Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-204/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск
05 мая 2011 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Савинцевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Тимяковой И.И.,
с участием прокурора Беляева В.Ю.
заинтересованного лица Швецова В.Г.,
представителя администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Морозовой О.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя МАУ «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство» Кузнецовой С.А., действующей на основании доверенности
государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МОВД Козьмодемьянский» Щуплыгина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести ремонт автомобильных дорог.
У С Т А Н О В И Л:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском, указанным выше, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее - администрация ГО «Город Козьмодемьянск»), выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог по улицам Транспортная, Чехова, Строителей, Советская, Свердлова, Чернышевского, Промышленная, Михайлова, Некрасова, Гоголя г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл; обязать администрацию ГО «Город Козьмодемьянск» привести дорожное покрытие проезжих частей и земляные полотна автодорог по вышеуказанным улицам г. Козьмодемьянска в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности», СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги и улицы», а именно: устранить выбоину и занижение обочины по отношению к уровню прилегающей кромки проезжей части дороги на перекрестке улиц Транспортная и Чехова г. Козьмодемьянска, устранить занижение обочины по отношению к уровню прилегающей кромки проезжей части дороги напротив дома по ул. Промышленной г. Козьмодемьянска («Этнографический музей»), устранить выбоины на перекрестке улиц Транспортная и Строителей г. Козьмодемьянска, устранить выбоины напротив дома № 8 по ул. Строителей г. Козьмодемьянска, устранить выбоины напротив дома № 31 по ул. Чернышевского г. Козьмодемьянска, оборудовать дорожные знаки 2.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.4, 3.13, табличку 8.13 на перекрестке ул.Чернышевского и ул.Октябрьской г.Козьмодемьянска; параметры двух искусственных неровностей на ул. Свердлова около д. 12 (МОУ «Гимназия г. Козьмодемьянска») привести в соответствие с требованиями п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006; принять меры к обустройству автомобильных дорог на улицах Михайлова, Некрасова, Гоголя г.Козьмодемьянска устройствами для поверхностного водоотвода и устройствами для понижения или отвода грунтовых вод (дренажа). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в августе 2010 года Горномарийской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов дорожного надзора ОГИБДД ОВД по г.Козьмодемьянску и Горномарийскому району, Козьмодемьянского филиала Медведевского ДРСГУП была проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе данной проверки в деятельности администрации ГО «Город Козьмодемьянск» выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. При проверке эксплуатационного состояния автомобильных дорог на улицах Транспортная, Чехова, Строителей, Советская, Свердлова, Чернышевского, Промышленная г. Козьмодемьянска были выявлены вышеуказанные недостатки в содержании дорог, что является нарушениями приведенных требований ГОСТ и СНИП. Автомобильные дороги на вышеуказанных улицах находятся в собственности муниципального образования «ГО «Город Козьмодемьянск», что в силу ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих « принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 влечет обязанность ответчика по их содержанию и ремонту. Бездействием ответчика нарушаются права граждан на безопасность дорожного движения.
Впоследствии прокурор исковые требования дополнил, просил признать незаконным бездействие администрации ГО «Город Козьмодемьянск», выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги по ул. Михайлова г. Козьмодемьянска, обязать администрацию ГО «Город Козьмодемьянск» привести дорожное покрытие проезжей части и земляное полотно автодороги по ул. Михайлова г. Козьмодемьянска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004, а именно устранить выбоины на участке проезжей части дороги напротив домов №№ 36-38 и напротив домов №№ 56-58 по ул. Михайлова г.Козьмодемьянска; просил также признать незаконным бездействие администрации ГО «Город Козьмодемьянск» по принятию в собственность дорог по ул.Гоголя и ул.Михайлова г.Козьмодемьянска, обязать администрацию ГО «Город Козьмодемьянск» принять в собственность автомобильные дороги общего пользования по ул. Гоголя и ул. Михайлова г. Козьмодемьянска.
