ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2040/2022 от 19.05.2022 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2040/2022

27RS0004-01-2022-001959-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года г.Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе

председательствующего судьи Карпенко А.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 27АА №1839982 от 10.02.2022,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности №1.1.31-162 от 02.11.2021,

при секретаре судебного заседания Анненковой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации г.Хабаровска о признании права на перераспределение земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику о признании права на перераспределение земельного участка.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу:. Разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, площадью 582 кв.м. 31.08.2021 он обратился в администрацию с заявлением вх. о перераспределении данного земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате которого площадь его участка увеличится до 747 кв.м. (на 165 кв.м.). К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрация г. Хабаровска в ответе от 07.09.2021 отказала в перераспределении земельного участка, со ссылкой на то, что территория, в границы которой попадает испрашиваемый для перераспределения земельный участок, не обеспечена утвержденным проектом межевания. На указанный ответ истец 20.09.2021 направил в администрацию г.Хабаровска обращение вх. №9524, в котором указал на положения Земельного кодекса РФ, предусматривающие, что в случае отсутствия проекта межевания перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была приложена истцом к заявлению. В ответ на данное обращение №01-72/9248 от 04.10.2021 администрация повторно отказала в перераспределении земельного участка со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта межевания территории. 28.12.2021 истец повторно обратился в администрацию г.Хабаровска с заявлением вх. №13022 о перераспределении земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка. В ответе от 24.01.2022 №01-72/481 администрация г.Хабаровска вновь отказала в перераспределении земельного участка, сославшись на те же доводы. Истец полагает, что указанный отказ является незаконным, нарушающим его права и законные интересы и он имеет право на перераспределение участков. Руководствуясь положениями п.1 ст.11.2, п.п.1,3 ст.11.7, п.16 ст.11.10, п.п.1, 2, 3 ст.39.28, п.п.1, 8, 10 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, просит признать за ним право на перераспределение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, площадью 582 кв.м. и земель, государственная собственность которые не разграничена, площадью 165 кв.м., в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастром плане территории. Обязать ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнила, что вклинивание и вкравпливание на данном земельном участке отсутствует.

В судебное заседание представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала, сославшись на доводы, приведенные в возражениях и дополнениях к возражениям, из которых следует, что истец обращался в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска (далее - ДАСиЗ) с заявлениями от 31.08.2021, от 20.09.2021, от 28.12.2022 о перераспределении земельного участка истца с землями согласно схеме расположения земельного участка на основании пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения заявлений ДАСиЗ от 07.09.021 № 01-72/8317, от 04.10.2021 № 01-79/9248, от 24.01.2022 №01-72/481 истец был уведомлен о том, что перераспределение в данном случае возможно только по проекту межевания в соответствии с пп.2 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, которым не обеспечена территория, на который расположены земельные участки. Указанные ответы на заявления истца не оспаривались и не признавались недействительными в порядке административного судопроизводства. Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке расположен построенный жилой дом, следовательно, цели вида разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство не соответствуют фактическому использованию земельного участка под эксплуатацию индивидуального жилого дома. Соответственно, согласование перераспределения земельного участка по п.п.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ не допускается. Других оснований для признания права на перераспределение согласно ст.39.28 Земельного кодекса РФ не установлено, так как территория, на которой расположены земельные участки, не обеспечена проектом межевания. Требование о возложении на ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка выходит за рамки компетенции суда, поскольку судебный орган не вправе подменять собой иные уполномоченные органы или выполнять их функции (определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 № 1965-0). Кроме того, по сведениям департамента муниципальной собственности указанные в схеме расположения земельного участка точки 12,1,2,3,4 со стороны , расположены в границах земельного участка с кадастровым номером , который передан в безвозмездное пользование МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» на основании договора от 25.02.2022 № 235. Таким образом, у истца отсутствуют основания для перераспределения в связи с фактическим использованием земельного участка не соответствующему виду разрешенного использования - ИЖС (на участке расположен построенный дом). Кроме того, исходя из п.п.2, 3, 4 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, для осуществления перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установить наличие одновременно трех условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (при наличии договора о развитии застроенной территории); целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. Наличие схемы расположения само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие условий, предусмотренных п.п.3 п. 1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ. В отсутствие обстоятельств, подтверждающих перераспределение в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, перераспределение земельного участка нельзя признать обоснованным и соответствующим нормам материального права. Дополнила, что из технического паспорта усматривается, что фактически земельный участок огорожен забором в тех границах, по которым истец просит его перераспределить. Недостатков у земельного участка не имеется, тогда как при его перераспределении появится вклинивание земель.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.

