***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 01 октября 2020 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Легуновой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2041/2020 по иску прокурора г. Братска Иркутской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования города Братска и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальная служба» муниципального образования города Братска о возложении обязанности обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Братска Иркутской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес> и Российской Федерации, с иском к ответчику МУП «Жилищно-коммунальная служба», в котором, с учетом уточнения, просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В обоснование исковых требований прокурор <адрес> указал, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой соблюдения действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, установлено, что многоквартирные дома по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, находятся под управлением муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальная служба» муниципального образования <адрес> (далее - МУП «ЖКС»). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды многоквартирные жилые дома по указанным выше адресам не оборудованы данными приборами учета. Положениями Закона N 261-ФЗ закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Наряду с этим, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом. Мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил ***. Неисполнение управляющей организацией обязанности по обеспечению оснащения приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных домов, находящихся в управлении, нарушает жилищные права граждан, проживающих в них. Таким образом, при наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды МУП «ЖКС» не оборудовало указанными приборами многоквартирные жилые дома в городе Братске по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>. Факты неисполнения МУП «ЖКС» законодательства в части необходимости оборудования приборами учета многоквартирных домов подтверждаются внесенным в адрес директора управляющей организации ДД.ММ.ГГГГ прокурором города представлением об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Однако, требования органа прокуратуры управляющей организацией не исполнены по причине отсутствия согласия собственников помещений многоквартирных домов на оборудование их приборами учета. Ссылка ответчика на то, что проведение обязательных мероприятий, установленных подпунктом «к» пункта 11 Правил, незаконно без согласия жильцов, несостоятельна, так как в силу требований Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, обеспечить оснащение домов приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем, должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме. Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта «к» пункта 11 Правил. Непринятие МУП «ЖКС» мер к обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в находящихся под управлением данной организации многоквартирных домах <адрес>, привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, и круг данных лиц определить не представляется возможным ввиду того, что перечень лиц, проживающих (пребывающих) и пользующихся коммунальными услугами в данных жилых домах постоянно меняется в силу естественных миграционных процессов. Органы государственной власти Российской Федерации проводят политику в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, устанавливают мероприятия в указанной сфере, которые подлежат исполнению всеми компетентными органами и организациями, в том числе МУП «ЖКС». Неисполнение МУП «ЖКС» обязанности по обеспечению оснащения приборами учета энергетических ресурсов многоквартирных жилых домов, в которых расположены жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы муниципального образования <адрес>, как собственника муниципального имущества.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>К. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что, несмотря на наличие договорных отношений между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, которыми определены права и обязанности сторон, условия договора управления многоквартирным домом не должны противоречить действующему законодательству. Стороны договора обязаны соблюдать действующее законодательство и не допускать его нарушений. В исковом заявлении прокурора подробно приведены правовые нормы, из которых следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ но содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. При этом, после проведения комиссионного исследования спорных многоквартирных домов было установлено наличие технической возможности установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды. Ответчик, оспаривая данные выводы, не указывает конкретные причины отсутствия соответствующей технической возможности. Кроме того, ранее в указанных МКД данные приборы устанавливались. Прокурор не просит суд обязать управляющую организацию непосредственно осуществить установку приборов учета, а напротив просит возложить обязанность обеспечить установку и ввод приборов учета в эксплуатацию, т.е. принять комплекс мер, зависящих от управляющей организации, как от лица, ответственного за управление домом, и позволяющих ресурсоснабжающей организации произвести дальнейшую установку приборов учета, к примеру, подать заявку в ресурсоснабжающую организацию для установки прибора учета, заключить договор на его установку и пр. Волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме на обеспечение установки и ввода приборов учета в эксплуатацию не требуется, поскольку это является их обязанностью. Кроме того, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Полагает, что доводы ответчика являются несостоятельными и сводятся к неверному толкованию норм материального права в их системном единстве.