Решением Козьмодемьянского городского суда от 18 января 2011 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 03 марта 2011 года №33-308 решение Козьмодемьянского городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Беляев В.Ю. доводы, изложенные выше поддержал в полном объеме, исковые требования в окончательном варианте уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог по улицам Транспортная, Чехова, Строителей, Свердлова, Чернышевского, Промышленная, Учебная, Октябрьская, Гагарина, Михайлова, Некрасова, Гоголя города Козьмодемьянска РМЭ; обязать администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" привести дорожное покрытие проезжих частей и земляные полотна автодорог по улицам Транспортная, Чехова, Строителей, Свердлова, Чернышевского, Промышленная, Учебная, Октябрьская, Гагарина, Михайлова, Некрасова, Гоголя города Козьмодемьянска РМЭ в соответствие с требованиями ГОСТ-а Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", ГОСТ-а Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ-а Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности", СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги и улицы», а именно: устранить выбоины на перекрестке улиц Чернышевского и Октябрьская г.Козьмодемьянска; устранить выбоины напротив дома № 11 по ул. Строителей г.Козьмодемьянска; устранить выбоины напротив дома №35 по ул. Октябрьская г.Козьмодемьянск; устранить выбоины напротив дома №23 по ул. Чехова г.Козьмодемьянск; устранить выбоину напротив дома №20 второго микрорайона (по ул. Учебная) г.Козьмодемьянск; заделать яму глубиной 9,5 см. на перекрестке улицы Гагарина и бульвара Космонавтов г.Козьмодемьянск (напротив «Белого дома»); между домами №35 и №32 по ул. Октябрьская г.Козьмодемьянск вдоль дороги оборудовать ограждения барьерного типа. Требования, изложенные в дополнении к исковому заявлению от 08.10.2010г. о признании незаконным бездействие администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» по принятию в собственность дорог по ул. Гоголя и ул. Михайлова и обязании принять их в собственность, изменил, просил обязать администрацию МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» включить дороги по улице Михайлова и улице Гоголя в казну муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», принять меры к обустройству автомобильных дорог на улицах Михайлова, Некрасова, Гоголя г.Козьмодемьянска устройствами для поверхностного водоотвода и устройствами для понижения или отвода грунтовых вод (дренажа); обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» привести дорожное покрытие проезжей части и земляное полотно автодороги на улице Михайлова города Козьмодемьянска Республики Марий Эл в соответствии с требованиями ГОСТ-а Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ-а Р 52289-2004, а именно устранить выбоины на участке проезжей части дороги, напротив домов №№36-38 и напротив домов №№56-58 по ул.Михайлова г.Козьмодемьянска.Оборудовать дорожные знаки 2.1, 3.13 на перекрестке ул.Чернышевского и улицы Октябрьской г.Козьмодемьянска. Доводы, изложенные выше, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, суду пояснил, что 27 апреля 2011 года дополнительно изучено с выходом на место состояние дорог, обозначенных в заявлении от 17 августа 2010 года, все нарушения зафиксированы в протоколе осмотра, при проведении осмотра использована телескопическая рейка (инвентарный номер 3370, свидетельство о проверке №11/10/2164, действительное до 21 мая 2011 года).
Заинтересованное лицо Швецов В.Г. в судебном заседании требования прокурора поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, суду пояснил, что на протяжении более трех лет жители г.Козьмодемьянска в рамках инициативной группы обращаются в прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования, ненадлежащее состояние дорожного полотна, дорог г.Козьмодемьянска нарушает их права, создает угрозу для их жизни, поскольку может привести к дорожно-транспортным происшествиям, а в период дождливой погоды явиться препятствием для проезда к их домам транспортных средств экстренных служб (скорой помощи, милиции, пожарной службы).
Представитель администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Морозова О. В. исковые требования прокурора не признала, просила в иске отказать, доводы возражения на иск поддержала в полном объеме, суду пояснила, что перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа утверждается органом местного самоуправления городского округа; дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В целях решения вопросов местного значения, в том числе и касающихся дорожной деятельности, администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск» в 2005 году было учреждено МУП «Водоснабжение», которому в хозяйственное ведение были переданы дороги общего пользования г. Козьмодемьянска. Между МУП «Водоснабжение» и администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск» заключались муниципальные контракты на содержание и ремонт улично-дорожной сети города. 14 апреля 2010 года в связи с банкротством МУП «Водоснабжение» дороги города были переданы в оперативное управление МАУ «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство», которое также было учреждено в целях решения вопросов местного значения и в настоящее время является правообладателем. Пояснила, что улицы Михайлова и Гоголя г. Козьмодемьянска не относятся к автомобильным дорогам, а потому привести их в соответствие с требованиями ГОСТа «Автомобильные дороги и улицы» администрация МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» не обязана, дислокация м размещение дорожных знаков решается комиссией.
Представитель Муниципального автономного учреждения «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство» Кузнецова С.А.иск не признала, суду пояснила, что не предприятие не является надлежащим соответчиком и не несет обязанности по надлежащему содержанию дорог, в том числе по причине отсутствия необходимой техники.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МОВД Козьмодемьянский» Щуплыгин Д.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, суду пояснил, что с участием главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и отдела охраны окружающей среды администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Карташова И.А., начальника общепроизводственного хозяйства МАУ «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство» Попырина А.И., заместителя директора ГУ РМЭ «Козьмодемьянское АТП» Бирюкова В.В., старшего государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Антилина С.Г., государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Поликова А.В. 27 апреля 2011 года дополнительно изучено с выходом на место состояние дорог г.Козьмодемьянска, при осмотре использовалась телескопическая рейка, уровень безопасности на указанных прокурором и зафиксированных в протоколе осмотра дорогах удовлетворительный, что ведет к ухудшению аварийной обстановки, что ведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий. При ремонте выбоин в дорожном полотне ответчиком в нарушение используется доломитовая мука и щебень, но это временная мера и выбоины появляются вновь.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.
