.Дело № КОПИЯ
.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Королевой И.А.
при секретаре ФИО3,
с участием:
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к Отделу судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ№, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
Третье лицо: ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обратилось в суд с иском к Отделу судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ№, освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указал, что судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в рамках исполнительного производства №-ИП в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав - является длительной, и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В целях своевременного исполнения решения суда министерство ЖКХ края в министерство строительства края проинформировать о сроках строительства (приобретения) жилого помещения для ФИО1Согласно письмам министерства строительства края от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в октябре ДД.ММ.ГГГГ года были объявлены аукционы на долевое строительство 29 квартир в <адрес>. Однако, в связи с отсутствием заявок от застройщиков, аукцион признан несостоявшимся. Таким образом, в рамках возложенных на министерство ЖКХ края полномочий приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебных решений. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. Министерство ЖКХ края ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Центральный районный суд <адрес> с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ министерству ЖКХ края предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда. При этом, судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ о подаче министерством ЖКХ края заявления об отсрочке исполнения решения суда. Таким образом считает, что судебным приставом-исполнителем неправомерно вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с министерства исполнительского сбора. Полномочия министерства ЖКХ края определены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>", Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> ЖКХ края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений. В связи с тем, что министерство ЖКХ края не является главным распорядителем средств краевого бюджета по приобретению жилых помещений, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ взыскании исполнительского сбора является незаконным и подлежит отмене. Просит восстановить пропущены срок для подачи искового заявления, отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с министерства ЖКХ края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в рамках исполнительного производства №-ИП, освобождении Министерства ЖКХ края от взыскания исполнительского сбора.
Представитель ответчика ОСП по <адрес>, третье лицо надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Учитывая, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по доверенности ФИО4 поддержала исковые требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.
В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по <адрес>ФИО5 исковые требования не признала и пояснила, что должником Министерство ЖКХ по <адрес> требования исполнительного документы были исполнены после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Считает, что оснований для отмены постановления и освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не имеется.
Выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда <адрес> удовлетворены исковые требования о предоставлении ФИО2 жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>.
На основании указанного решения взыскателю выдан исполнительный лист серия ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – министерства ЖКХ ХК, взыскателя ФИО1. Копия указанного постановления была направлена должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Названным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Статьей 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, министерство указало, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суд принимает во внимание, что предоставление жилых помещений в данном случае осуществляется путем приобретения жилых помещений и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Принимая во внимание, что финансирование министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета <адрес>, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение или строительство жилых помещений, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и заявителем представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Отсутствие вины министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа подтверждается заявками истца о строительстве (приобретении) квартир для взыскателя по указанному исполнительному производству.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований министерства об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении взыскателя жилым помещением - невозможно вследствие объективных обстоятельств.
При этом, суд не усматривает оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства, содержалось предупреждение о возможности взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения решения в пятидневный срок, данных свидетельствующих о том, что должник представил судебному приставу-исполнителю доказательства объективно свидетельствующие о наличии причин невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представил.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> – удовлетворить частично.
Освободить Министерство Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись)
Копия верна: Судья Королева И.А.