Дело №2-2041/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Салават 16 октября 2014 г.
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Е.А.Якуниной
при секретаре Г.В. Нафиковой,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к товариществу собственников жилья «Уфимская, 100» о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Истец Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору обратился с указанным исковым заявлением в суд, в котором указывает, что по результатам проведенной инспекционной плановой проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией РБ в отношении ТСЖ «Уфимская, 100», был составлен акт проверки №12-5303-043 от 14.09.2012, в котором зафиксированы выявленные в результате проверки нарушения и указано на несоответствие устава ТСЖ действующему ЖК РФ. Ответчику было выдано предписание №ЮО-12-043-065 от 14.09.2012 об устранении выявленных нарушений в срок до 14.03.2013. Однако ответчиком Устав ТСЖ так и не был приведен в соответствие с законом, предписание исполнено не было, что было выявлено в ходе документарной инспекционной проверки, проведенной Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору в отношении ТСЖ «Уфимская, 100» в период с 09.07.2013 по 12.08.2013. За не предоставление сведений в государственный орган в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ от 14.08.2013 и постановлением мирового судьи судебного участка №6 по г. Салавату от 17.09.2013 ТСЖ «Уфимская, 100» было привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. На основании обращений жителей многоквартирного дома по адресу: <...> Республики Башкортостан по жилищному надзору была проведена внеплановая проверка ТСЖ «Уфимская, 100» по вопросу законности и правомерности создания товарищества, соответствия устава и внесенных в него изменений требованиям законодательства РФ. В ходе проверки было установлено, что изменения в Устав так и не утверждены, в новой редакции устав членами товарищества не принят, предписание от 14.09.2012 до настоящего времени товариществом не исполнено, отсутствуют документы, подтверждающие деятельность товарищества с 2010 по 2014, что отражено в акте проверки от 29.05.2014 №ЮО-13-2739-043. В ходе проверки было установлено, что протоколом от 00.00.0000 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №100 по ул. Уфимской г. Салават было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, в качестве которой избрано ООО «Домоуправление №9». В соответствии со ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления. По мнению истца в связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства РФ имеются основания для ликвидации ответчика ТСЖ «Уфимская, 100». Ссылаясь на положения ч.6 ст. 20 ЖК РФ, ст.ст. 61-63 ГК РФ, истец просит ликвидировать Товарищество собственников жилья «Уфимская, 100», назначить ликвидатором члена правления товарищества собственников жилья – председателя правления ФИО4 с соблюдением порядка ликвидации юридического лица, установить срок ликвидации ТСЖ.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала в полном объеме, указав на то, что устав товарищества по-прежнему не приведен в соответствие с нормами ЖК РФ, для этого не требовалось его согласования с какими-либо органами, предписание не исполнено.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала, пояснив, что действительно до настоящего времени устав товарищества в новой редакции не утвержден, однако деятельность ТСЖ ведется, они регулярно представляют отчеты. Для утверждения устава на общем собрании членов ТСЖ по мнению представителя ответчика требуется согласование его текста в Администрации городского округа город Салават, в Госкомитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, однако все обращения ответчика по этому поводу оставлены без внимания с необоснованной ссылкой на отсутствие полномочий. Список членов ТСЖ в товариществе имеется, это практически все собственники квартир дома. Представитель ответчика просила в иске отказать.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица ООО «Домоуправление №9» поддержала иск, указав на то, что деятельность ТСЖ по управлению многоквартирным домом фактически не ведется, вопросы содержания общего имущества и обслуживания собственников товариществом не решаются.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия привлеченной в качестве третьего лица межрайонной инспекции ФНС.
Выслушав и изучив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В силу ч.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Как установлено судом, Устав товарищества собственников жилья «Уфимская, 100» утвержден решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> от 24 марта 2006, юридический адрес – <...>. согласно уставу товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Свидетельство о государственной регистрации данного юридического лица выдано 00.00.0000, ему присвоен ОГРН <***>, выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН <***>, КПП 026601001.