Представитель ответчика - МУП «ЖКС» - А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании и в письменных возражениях исковые требования не признала, суду пояснила, что в вышеуказанных домах техническая возможность установки общедомовых приборов учета холодной воды отсутствует. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (п. 1 Критериев). Необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена на законодательном уровне, результаты такого обследования должны отражаться в актах, составленных по форме, утвержденной Приказом. Такого обследования проведено не было: проектные характеристики домов не исследовались, степень износа внутридомовых инженерных систем не определялась. В актах результаты такого обследования не отражены. В силу пункта 14.2. статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается, в частности, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. Приложением *** к Ведомственным строительным нормам 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, предусмотрена продолжительность эксплуатации инженерно-технических сетей до капитального ремонта, которая составляет: для трубопроводов холодного водоснабжения из газовых черных труб -15 лет, оцинкованных труб - 30 лет. Тем не менее, срок эксплуатации трубопроводов холодного водоснабжения (черные трубы) многоквартирных домов составляет: <адрес> - 26 лет (год вода - 1994г.); <адрес> - 48 лет (год ввода - 1972г.); <адрес> - 34 года (год ввода - 1986г.). В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Таким образом, учитывая, что инженерные сети холодного водоснабжения требуют капитального ремонта, приборы учета холодного водоснабжения не могут быть установлены. Кроме того, истец указывает, что исковое заявление подано им в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес>, Российской Федерации к МУП ЖКС. Однако, настоящий иск направлен не на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а предъявлен в защиту прав и интересов жителей и собственников помещений многоквартирных домов <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>. При этом, прокурором не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими собственниками помещений многоквартирного дома в защиту своих интересов. Ответчик считает, что спорные отношения вытекают из правоотношений по управлению указанным многоквартирным домом. Субъектами данных отношений являются жители и собственники жилых помещений и общего имущества. Таким образом, иск прокурором заявлен не в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес> и Российской Федерации, а в интересах конкретных граждан, круг которых возможно с точностью определить (по информации из Росреестра). Представителями МП «ДГИ» и МУП «ЖКС» проведено обследование на наличие (отсутствие) технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах в <адрес>. По результатам обследования представителями МУП «ЖКС» установлено отсутствие технической возможности установки прибора учета холодного водоснабжения в связи с истечением нормативного срока эксплуатации инженерных коммуникаций и систем в многоквартирных домах. МП «ДГИ» составлены Акты обследования *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, техническая возможность установки прибора учета холодного водоснабжения в связи с истечением нормативного срока эксплуатации инженерных коммуникаций и систем в вышеуказанных многоквартирных домах отсутствует. МП «ДГИ» составлены Акты обследования *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ***/пр (далее - Приказ 485/пр) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения. Приложением *** к Приказу ***/пр является форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Форма акта обследования). Согласно Приложению *** к Приказу 485/пр «Порядок заполнения акта обследования...» в пункте 9 акта обследования указывается конкретный перечень организационно-технических мероприятий, выполнение которых необходимо для установки прибора учета, и лицо, ответственное за их выполнение. Тем не менее, при составлении вышеуказанных Актов обследования *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ пункт 9 такого содержания отсутствует. Кроме того, согласно Приложению *** к Приказу 485/пр «Порядок заполнения акта обследования...» в пункте 2 акта обследования указываются Ф.И.О. каждого лица - представителя юридического лица, проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (например, доверенность, поручение, наряд). Реквизиты документов, подтверждающих полномочия лиц (контролер АДО З., начальник АСУТПиС Д., начальник водоснабжения ЭРВВ-1 С.), проводящих обследование, в актах обследования не указаны. Таким образом, представленные акты обследования *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акты обследования) не могут в полной мере свидетельствовать о наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, т.к.: не соответствуют утвержденной Приказом 485/пр форме; не подтверждают полномочия лиц, проводящих обследование (п. 2 Актов обследования); не содержат информацию о конкретных перечнях организационно-технических мероприятий, выполнение которых необходимо для установки приборов учета, и лицо, ответственное за их выполнение (п. 9 Актов обследования).