Согласно ст.31 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную (в том числе и гражданско-правовую) ответственность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст.ст.27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав 1 граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, согласно ст.ст. 1,10,21,22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 в целях обеспечения защиты прав, свобод человека и гражданина, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
Судом установлено, что проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» проводилась Горномарийской межрайонной прокуратурой в связи с поступившими коллективными обращениями граждан г. Козьмодемьянска, и в полном соответствии с предоставленными прокурору полномочиями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Поэтому оснований для вывода о том, что составленные в процессе проведения прокурорской проверки документы не соответствуют требованиям закона, у суда нет оснований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995г., органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что Горномарийской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом ОГИБДД МОВД «Козьмодемьянский» с участием представителя ГУП РМЭ «Козьмодемьянское АТП» и представителя Муниципального автономного учреждения «Козьмодемьянское коммунальное хозяйство» проведена проверка соблюдения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог и улиц на территории МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», по результатам которой был составлен акт от 13 августа 2010 года и акт от 06 сентября 2010 года.
Кроме того, 18 августа 2010 года Горномарийской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом Козьмодемьянского филиала Медведевского ДРСГУП также осмотрены улицы г.Козьмодемьянска. в результате осмотра составлен протокол. В актах и протоколе были отражены вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, связанные с содержанием автомобильных дорог и улиц на территории г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.» ( введен в действие с 1 июля 1994 г.) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В результате ненадлежащего состояния автомобильных дорог и улиц на территории г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл возрастает угроза возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Содержание указанных дорог ответчиками не обеспечивает безопасность дорожного движения, мер к решению данного вопроса и надлежащему содержанию дорог общего пользования в границах муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в полной мере не принимается, что ставит под угрозу права граждан в области безопасности.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п.5 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Выявленные недостатки в деятельности ответчиков в выполнении отчистки снега являются причиной ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, совершения дорожно-транспортных происшествий, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, препятствует доступу к жителям указанных улиц автомобильного транспорта экстренных служб (машины скорой помощи, пожарной охраны и т.д.).
В рамках рассмотрения дела прокурором был представлены акт и протокол проверки эксплуатационного состояния и содержания улично-дорожной сети по г.Козьмодемьянск по состоянию на 27 апреля 2011 года из содержания которого следует, что меры по ремонту автомобильных дорог и улиц г.Козьмодемьянска не приняты.
Установлено, что состояние дорог на перекрестке улиц Транспортная и Чехова (занижение обочины по отношению к уровню прилегающей кромки проезжей части дороги), на улице Промышленная (напротив «Этнографического музея») (занижение обочины по отношению к уровню прилегающей кромки проезжей части дороги), напротив дома №31 по ул. Чернышевского (выбоины), по прежнему не соответствуют требованиям п.п. 3.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ-а Р0597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", около дома №12 по ул. Свердлова (МОУ «Гимназия г. Козьмодемьянск») две искусственные неровности не соответствуют требованиям п. 4.2.3 ГОСТ-а Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", на перекрестке улиц Чернышевского и Октябрьской отсутствуют соответствующие дорожные знаки 2.1, 3.13, что является нарушением п.п. 5.3.2, 5.3.4, 5.3.6, 5.4.10, 5.9.17 ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", о чем отражалось в предыдущем исковом заявлении.
В нарушение требований СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги и улицы» на всем протяжении улиц Михайлова, Некрасова, Гоголя г. Козьмодемьянска отсутствуют устройства для поверхностного водоотвода и устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж). С момента обращения в суд ответчиком приняты меры по заполнению выбоин и ям на асфальтированных дорогах на перекрестках улиц Транспортная и Чехова, Транспортная и Строителей, напротив дома №8 по ул. Строителей сыпучим материалом (щебенка и доломитовая мука), битым кирпичом, что не является устранением нарушения выявленных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения. Кроме того, требует ямочного ремонта полотно улиц Октябрьская, Строителей, Чехова, Учебная, перекрестки улиц Чернышевского и Октябрьская, Гагарина и бульвара Космонавтов. В частности, на перекрестке улиц Чернышевского и Октябрьская допущено образование двух выбоин, превышающих предельно допустимые размеры: 1) длина - 3 м., ширина 2,40 м., глубина - 10 см.; 2) длина - 1,90 м., ширина - 1,5 м., глубина - 6 см.
Напротив дома № 31 по ул. Чернышевского г. Козьмодемьянска имеется выбоина, превышающая предельно допустимые размеры: 1) длина - 3 м., ширина 2,10 м., глубина - 8 см.