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц подтверждает, что в настоящее время лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица является председатель правления ТСЖ В.А. Смовж.
На основании распоряжения начальника Госжилинспекции РБ от 00.00.0000 №... проводилась плановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Уфимская, 100» в период с 21.08.2012 по 14.09.2012. По результатам данной проверки составлен акт №12-5303-043 от 14.09.2012, в котором установлены следующие нарушения по результатам изучения устава товарищества, утвержденного протоколом №1 от 24.03.2006:
1)положений ч.2 ст. 135 ЖК РФ, которые не отражены в Уставе в части порядка принятия Устава на общем собрании
2) положений ч.3 ст. 135 ЖК РФ, так как не отражено в уставе число членов товарищества собственников жилья, создавших товариществоп.9 ч.1 ст. 138 ЖК РФ,
3) положений п.9 ч.1 ст. 138 ЖК РФ, предусматривающих обязанность ТСЖ по ведению реестра членов товарищества и ежегодное направление копии реестра в органы исполнительной власти;
4) положений п.10 ч.1 ст. 138 ЖК РФ, предусматривающих обязанность ТСЖ по представлению в уполномоченные органы внесенных в устав изменений;
5) положений ч.2 ст. 140 ЖК РФ, так как не отражено в уставе, что товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив;
6) положений ч.2 ст. 141 ЖК РФ, так как не отражена в уставе обязанность общего собрания собственников по принятию решения о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;
7) положений ч.4 ст. 143 ЖК РФ, так как не отражены в уставе сведения, которые должен содержать реестр членов товарищества;
8) положений ч.5 ст. 143 ЖК РФ, так как не отражена в уставе обязанность члена товарищества предоставлять достоверные сведения и, предусмотренные частью 4 данной статьи, и своевременному информированию об их изменении;9) положений ч.1 ст. 143.1 ЖК РФ, так как не отражены в уставе права членов ТСЖ и не являющихся членами ТСЖ собственников помещений на получение информации, установленной данной статьей;
10) положений ч.2 ст. 143.1 ЖК РФ, так как не отражены в уставе право членов ТСЖ и не являющихся членами ТСЖ собственников помещений на предъявление требований к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ;
11) положений ч.3 ст. 143.1 ЖК РФ, так как не отражены в уставе право членов ТСЖ и не являющихся членами ТСЖ собственников помещений на ознакомление с документами, предусмотренными в данной статье;
12) порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества следует привести в соответствие с положениями ст.ст. 45-48 ЖК РФ;
13) положений п.1 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, так как не отражено в уставе отнесение к компетенции общего собрания членов ТСЖ внесение изменений в устав или утверждение устава в новой редакции;
14) положений п.2 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, так как не отражено в уставе отнесение к компетенции общего собрания членов ТСЖ принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
15) положений п.8.1 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, так как не отражено в уставе отнесение к компетенции общего собрания членов ТСЖ утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
16) положений п.8.2 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, так как не отражено в уставе отнесение к компетенции общего собрания членов ТСЖ утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;
17) положений п.8.3 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, так как не отражено в уставе отнесение к компетенции общего собрания членов ТСЖ утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
18) положений ч.3.1 ст. 147 ЖК РФ, так как не отражены в уставе ограничения членства в правлении ТСЖ, установленные данной статьей;
19) положений ч.6 ст. 147 ЖК РФ, так как не отражен в уставе порядок принятия решений правления товарищества, установленный данной статьей;
20) положений п.7 ст. 148 ЖК РФ, так как не отражены в уставе обязанности правления товарищества по ведению реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Помимо этих нарушений установлено нарушение порядка уведомления собственников помещений многоквартирного дома №100 по ул. Уфимской г. Салават о проведении общего собрания 24.03.2006. Однако на данном собрании кворум имелся и акт проверки не сдержит выводов о существенных и неустранимых нарушениях порядка создания товарищества.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией РФ 00.00.0000 выдано в адрес ТСЖ «Уфимская, 100» предписание №..., в котором указано на необходимость приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ устава ТСЖ «Уфимская, 100» в срок до 00.00.0000 (как указано в предписании).