Представитель третьего лица – МП «ДГИ» МО <адрес> – В., действующая на основании доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве на иск и в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, суду пояснила, что МП «ДГИ» создано ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом *** от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашения к нему о внесении дополнений от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению всех объектов <адрес> и является ресурсоснабжающей организацией (РСО), поставляющей коммунальные ресурсы в многоквартирные дома города. Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ*** с ДД.ММ.ГГГГ наделено статусом централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД) <адрес>; <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ - <адрес>, принято решение о выборе способа управления управляющей организацией МУП «ЖКС». С ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в МКД - <адрес>; <адрес>; перешли на прямые договоры с РСО. С учетом правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ***-ЭС19-9233 по делу № А55-35227/2017, если жители МКД перешли на прямые отношения с РСО, то обязанность устанавливать ОПУ холодной воды остается за лицом, которое управляет таким МКД. Указанный правовой подход изложен и в Определениях Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** по делу № *** (по установке ОПУ тепловой энергии), от ДД.ММ.ГГГГ*** по делу № *** (по установке ОПУ электрической энергии). По данным делам, суды всех уровней установили, что в отсутствие ОПУ в условиях недоказанности невозможности их установки, ответчик - управляющая организация обязана произвести оплату поставленных в находящиеся в его управлении МКД коммунальных ресурсов, объем которых подлежит определению с применением повышающего коэффициента, установленного п.п. «ж» п. 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ*** (Правила ***). При управлении в МКД управляющей организацией, обязанность собственников по обеспечению надлежащей установке, замене и эксплуатации ОПУ переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в МКД за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения. Для выполнения данной обязанности, управляющие организации в силу п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ*** (Правила ***) и п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ***, обеспечивают установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета, замена и т.д.). Обязанность по организации учета энергетических ресурсов лежит и на субъектах РФ. Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ***-пп утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, расположенных на территории области. Пунктом 18 данного Перечня исполнителем мероприятий по установке ОПУ холодной воды определены - Управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, собственники. При наличии в МКД управляющей организации, именно она является лицом, обязанным осуществлять установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, обеспечить устранение нарушений в работе ОПУ и в случае выхода из строя ОПУ провести его замену. Работы по установке ОПУ энергетических ресурсов в МКД отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников МКД и отсутствия решения собственников на установку ОПУ, управляющая организация как лицо, ответственное за содержание МКД и установку ОПУ, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Согласно Актам от ДД.ММ.ГГГГ обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, подписанных МП «ДГИ» и МУП «ЖКС», установлено наличие в МКД технической возможности установки ОПУ холодной воды.
В судебное заседание представитель третьего лица – КУМИ Администрации МО г. Братска не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Изучив предмет, основание и доводы иска, уточнения к нему, возражений и отзыва на иск, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.
В силу положений статей 45, 46 Конституции РФ, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, являются одними из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В силу положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В силу подпункта г(1) пункта 34 Правил № 354, потребитель (собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги) обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные исполнителем или иной организацией, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязана осуществить оснащение многоквартирных домов обще домовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не исполнена установленная законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии.
При этом частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частями 1, 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. «и», «к» п. 11 Правил, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из письменных материалов гражданского дела судом достоверно установлено, что многоквартирные дома, расположенные в <адрес> по адресам: <адрес>, находятся в управлении ответчика – МУП «ЖКС».
Указанные обстоятельства предметом спора между сторонами не являются, ими признаны и подтверждаются письменными материалами гражданского дела.
При этом, согласно выпискам из реестра муниципального имущества <адрес> в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес> имеются квартиры, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>.
Постановлением Администрации МО <адрес>*** от ДД.ММ.ГГГГ было создано муниципальное предприятие «Дирекция городской инфраструктуры» (МП «ДГИ» МО <адрес>) в целях удовлетворения населения <адрес> в работах и услугах в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предметом деятельности предприятия является: распределение воды, сбор и очистка воды, производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды (тепловой энергии).
На основании договора *** на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации <адрес> и МП «ДГИ» МО <адрес>, а также Соглашения к нему о внесении дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, МП «ДГИ» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению всех объектов <адрес> и является ресурсоснабжающей организацией (РСО), поставляющей коммунальные ресурсы в многоквартирные дома <адрес>.
Постановлением администрации МО <адрес>*** от ДД.ММ.ГГГГ МП «ДГИ» с ДД.ММ.ГГГГ наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования <адрес>.
Согласно акту обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ, контролером АДО МП «ДГИ» в присутствии сотрудника МУП «ЖКС» путем визуального осмотра установлено наличие технической возможности установки приборов учета в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>
Как следует из копий технических паспортов на спорные жилые дома состояние центрального отопления, водопровода, канализации, горячего водоснабжения оценивается, как хорошее.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ответчик МУП «ЖКС» является управляющей организацией в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>. Ресурсоснабжающей организацией для указанных домов является МП «ДГИ» МО <адрес>.
В нарушение требований действующего жилищного законодательства указанные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, что было установлено в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверкой соблюдения действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
По результатам проведенной проверки в адрес директора МУП «ЖКС» заместителем прокурора <адрес> было направлено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в связи с неисполнением управляющей организацией обязанности по обеспечению оснащения приборами учета энергетических ресурсов вышеуказанных многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП «ЖКС», что нарушает жилищные права граждан, проживающих в них.
