ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2042/2021 от 02.09.2021 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2021 года город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Шабловской Е.А.,

при секретаре Чайка С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к Акционерному обществу «Вынгапуровский тепловодоканал» о возложении обязанности выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоснабжения <адрес> (мрк. Выгапуровский) – скважины водозабора, предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ гола, выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоотведения <адрес> «...», предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ,,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к Акционерному обществу «Вынгапуровский тепловодоканал» о возложении обязанности выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоснабжения <адрес> (мрк. <адрес>) – скважины водозабора, предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ гола, выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоотведения <адрес> «...», предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании иска указал, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения АО «Вынгапуровский тепловодоканал» требований законодательства в сфере водоснабжения, теплоснабжения. В ходе проверки было установлено нарушения со стороны ответчика трехстороннего концессионного соглашения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между субъектом Российской Федерации – <адрес>ом, муниципальным образованием <адрес>, от имени которого действует Департамент имущественных отношений и ответчиком в отношении объектов холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. По условиям соглашения ответчик обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в соглашении, право собственности, которого принадлежит концеденту, и осуществлять в отношении населения и иных потребителей микрорайона Вынгапуровский деятельность в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с использованием объекта соглашения. Скважина является составной частью водозабора, переданного по концессионному соглашению в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения <адрес> (микрорайон Вынгапуровский). Ротационная воздуходувка ... является составной частью канализационно-очистных сооружений (...). Собственником данных объектов является муниципальное образование <адрес>. По условиям соглашения АО «Вынгапуровский тепловодоканал» обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества. Данные мероприятия по реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения также закреплены в инвестиционной программе АО «Вынгапуровский тепловодоканал» по развитию системы водоснабжения и водоотведения на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ Тем не менее, мероприятия по реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения АО «Вынгапуровский тепловодоканал» не исполнены, что сказывается на техническом состоянии объектов коммунального комплекса, качестве оказываемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения и нарушает права муниципального образования <адрес> как собственника имущества.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика АО «Вынгапуровский тепловодоканал» в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признал, указал, что концессионное соглашение не исполнено по причине сложного финансового состояния предприятия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, губернатора <адрес> в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что при установлении фактов неисполнения обязательств, предусмотренных Соглашением, в установленный срок, при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ст.10 Закона №115-ФЗ, обязательства Концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдения сроков его создания и (или) реконструкции, являются существенными условиями концессионного соглашения. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренному Законом № 115-ФЗ, другими федеральными законами и концессионным соглашением.

Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования, Департамент имущественных отношений Администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Нарушение сроков реализации инвестиционных программ не является нарушением сроков исполнения обязательств по такому концессионному соглашению, поскольку такие сроки (сроки реализации инвестиционных обязательств) могут быть перенесены в установленном законом порядке. Понуждение к исполнению обязательства возможны только в случае нарушения такого обязательства должником. Выполнение указанных в иске прокурором мероприятий по реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения <адрес> (мкр. <адрес>) может быть осуществлено ответчиком в течение срока действия концессионного соглашения, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрация муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явились, позицию свою не выразили.

Выслушав представитель истца, с учетом позиции ответчика и третьих лиц, исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования), (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении»).

Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, (часть 1 статьи 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении»).

ДД.ММ.ГГГГ между субъектом Российской Федерации – Ямало-Ненецкий автономный округ, от имени которого выступает Губернатор <адрес>, муниципального образования <адрес>, от имени которого действует Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> «...» и Открытого акционерного общества «Вынгапуровский тепловодоканал» «...» заключено концессионное соглашение в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая система) и водоотведения, теплоснабжения <адрес> (микрорайон <адрес>).

Согласно пункта 1.1 концессионного соглашения Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в пункте 2.1 Соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять в отношении населения и иных потребителей <адрес> (микрорайона <адрес>) деятельность в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с использованием Объекта соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования Объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом Соглашения являются – Централизованная система холодного водоснабжения <адрес> (микрорайон <адрес>); централизованная система горячего водоснабжения (закрытая система) <адрес> (микрорайон <адрес>); Централизованная система водоотведения <адрес> (микрорайон <адрес>) (пункты Соглашения).

Одним из таких объектов является объект централизованной системы водоснабжения <адрес> (мрк. Выгапуровский) – скважина водозабора, предусмотренная разделом Приложения , другим объектом является объект централизованной системы водоотведения <адрес> «...», предусмотренный разделом Приложения

В силу пункта 4.3 Соглашения Концессионер обязан за свой счет реконструировать Объект соглашения в соответствии с заданием Концедента в сроки и порядке, установленные настоящим Соглашением.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ, (пункт 10.1 Соглашения).

Сроки реконструкции объекта соглашения устанавливаются в соответствии со сроками реализации инвестиционных обязательств, указанных в утверждённых инвестиционных программах Концессионера.

Инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, (статья Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении»).


Сроки выполнения обязательств Концессионера, указанные в настоящем Соглашении, продлеваются на период, в который исполнение соответствующих обязательств было невозможно в связи с объективными обстоятельствами, не зависящими от Концедента и Автономного округа и/или от Концессионера, в том числе в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, особыми обстоятельствами. Перенос сроков реализации инвестиционных обязательств осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

К существенным нарушениям Концессионером условий настоящего Соглашения относятся: нарушение установленных соглашением сроков реконструкции Объекта соглашения; неисполнение или ненадлежащее исполнение Концессионером установленных соглашением обязательств по предоставлению потребителям услуг, (пункт 16.3 Соглашения).