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 №196, одной из задач Госкомитета РБ по жилищному надзору является осуществление государственного жилищного надзора на территории Республики Башкортостан. При этом в соответствии с возложенными на него задачами Госкомитет РБ по жилищному надзору выполняет функции по надзору и контролю в числе прочего за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях, вынесенных постановлениях, представлениях Госкомитета РБ по жилищному надзору. Госкомитет РБ по жилищному надзору осуществляет прием и учет копий реестров членов товариществ собственников жилья, а в случае внесения изменений в уставы товариществ - заверенных в установленном порядке копий уставов товариществ и выписок из протоколов общих собраний членов товариществ о принятии решения о внесении изменений в уставы товариществ с приложением заверенных в установленном порядке копий текстов соответствующих изменений
Госкомитет РБ по жилищному надзору вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случае выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения (п.4.3 Положения).
На основании распоряжения №336 от 08.07.2013 проводилась плановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Уфимская, 100», в ходе которой были затребованы сведения и документы о деятельности товарищества, которые в установленный срок представлены не были, за что постановлением мирового судьи судебного участка №6 по г. Салават, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №5 по г. Салават, от 17.09.2013 ТСЖ «Уфимская, 100» было привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
В акте проверки, проведенной по обращениям граждан, от 29.05.2014 №ЮО-13-2739-043 установлено, что предписание от 00.00.0000 до настоящего времени товариществом не исполнено, отсутствуют документы, подтверждающие деятельность товарищества с 2010 по 2014.
Как установлено судом, до настоящего времени предписание о приведении в соответствие с ЖК РФ устава товарищества собственником жилья «Уфимская, 100» ответчиком не исполнено, что не отрицает и представитель ответчика. Общее собрание членов ТСЖ по утверждению устава в новой редакции не проводилось и членами правления ТСЖ не инициировалось его проведение, в том числе и после получения предписания.
Довод представителя ответчика о необходимости согласования текста устава с какими-либо органами не основан на законе, так как такое согласование законом не предусмотрено, в полномочия лиц, к которым обращался представитель ответчика, такое согласование не отнесено, а внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья пунктом 1 ч.2 ст. 145 ЖК РФ.
Таким образом, факт неисполнения ТСЖ «Уфимская, 100» в течение более двух лет предписания органа государственного жилищного надзора об устранении несоответствия устава такого товарищества Жилищному кодексу РФ нашёл свое подтверждение в суде. Данное обстоятельство свидетельствует о грубом нарушении закона при осуществлении деятельности ТСЖ и в силу п.2 ч.6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ и ч.3 ст. 61 ГК РФ является основанием для ликвидации ТСЖ по решению суда.
В связи с этим требования Госкомитета РБ по жилищному надзору о ликвидации товарищества собственников жилья «Уфимская, 100» подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.5 ст. 61 ГК РФ обязанность по ликвидации следует возложить на члена ТСЖ, являющегося председателем правления В.А. Смовж. Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ №, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (пункт 3 статьи 61), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. Таким образом решение вопроса о назначении ликвидатора по данному иску является преждевременным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору к товариществу собственников жилья «Уфимская, 100» о ликвидации юридического лица - удовлетворить.
Ликвидировать Товарищество собственников жилья «Уфимская,100» зарегистрированное по адресу <...> ИНН <***>, КПП 026601001, ОГРН <***>.
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица Товарищество собственников жилья «Уфимская,100» на ФИО4.
Установить срок ликвидации юридического лица 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Салаватский городской суд.
Судья, подпись
Копия верна, судья Е.А. Якунина
Решение не вступило в законную силу.