Согласно ответу директора МУП «ЖКС» на представление от ДД.ММ.ГГГГ, представление было рассмотрено с участием помощника прокурора К. МКД по адресу: <адрес> (узел *** и узел ***) оборудованы приборами учета холодной воды и будут введены в эксплуатацию в первом квартале ДД.ММ.ГГГГ., согласно графику оснащения многоквартирных домов, находящихся в управлении МУП ЖКС общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения. МКД по адресу: <адрес> - техническая возможность установки прибора учета отсутствует в соответствии с п.2 (а, в) приложения *** Приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ***: необходим капитальный ремонт существующих внутридомовых инженерных систем и перенос вводной запорной арматуры. МКД по адресу: ФИО1 - техническая возможность установки прибора учета отсутствует в соответствий с п.2 (а) приложения *** Приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ***: необходима реконструкция существующих внутридомовых инженерных систем и перенос вводной запорной арматуры. ДД.ММ.ГГГГ по МКД <адрес> будет проведено комиссионное обследование с ресурсоснабжающей организацией МП «ДГИ» на предмет установления отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета. Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц не имеется.
Принимая во внимание, что ответчик в установленные представлением сроки не устранил допущенные нарушения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к МУП «ЖКС» об обязании ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>.
Разрешая данные исковые требования, суд исходит из того, что в силу вышеприведенных правовых норм, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Вопреки доводам ответчика, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, необходимость проведения капитального ремонта спорных многоквартирных домов не прекращает обязанность управляющей организации принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Судом учтено, что в обоснование отсутствия технической возможности для обеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, ответчиком были представлены акты обследования многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе директора МУП «ЖКС» Н., специалиста по обслуживанию и эксплуатации многоквартирных домов МУП «ЖКС» Е., специалиста по управлению многоквартирными домами МУП «ЖКС» И. на основании приказа МУП «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ***а «О проведении обследования инженерных сетей холодного водоснабжения» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по адресу: <адрес>. Путем визуального осмотра установлено, что техническая возможность установки общедомового прибора учета холодной воды отсутствует в связи со следующим: год ввода здания в эксплуатацию: 1994г., материал труб: сталь черная, срок использования труб: 26 лет, сведения о проведении капитального ремонта инженерно-технических сетей отсутствуют. МКД включен в региональную программу капитального ремонта в период с 2038г. по 2040г. Состояние труб на момент обследования: ветхие. Трубопроводы подвержены коррозийному воздействию. Теплоизоляция частично разрушена. Наблюдается капельные течи в местах резьбовых соединений, частичная замена влечет за собой облом трубопровода. Требуется замена вентилей более 80%: 7, 8 подъезд - 16 шт.; 5, 6 подъезд - 14 шт.; 3, 4.подъезд - 20 шт.; 1,2 подъезд - 34 шт. Частично проведена замена вентилей в рамках текущего ремонта. Установка общедомового прибора учета холодной воды невозможна до проведения капитального ремонта в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 № 627. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: установка коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без проведения капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (подпункт «а» части 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 № 627).
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе директора МУП «ЖКС» Н., специалиста по обслуживанию и эксплуатации многоквартирных домов МУП «ЖКС» Е., специалиста по управлению многоквартирными домами МУП «ЖКС» И. на основании приказа МУП «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ***а «О проведении обследования инженерных сетей холодного водоснабжения» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по адресу: <адрес>. Путем визуального осмотра установлено, что техническая возможность установки общедомового прибора учета холодной воды отсутствует в связи со следующим: год ввода здания в эксплуатацию: 1986г., материал труб: сталь черная, срок использования труб: 34 года, сведения о проведении капитального ремонта инженерно-технических сетей отсутствуют. МКД включен в региональную программу капитального ремонта в период с 2023г. по 2025г. Состояние труб на момент обследования: ветхие. Трубопроводы смонтированы с нарушением СНИП (не соблюдены расстояния между трубами разводных магистралей), в связи с чем, невозможна частичная замена аварийных труб. На трубах наблюдаются заплатки. Следы сварки. В местах соединения запорной арматуры наблюдаются капельные течи, ржавчина. Большая часть вентилей в нерабочем состоянии, в рамках текущего ремонта выполнена частичная замена. Теплоизоляция выполнена совместно с трубопроводами отопления, покрыта минватой, сеткой и штукатуркой, частично разрушена. Замена труб холодного водоснабжения возможна только при проведении работ капитального характера совместно с магистральными трубопроводами отопления. Система холодного водоснабжения требует замены более 60% трубопровода и арматуры. Установка общедомового прибора учета холодной воды невозможна до проведения капитального ремонта в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ***. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: установка коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без проведения капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (подпункт «а» части 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ***).
