникает у юридических лиц, использующих водные объекты рыбохозяйственного значения в силу закона при осуществлении такой деятельности и не зависит от указания данной обязанности в разрешительных документах на право пользования водным объектом.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, которые применяются только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
П. п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, установлено, что юридические лица для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании. По результатам рассмотрения заявки Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы принимают решение о согласовании либо об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.
Как установлено судом из представленных прокурором доказательств, в нарушение ст. ст. 50 и 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утверждённых Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, при осуществлении ООО «ВодоСнабжение» деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, в период времени с **.**.**** по **.**.**** не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в реке Урал, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласованных с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Указанный факт также подтверждается представленной суду информацией отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского ТУ Росрыболовства от **.**.***** и Средневолжского ТУ Росрыболовства от **.**.*****, согласно которых Средневолжским ТУ Росрыболовства не производилось согласование ООО «ВодоСнабжение» строительства и реконструкции объектов капитального строительства, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания на земельных участках, расположенных в границах водоохранных зон водных объектов.
Судом из представленных доказательств установлено, что за период деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы – (**.**.**** – **.**.****), ООО «ВодоСнабжение» мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания не проводилось, наносимый вред водным биоресурсам ни в форме материальной компенсации, ни в виде действий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, не компенсировался.
Непринятие мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.
Кроме того, непринятие водопользователем мер оценки воздействия осуществляемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неисполнению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.
Вина ООО «ВодоСнабжение» состоит в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Выявленные прокурором нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах требования прокурора к ООО «ВодоСнабжение» суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об ограниченности средств ООО «ВодоСнабжение», а также о необходимости времени для устранения нарушений, суд считает достаточным предложенный прокурором срок исполнения решения суда до 01 января 2024 года.
Разрешая вопрос о распределении между сторонами дела судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, суд применяет нормы ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.17, 333.18 НК РФ, которыми установлен порядок уплаты государственной пошлины и распределения между сторонами понесенных судебных расходов.
Нормами ч. 1 ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, а также понесенные судом расходы взыскиваются с ответчика, неосвобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что прокурор при обращении с иском в суд в защиту государственных интересов от уплаты госпошлины был освобожден, последняя в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика, против которого принимается решение, в соответствующий бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц ООО «ВодоСнабжение» об обязании устранения нарушений законодательства об охране водных биологических ресурсов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «ВодоСнабжение» по принятию мер по проведению в период времени с **.**.**** по **.**.**** оценки воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также расчета ущерба, наносимого осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания.
Обязать ООО «ВодоСнабжение» в срок до 01 января 2024 года провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в ручье Шибишки, рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.
Взыскать с ООО «ВодоСнабжение» в доход муниципального образования город Медногорск Оренбургской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Медногорского городского суда подпись Н.А. Романенко
Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2022 года.
Судья Медногорского городского суда подпись Н.А. Романенко