Около д. №35 по ул. Октябрьская допущено образование трех выбоин: 1) длина - 1,80 м., ширина 2,10 м., глубина - 12 см. 2) длина - 5 м., ширина 2,60 м., глубина - 7 см. 1) длина - 1,90 м., ширина 1,75 м., глубина - 11 см.
Между домами №35 и №32 вдоль дороги отсутствуют ограждения барьерного типа.
Имеются выбоины около дома №23 по ул. Чехова: длина - 3 м., ширина 2,20 м., глубина - 12 см.; напротив дома № 11 по ул. Строителей: длина - 1,50 м., ширина 1 м., глубина - 7 см.; напротив дома №20 второго микрорайона (по ул. Учебная): 1) длина - 1,70 м., ширина 2,10 м., глубина - 11 см.; яма на перекрестке улицы Гагарина и бульвара Космонавтов (напротив «Белого дома») глубиной 9,5 см.
В судебном заседании также установлено, и данный факт не оспаривается сторонами, что данная дорожная ситуация имеет место.
Таким образом, допущены нарушения п.п. 3.1, 3.1.2 ГОСТ-а Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения".
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отнес автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения к собственности поселения.
Так, из системного анализа норм статьи 6 вышеуказанного Закона следует, что нормами п. 8 статьи 6 Закона автомобильные дороги, относимые к муниципальной собственности,определены по принципу исключения всех иных автомобильных дорог -автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. При этом определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения (п.8).
Данные нормы согласуются с положениями п.п. 2 п. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Таким образом, автомобильные дороги в границах г.Козьмодемьянск являются собственностью муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» и, согласно ч. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ, относятся к казне муниципального образования.
Согласно положениям п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о" внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором закреплено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Доводы представителя ответчика Морозовой О.В. относительно того, что обслуживание и проведение ремонтных работ улично-дорожной сети в г.Козьмодемьянске в обязанности администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» не входит, суд находит необоснованными, поскольку данная обязанность прямо следует из вышеуказанных положений законодательства (ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства по делу, пояснения сторон, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Иных требований, доказательств, кроме изложенных выше, суду не представлено.
Суд в соответствии с нормами ст. 196 ГПК РФ рассмотрел иск в пределах заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию и ремонту автомобильных дорог по улицам Транспортная, Чехова, Строителей, Свердлова, Чернышевского, Промышленная, Учебная, Октябрьская, Гагарина, Михайлова, Некрасова, Гоголя города Козьмодемьянска РМЭ.
Обязать администрацию муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" принять организационные и иные меры по выполнению ремонтных работ и привести дорожное покрытие проезжих частей и земляные полотна автодорог по улицам Транспортная, Чехова, Строителей, Свердлова, Чернышевского, Промышленная, Учебная, Октябрьская, Гагарина, Михайлова, Некрасова, Гоголя города Козьмодемьянска РМЭ в соответствие с требованиями ГОСТ-а Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения", ГОСТ-а Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ-а Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности", СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги и улицы», а именно:
устранить выбоины на перекрестке улиц Чернышевского и Октябрьская г. Козьмодемьянска;
устранить выбоины напротив дома № 11 по ул. Строителей г. Козьмодемьянска;
устранить выбоины напротив дома №35 по ул. Октябрьская г. Козьмодемьянск;
устранить выбоины напротив дома №23 по ул. Чехова г. Козьмодемьянск;
устранить выбоину напротив дома №20 второго микрорайона (по ул. Учебная) г. Козьмодемьянск;
заделать яму глубиной 9,5 см. на перекрестке улицы Гагарина и бульвара Космонавтов г. Козьмодемьянск (напротив «Белого дома»);
между домами №35 и №32 по ул. Октябрьская г. Козьмодемьянск вдоль дороги оборудовать ограждения барьерного типа.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» включить дороги по улице Михайлова и улице Гоголя в казну муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», принять меры к обустройству автомобильных дорог на улицах Михайлова, Некрасова, Гоголя г.Козьмодемьянска устройствами для поверхностного водоотвода и устройствами для понижения или отвода грунтовых вод (дренажа).
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» привести дорожное покрытие проезжей части и земляное полотно автодороги на улице Михайлова города Козьмодемьянска Республики Марий Эл в соответствии с требованиями ГОСТ-а Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», ГОСТ-а Р 52289-2004, а именно устранить выбоины на участке проезжей части дороги, напротив домов №№36-38 и напротив домов №№56-58 по ул.Михайлова г.Козьмодемьянска.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» оборудовать дорожные знаки 2.1, 3.13 на перекрестке ул.Чернышевского и улицы Октябрьской г.Козьмодемьянска
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.В.Савинцева
Мотивированное решение составлено 06 мая 2011 года.