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе директора МУП «ЖКС» Н., специалиста по обслуживанию и эксплуатации многоквартирных домов МУП «ЖКС» Е., специалиста по управлению многоквартирными домами МУП «ЖКС» И. на основании приказа МУП «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ***а «О проведении обследования инженерных сетей холодного водоснабжения» проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по адресу: <адрес>. Путем визуального осмотра установлено, что техническая возможность установки общедомового прибора учета холодной воды отсутствует в связи со следующим: год ввода здания в эксплуатацию: 1972г. Материал труб: сталь черная. Срок использования труб: 48 лет. Сведения о проведении капитального ремонта инженерно-технических сетей отсутствуют. МКД включен в региональную программу капитального ремонта в период с 2032г. по 2034г. Магистральные трубопроводы проходят в подпольных каналах первого этажа. В технических помещениях первого этажа: ИТП, прачечные наблюдается разрушение плит перекрытия каналов для проведения аварийных работ на трубопроводах холодного и горячего водоснабжения. Замена участков трубопроводов невозможна без полного вскрытия подпольных каналов. Поэтому применяются ремонтные хомуты. В МКД на первом этаже находится общий душ (мужской и женский), требуется полная замена трубопроводов холодного и горячего водоснабжения. По этажам со 2-го по 5-й расположены общие туалеты и моечные комнаты. Наблюдается сильная коррозия трубопровода, следы многочисленных ремонтов. Требуется капитальный ремонт трубопроводов и замена инженерного оборудования (мойки и унитазы). Установка общедомового прибора учета холодной воды невозможна до проведения капитального ремонта в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ***. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: установка коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без проведения капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (подпункт «а» части 2 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ***).
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что вышеприведенные акты обследования от ДД.ММ.ГГГГ были составлены по результатам осмотра, проведенного исключительно сотрудниками ответчика, без привлечения сторонних специалистов, в том числе, ресурсоснабжающей организации – МП «ДГИ» МО <адрес>.
Сведения об отсутствии соответствующей технической возможности, изложенные в актах, опровергаются иными исследованными по делу доказательствами.
Так, согласно приказу директора МП «ДГИ» МО <адрес>*** от ДД.ММ.ГГГГ, была создана комиссия в составе начальника службы водоснабжения С., начальника цеха АСУТПиС Д., контролера АДО З., которой в срок до ДД.ММ.ГГГГ было поручено провести совместное с представителями МУП «ЖКС» обследование инженерных сетей холодного водоснабжения на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах по адресам: <адрес>.
По результатам проведения совместного обследования указанных многоквартирных жилых домов комиссией МП «ДГИ» МО <адрес> и специалистов МУП «ЖКС» были составлены акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета ***, ***, *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания указанных актов судом установлено, что, не смотря на особое мнение сотрудника МУП «ЖКС» и указание причин невозможности установки общедомового прибора учета (зафиксированные сотрудником уже после проведения обследования и после подписания актов сотрудниками МП «ДГИ» МО <адрес>, что подтверждается представленными сторонами экземплярами данных актов), в пункте *** каждого акта изложены сведения о наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах по адресам: <адрес>. Замечаний к содержанию данного пункта актов никем не зафиксировано.
Каких-либо ходатайств о проведении судебной экспертизы в целях объективного установления наличия или отсутствия технической возможности обеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>, а также для предоставления доказательств своих доводов стороной ответчика в ходе судебного разбирательства дела заявлено не было.
Иных объективных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и вышеизложенные выводы суда, стороной ответчика не представлено.
При этом, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе.
Кроме того, суд признает необоснованной ссылку представителя ответчика на Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627, поскольку на момент рассмотрения гражданского данный Приказ утратил свое действие, поскольку был признан не подлежащим применению Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2020 № 85/пр.
При этом, с учетом установленных по делу обстоятельств, объективных и бесспорных доказательств отсутствия технической возможности установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, в соответствии с Критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 485/пр, стороной ответчика суду не представлено.
Иные доводы сторон, в том числе, о неправомерности обращения прокурора с настоящим иском в суд в силу отсутствия нарушения действиями ответчика прав и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес> и Российской Федерации, суд признает несостоятельными, надуманными, объективно не подтвержденными и не содержащими в себе фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку факт нарушения ответчиком требований жилищного законодательства достоверно установлен, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес> и РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес>, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Братска Иркутской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальная служба» муниципального образования города Братска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Щербакова