Как следует из инвестиционной программы АО «Вынгапуровский тепловодоканал» по развитию системы водоснабжения и водоотведения на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ реконструкция скважины водозабора запланирована была в 2019 году начала и конец реализации мероприятия, реконструкция ротационной воздуходувки ...ДД.ММ.ГГГГ начала и конец реализации мероприятия.

Из финансового плана АО «Вынгапуровский тепловодоканал» по развитию системы водоснабжения и водоотведения на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объем инвестиций заложен был - средства концессионера на реконструкцию скважины водозабора 420,339 млн. рублей, на реконструкцию ротационной воздуходувки ... - 1177,817, при этом фактически исполнено с момента заключения концессионного соглашения по ДД.ММ.ГГГГ....

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ, (статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно информации о ходе выполнения концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая система) и водоотведения, теплоснабжения <адрес> (микрорайон <адрес>) на ДД.ММ.ГГГГ план по реконструкции скважины водозабора не выполнен из-за недостаточности средств концессионера в связи с недополучением выручки от снижения полезного отпуска, наличием дебиторской задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.

Аналогичная информация отражена и к пояснительной записке на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ по запросу прокурора <адрес>.

Из аудиторского заключения по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности АО «Вынгапуровский тепловодоканал» выручка от реализации услуг, работ по отгрузке составила 229816 тысяч рублей, себестоимость проданных товаров (услуг) 295512 тысяч рублей, от коммерческой деятельности получен убыток 65696 тысяч рублей. Убыток от налогообложения составил 4181 тысяч рублей, убыток составил 7312 тысяч рублей. В январе 2020 года согласно решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Обществом произведен перерасчет квартплаты по холодному и горячему водоснабжению на сумму 23844 тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Общество имеет незавершенные судебные разбирательства, в которых выступает ответчиком, и решения в которых могут быть принятые в последующие отчетные периоды, в том числе перед АО «Россети тюмень» на сумму 1793 т.р., перед АО ЭК «Восток» на 9829 т.р. погашение задолженности по договорам поставки признанной судом. Кроме того на ДД.ММ.ГГГГ Общество имеет непогашенную задолженность по платежам в бюджет.

Из Акта о результатах контроля за соблюдением АО «ВТВК» условий концессионного соглашения, утвержденного начальником Департамента имущественных отношений на ДД.ММ.ГГГГ план по реконструкции скважины водозабора и по реконструкции ротационной воздуходувки ... не выполнен.

При этом перенос сроков реализации инвестиционных обязательств по спорным объектам реконструкции не произведен сторонами в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

Вместе с тем, АО «Вынгапуровский тепловодоканал» в силу не только заключенного соглашения, но норм части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения как концессионер обязан: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

Согласно частей 4, 13 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.

Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, должны содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Несмотря на то, что субъект <адрес> и муниципальное образование <адрес> в силу вышеуказанных норм и концессионного соглашения обязаны осуществлять контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей, осуществлять контроль за исполнением концессионного соглашения со стороны концессионера АО «Вынгапуровский тепловодоканал», фактически такой контроль не осуществляется, а сводиться к сухой статистике писем АО «ВТВК» о ходе выполнения концессионного соглашения.

К такому выводу суд приходит в связи с тем, что реконструкция объекта централизованной системы водоснабжения <адрес> (мрк. <адрес>) – скважины водозабора, предусмотренного разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, а также объекта централизованной системы водоотведения <адрес> (мкр. <адрес>) «...», предусмотренного разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, должна была быть ответчиком проведена в ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на это спустя два года на момент рассмотрения дела судом реконструкция так и не проведена по условиям инвестиционной программы и концессионного соглашения, а со стороны третьих лиц каких либо мер не принято в отношении АО «ВТВК» как концессионера, несмотря на то, что обязательства не исполнены.

Согласно статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Отсутствие мероприятий по реконструкции спорных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения микрорайона Вынгапуровский влияет на качество поставляемых услуг потребителям (населению данного микрорайона), а соответственно на последующие возможные обращения потребителей с заявлениями о перерасчете платы за некачественно оказанные услуги.

Прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Вынгапуровский тепловодоканал» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в области соблюдения условий концессионного соглашения. Однако ответчик АО «ВТВК» бездействует, а третьи лица не осуществляют надлежащего контроля за исполнением мероприятий, закрепленных в инвестиционных программах, принятых в рамках действия концессионного соглашения, что приводит к неэффективному использованию имущества, находящегося в муниципальной собственности, создает угрозу прекращения поставки коммунальных ресурсов в жилые помещения, социальные объекты.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоснабжения <адрес> (мкр. <адрес>) – скважины водозабора, предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, а также выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоотведения <адрес> (мкр. <адрес>) «...», предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

С ответчика АО «ВТВК» подлежит взысканию государственная пошлина в силу ст.103 ГПК РФ, от уплаты которой истец освобожден исходя из требования неимущественного характера в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанности на Акционерное общество «Вынгапуровский тепловодоканал» выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоснабжения <адрес> (мрк. <адрес>) – скважины водозабора, предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ гола.

Возложить обязанности на Акционерное общество «Вынгапуровский тепловодоканал» выполнить мероприятие по реконструкции объекта централизованной системы водоотведения <адрес> (мкр. <адрес>) «...», предусмотренное разделом Приложения к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с акционерного общества «Вынгапуровский тепловодоканал» государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Ноябрьск в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме в окружной суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий ...

...

...