В судебное заседание представитель третьего лица МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» ФИО5 не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменные пояснения, согласно которым учреждению на праве бессрочного пользования департаментом муниципальной собственности администрации г.Хабаровска в рамках договора № 235 от 25.02.2022 предоставлен земельный участок с кадастровым номером расположенный в г.Хабаровске, район Индустриальный, для завершения строительства объекта «Газификация района частных домовладений «Пятая площадка» (2-я очередь)». В настоящее время проводятся подготовительные работы, необходимые для заключения муниципального контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по указанному объекту.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п.3 ст.11.7 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (п.1 ст.11.7 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе, в случаях:

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (п.п.2 п.1 ст.39.28 ЗК РФ);

- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (п.п.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ).

Согласно пунктам 2, 3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу пунктов 1, 8 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, в целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, является ФИО3 собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу:. Разрешенный вид использования земельного участка: под строительство индивидуального жилого дома, площадь 582 кв.м., кадастровый .

Данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН от 11.03.2019 и от 04.06.2021.

Указанный земельный участок расположен в зоне Ж-3, предельный максимальный размер земельных участков в указанной зоне в соответствии Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" (утв. Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 211) составляет 120 000 кв.м.

Согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, земельный участок, образуемый при перераспределении, составит 747 кв.м., т.е. его размер увеличится на 165 кв.м., что не превышает предельный максимальный размер.

Как следует из материалов дела, истец неоднократно обращался в администрацию г.Хабаровска с заявлением о перераспределении данного земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако в перераспределении было отказано, поскольку территория, в границы которой попадает испрашиваемый для перераспределения земельный участок, не обеспечена утвержденным проектом межевания.

Между тем, исходя из положений п.3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, при отсутствии проекта межевания перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка.

В данном случае земельный участок предоставлялся истцу для индивидуального жилищного строительства и тот факт, что в настоящее время на нем построен жилой дом, не свидетельствует о том, что цели вида разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство не соответствуют фактическому его использованию.

Кроме того, Земельный кодекс РФ не содержит таких оснований для отказа в перераспределении как нахождение на земельном участке объекта недвижимости, в данном случае, принадлежащего истцу на праве собственности жилого дома, право на который зарегистрировано в установленном законом порядке.

Учитывая, что земли, за счет которых планируется осуществить перераспределение принадлежащего истцу участка, являются землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на такое перераспределение.

Поскольку судебный орган не вправе подменять собой уполномоченные органы или выполнять их функции, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть вопрос о перераспределении спорного земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Доводы представителя ответчика о том, что указанные в схеме расположения земельного участка точки 12,1,2,3,4 со стороны , расположены в границах земельного участка с кадастровым номером который передан в безвозмездное пользование МКУ «СЗ по строительству и капитальному ремонту» на основании договора от 25.02.2022 № 235, являются несостоятельными, поскольку согласно заключению ООО Регионального земельного цента «Азимут – Дальний Восток» от 11.05.2022 какие-либо накладки между земельным участком истца и смежным земельным участком с кадастровым номером отсутствут, о накладке можно говорить в том случае, если координаты смежных земельных участков отличаются, в данном случае координаты совпадают.

Доводы представителя ответчика о том, что в отсутствие обстоятельств, подтверждающих перераспределение в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, перераспределение земельного участка нельзя признать обоснованным, являются несостоятельными, поскольку в данном случае перераспределение происходит по п.п.2 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, тогда как в рассматриваемом деле речь идет о перераспределении земельного участка по п.п.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к администрации г.Хабаровска о признании права на перераспределение земельного участка, - удовлетворить частично.

Признать за ФИО3 право на перераспределение земельного участка, расположенного по адресу:, кадастровый , и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Возложить на администрацию г.Хабаровска обязанность рассмотреть вопрос о перераспределении указанного земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Карпенко А.В.

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022