ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2042/20 от 16.11.2020 Абинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-2042/2020

УИД 23RS0001-01-2020-002840-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абинск 16 ноября 2020 г.

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Михина С.Б.,

при секретаре Гарегинян А.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Абинского района Титовой Е.В.,

представителя ответчика ООО «Чистый город» Бибиковой Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистый город», ООО предприятие «Металлист» о ликвидации свалки отходов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Абинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ответчикам, в котором просит обязать ООО «Чистый город» (<данные изъяты> и ООО Предприятие «Металлист» <данные изъяты> ликвидировать свалку отходов различного класса опасности, расположенную по адресу: <адрес>, на площадном отводе «Зыбза», на земельном участке с кадастровым номером

Запретить ООО «Чистый город» <данные изъяты> осуществлять размещение и накопление отходов различного класса опасности, по адресу: <адрес>, на площадном отводе «Зыбза», на земельном участке с кадастровым номером

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Холмского сельского поселения Абинского района, в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что на территории Холмского сельского поселения Абинского района Краснодарского края на земельном участке с кадастровым номером 23:01:0901017:1032 (площадный отвод «Зыбза») расположена свалка твердых коммунальных отходов, состоящая, из пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, картонных коробок, пенопласта, и иных отходов, размещаемых сотрудниками ООО «Чистый город» на основании договора субаренды земельного участка № 1 от 01.08.2020, заключенного на срок 2 года с директором ООО Предприятие «Металлист», арендуемого у собственника - администрации МО Абинский район (договор аренды № 567 от 18.1 1.1998. на срок 49 лет).

Факт размещения отходов на данном земельном участке, директором предприятия ООО «Чистый город» не отрицается.

В нарушение п.1 ст. 26 Земельного кодекса РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» договор субаренды данного земельного участка № 1 от 01.08.2020, заключенный на срок больше года, в Росреестре не зарегистрирован.

Уведомление о заключении договора субаренды земельного участка в адрес собственника администрации МО Абинский район, арендатором ООО Предприятие «Металлист» не направлено, в свою очередь копия договора субаренды сдана 03.08.2020 в адрес администрации Холмского сельского поселения Абинского района, не являющейся собственником участка.

В соответствии с п. 4.1. договора аренды земельного участка с кадастровым номером , № 567 от 18.11.1998, заключенного между администрацией МО Абинский район (арендодатель) и ООО Предприятие «Металлист» (арендатор), последний обязан содержать в должном санитарном порядке и чистоте арендуемый земельный участок и подъезды к нему.

В нарушение п. 3.7 СанПиП 2.1.7.1322-02 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при складировании отходов на открытой площадке отсутствует оборудованный навес для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветра.

В разрез с требованиями п. 2.11. СанПиП 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» обращение с отходами осуществляется не на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Вывоз и сброс отходов производится в местах, не предназначенных для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.

В нарушение п. 2.12. СанПиП 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» не обеспечен срок временного накопления несортированных ТКО в летний период года (не более 1 суток).

В нарушение п. 4.4 СанПиП 2.1.7.1322-02 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» хранение отходов на объекте осуществляется без учета классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости.

Кроме того, у предприятия ООО «Чистый город» отсутствует лицензия на размещение отходов, имеется только на транспортировку.

Несмотря на направляемые 17.08.2020 и 24.08.2020 со стороны арендатора указанного земельного участка ООО Предприятие «Металлист» в адрес генерального директора ООО «Чистый город» требования о ликвидации свалки отходов, последним мер по ликвидации не принято.

Представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «Чистый город» не возражала против удовлетворения иска.

Представитель ответчика ООО предприятие «Металлист», уведомленный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил заявление об отложении рассмотрения дела в связи с состоянием здоровья, каких-либо документов, подтверждающих обоснованность ходатайства, не представил. Суд находит возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования Абинский район в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно договору №567 от 18.11.1998 ООО «Металлист» взяло в аренду у администрации Абинского района на 49 лет земельный участок для эксплуатации производственной базы на площадном отводе «Зыбза».

В соответствии с п. 4.1 договора аренды ООО предприятие «Металлист» (арендатор), обязан содержать в должном санитарном порядке и чистоте арендуемый земельный участок и подъезды к нему.

Согласно кадастровому паспорту от 30.05.2016 земельный участок по адресу: <адрес>», с кадастровым номером площадью 10000 кв.м. имеет вид разрешённого использования: для эксплуатации производственной базы.

Согласно договору от 01.08.2020 ООО предприятие «Металлист» передало ООО «Чистый город» в субаренду земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером сроком на 2 года.

Согласно п.1.3 договора целевое назначение участка для эксплуатации производственной базы.

Согласно письмам администрации Холмского сельского поселения Абинского района от 04 и 26.08.2020 ООО Чистый город» использует земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером как площадку для перегрузки мусора в большегрузный транспорт для вывоза твёрдых коммунальных отходов. Согласие на передачу участка в субаренду в администрации муниципального образования Абинский район ООО предприятие «Металлист» не получало.

Согласно донесению ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 13.09.2020 в 18 ч. 23 мин. на юго-восточной окраине станицы Холмской Абинского района обнаружено горение мусора на площади 900 кв.м.

Согласно выпискам из ЕГРЮЛ от 14.09.2020 у ООО «Чистый город», ООО предприятие «Металлист» нет лицензии на размещение отходов.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7) предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ч.ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частями 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

По смыслу ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с п.п. 2.1 1,2.12 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.

В соответствии с п. 3.7 СанПиП 2.1.7.1322-02 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при складировании отходов на открытой площадке необходим оборудованный навес для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветра.

Согласно требованиям п. 2.11. СанПиП 2.1.7.3550-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Вывоз и сброс отходов должен производиться в местах, предназначенных для накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.

Согласно п. 4.4 СанПиП 2.1.7.1322-02 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» хранение отходов должно осуществляться с учётом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости.

Согласно ч.2 ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ч.2 ст.26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, суд полагает необходимым взыскать солидарно с ООО «Чистый город» и ООО предприятие «Металлист» в пользу государства государственную пошлину в размере по 150 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Чистый город», ООО предприятие «Металлист» о ликвидации свалки отходов различного класса опасности - удовлетворить.

Обязать ООО «Чистый город» <данные изъяты> и ООО предприятие «Металлист» <данные изъяты> ликвидировать свалку отходов различного класса опасности, расположенную по адресу: <адрес>», земельный участок с кадастровым номером и запретить осуществлять размещение и накопление отходов различного класса опасности на указанном земельном участок.

Взыскать солидарно с ООО «Чистый город» и ООО предприятие «Металлист» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере по 150 рублей с каждаого.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца либо со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: