Дело № 2-2044/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2011 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Мурашевой О.Б., при секретаре судебного заседания Нечаевой Е.Л.,
с участием старшего помощника прокурора города Норильска – Образцовой А.В., заявителя – Колыхаловой А.В., представителя заявителя – Мартиной Т.М., представителей заинтересованных лиц: Шаталовой В.В., Надточей Е.А., Визера Г.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2044/2011 по заявлению Колыхаловой А.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель, действующая от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления, мотивируя тем, что она и ее несовершеннолетние дети являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, Центральный район, ул. Комсомольская, д. 20. кв. <адрес>, в отношении которого принято решение о проведении капитального ремонта. 19 апреля 2011 года издано Распоряжение Главы Администрации города Норильска № 1283 о переселении, в том числе и собственников жилых помещений, расположенных в подъезде № 3 д. 20 по ул. Комсомольской в г. Норильске, в маневренный жилой фонд на период проведения капитального ремонта. 26 апреля 2011 года на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Норильска, была признана возникшей аварийная ситуация, представляющая угрозу жизни и здоровью людей и принято решение об экстренном переселении граждан, проживающих в подъезде № 3 дома № 20 по улице Комсомольской города Норильска в маневренный жилой фонд. Данное решение принято в соответствии с Порядком переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилого фонда утвержденного Постановлением администрации г. Норильска Красноярского края от 26 октября 2007 года № 2693. Заявитель считает, что применение положений части первой статьи 88 ЖК РФ возможно только к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма. Жилищным кодексом РФ переселение собственников жилых помещений в помещения маневренного жилого фонда не предусмотрено. Применение части первой статьи 88 ЖК РФ к собственникам жилых помещений, со ссылкой на ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, т. е. по аналогии, в данном случае необоснованно, поскольку отношения с собственником жилого помещения в создавшейся ситуации урегулированы жилищным законодательством, а именно ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения...». Считает, что «Порядок переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилого фонда» противоречит законодательству и нарушает права собственника жилого помещения. Изъятие пункта 4(обеспечение собственников непригодных жилых помещений другими равнозначными жилыми помещениями) из указанного порядка нарушает права собственников жилых помещений и противоречит гражданскому, жилищному законодательству. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В соответствии с разделом III Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда» изъятие жилых помещений у собственников путём выкупа производится только в многоквартирных домах признанных аварийными и подлежащими сносу, в случае же признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим реконструкции или капитальному ремонту, в соответствии с п. 3.40. Порядка собственнику непригодного жилого помещения, подлежащего реконструкции или капитальному ремонту, предоставляется жилое помещение маневренного фонда, данный пункт правил противоречит п. 10 ст. 32 ЖК РФ в соответствии с которым изъятие жилого помещения производится в случае признания такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с «Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме. Раздел III Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда» в части условий об изъятии у собственников путём выкупа жилых помещений только в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и предоставления собственникам жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции жилых помещений маневренного жилого фонда - незаконно, поскольку федеральным законодательством, а именно Жилищным кодексом РФ в данном случае предусмотрено изъятие жилого помещения путём выкупа. Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения п. 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Заявитель считает, что ответчик лишает ее права владения, пользования и распоряжения своей собственностью. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии с действующим законодательством (ст. 235 ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ). Право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Просит суд: признать Порядок переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утверждённый Постановлением Администрации города Норильска от 26 октября 2007 года № 2693 (в ред. Постановлений Администрации г.Норильска от 25. 12. 2008 г. № 2172. от 20. 07. 2009 г. № 359. от 14. 04. 2011 г. № 176) в части условий об изъятии у собственников путём выкупа жилых помещений только в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и предоставления собственникам жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции жилых помещений маневренного жилого фонда противоречащим Гражданскому законодательству и ЖК РФ.
В судебном заседании заявитель Колыхалова А.В. и ее представитель Мартина Т.М. поддержали заявленные требования по указанным выше основаниям.
Представители Администрации города Норильска Шаталова В.В. и Надточая Е.А. требования заявителя о признании Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением Главы города Норильска от 26.10.2007 №2693, противоречащим гражданскому законодательству и Жилищному кодексу РФ считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель Администрации города Норильска Шаталова В.В. пояснила, что оспариваемым в части Порядком регулируются правоотношения, возникающие между органами местного самоуправления муниципального образования город Норильск и нанимателями и собственниками жилых помещений по обеспечению их жилищных прав при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В отношении многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее заявителю, решение о признании его аварийным и подлежащим сносу не принималось, в связи с чем, оспариваемые заявителем нормы Порядка не регулируют возникшие между Администрацией города Норильска и заявителем правоотношения и, соответственно, не затрагивают права и интересы заявителя. Основанием для признания нормативного правового акта или его части недействующим является его противоречие закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Разделом III Порядка регламентируются условия изъятия у собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном данной статьей. В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Изъятие жилого помещения посредством его выкупа у собственника является следствием изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Изъятие жилого помещения в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ по иным основаниям, в том числе и в случае признания жилого помещения непригодным для проживания в связи с необходимостью проведения в нем капитального ремонта, жилищное законодательство не предусматривает, в связи с чем, доводы заявителя о противоречии в этой части Порядка требованиям закона не основаны на нормах законодательства, поскольку норма п. 10 ст. 32 ЖК РФ не регулирует такие отношения и не подлежит применению в рассматриваемом случае. Нормы Гражданского кодекса РФ, приводимые заявителем в обоснование ее позиции, в данном случае подтверждают позицию Администрации города Норильска, что изъятие имущества у собственника возможно только в случае изъятия земельного участка, на котором расположено соответствующее имущество, которое, в свою очередь применительно к жилищным правоотношениям, возможно только в случае признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Именно эти правоотношения и регулируются оспариваемым в части Порядком в полном соответствии с требованиями гражданского и жилищного законодательства. В случае принятия уполномоченным органом решения о возможности и необходимости проведения капитального ремонта жилых помещений (или многоквартирного дома) действующим жилищным законодательством урегулированы только отношения по отселению нанимателей жилых помещений на период проведения капитального ремонта (в маневренный фонд либо предоставление других жилых помещений по договорам социального найма). Жилищные права собственников жилых помещений при проведении капитального ремонта (реконструкции или перепланировки) жилищным законодательством не урегулированы. Так, согласно ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. Статьей 95 ЖК РФ определена категория граждан, которым предоставляются жилые помещения маневренного фонда для временного проживания. Пункт 4 ст. 95 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда для временного проживания иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Учитывая отсутствие законодательного урегулирования вопросов переселения собственников жилых помещений, в отношении которых принято решение о проведении капитального ремонта, на период его проведения, в целях защиты имущественных прав собственников, в перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения маневренного фонда муниципального жилищного фонда включены, в том числе, граждане в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности; граждане, в отношении жилых помещений которых МВК принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения — в случае, если проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения невозможно без отселения граждан. С учетом изложенного, считают, что урегулирование вопроса переселения собственников непригодных жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, в жилые помещения маневренного фонда, осуществлено Администрацией города Норильска в пределах ее компетенции и требований действующего законодательства не нарушает, в связи с чем, требование заявителя Администрация города Норильска находит необоснованными, просят в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Управления жилищного фонда Администрации города Норильска – Визер Г.В. считает требования заявителя необоснованными, и поддерживает позицию представителей Администрации города Норильска.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключения прокурора, полагавшего требования заявителя необоснованными, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пп.1,2). …Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (пп.7,8).
Как установлено судом, заявитель Колыхалова А.В. и ее несовершеннолетние дети: детей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и детей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: город Норильск, ул.Комсомольская, д.20, кв.<адрес> (№).
В соответствии с заключением специализированной организации ООО «Норильскстройреконструкция» от 05 мая 2010 года строение № 89 по улице Комсомольская, д. 20 в осях А/Ж-8/13 (район 3 подъезда) находится в недопустимом состоянии, категория технического состояния строительных конструкций здания, характеризующаяся снижением несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций возможно при контроле её состояния, продолжительности и условий эксплуатации (п.3.1), жилое помещение квартира <адрес> признано непригодным для проживания (п.3.7.2), принято решение о рассмотрении на заседании Межведомственной комиссии вопроса о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в подъезде №3 дома 20 по ул.Комсомольская (п.3.7.1) (№).
В силу п.47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции» по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
22 октября 2010 года Межведомственная комиссия приняла заключение №08-МВК/3 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений квартир №№ 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64 многоквартирного дома № 20 по улице Комсомольская города Норильска (№).
11 августа 2011 года по заключению Межведомственной комиссии №15-МВК/З принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений №№ 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64 многоквартирного дома № 20 по улице Комсомольская города Норильска в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 года (№).
Управлением жилищного фонда в соответствии с п.3.40 Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 26.10.2007 года №2693 Колыхаловой А.В. и членам ее семьи было предложено переселение в маневренный фонд, как собственникам непригодного жилого помещения, подлежащего капитальному ремонту, от которого заявитель отказалась. (№).
Довод заявителя о том, что раздел III Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утверждённого Постановлением Администрации города Норильска от 26 октября 2007 года № 2693 (в ред. Постановлений Администрации г. Норильска от 25. 12. 2008 г. № 2172. от 20. 07. 2009 г., № 359. от 14. 04. 2011 г. № 176) в части условий об изъятии у собственников путём выкупа жилых помещений только в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и предоставления собственникам жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, жилых помещений маневренного жилого фонда, противоречит Гражданскому законодательству и ЖК РФ, суд находит несостоятельным.
В соответствии с положениями ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: в том числе и определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п.4); признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.8); осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (9); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п.10)….
В силу п.7ч.1 ст.33 Устава МО город Норильск Глава города Норильска издает постановления и распоряжения в рамках компетенции (№).
Согласно положениям ст.11 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: Норильский городской Совет депутатов, Глава города Норильска, Администрация города Норильска и Контрольно-счетная палата города Норильска.
26 октября 2007 года в целях урегулирования отношений, возникающих между собственником муниципального жилищного фонда в лице Администрации города Норильска и гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в ветхом и аварийном жилищном фонде, Администрацией города Норильска Красноярского края было принято Постановление №2693, подписанное Главой города Норильска, об утверждении Порядка переселения граждан Муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда (№).
Первоначальная редакция оспариваемого порядка опубликована в газете «Заполярная правда», N 169 10.11.2007 года, оспариваемые заявителем положения введены Постановлением Администрации города Норильска от 20.07.2009 года №359, опубликованным в газете «Заполярная правда» N 108, 28.07.2009 года, вступил в силу после официального опубликования (пункт 4 данного документа). Постановление Администрации г. Норильска "Об утверждении Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда" от 26.10.2007 N 2693 действует в редакции от 14.04.2011 года (№).
При указанных обстоятельствах, суд считает, что оспариваемый в части нормативный акт принят в пределах полномочий муниципального органа, с соблюдением законодательства к форме нормативного акта, порядка его принятия и введения в действие.
Заявитель указала, что в соответствии с разделом III Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утверждённого Постановлением Администрации города Норильска от 26 октября 2007 года № 2693 изъятие жилых помещений у собственников путём выкупа производится только в многоквартирных домах признанных аварийными и подлежащими сносу, в случае же признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим реконструкции или капитальному ремонту, в соответствии с п. 3.40. Порядка собственнику непригодного жилого помещения, подлежащего реконструкции или капитальному ремонту, предоставляется жилое помещение маневренного фонда, считает, что данный пункт противоречит п. 10 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Таким образом, отсутствуют нормы законодательства, предусматривающие изъятие жилого помещения по иным основаниям, в том числе и в случае признания жилого помещения непригодным для проживания в связи с необходимостью проведения в нем капитального ремонта.
Как правильно указывает заявитель, в соответствии с действующим законодательством (ст. 235 ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ).
Таким образом, изъятие имущества у собственника возможно только в случае изъятия земельного участка, на котором расположено соответствующее имущество, которое, в свою очередь применительно к жилищным правоотношениям, возможно только в случае признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Довод заявителя о несоответствии норм, содержащихся в Порядке, предусматривающих возможность предоставления собственникам непригодных жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, на период их проведения жилых помещений маневренного фонда, также суд находит несостоятельным.
Так, действующим законодательством РФ урегулированы только отношения по отселению нанимателей жилых помещений на период проведения капитального ремонта (в маневренный фонд либо предоставление других жилых помещений по договорам социального найма), жилищные права собственников жилых помещений при проведении капитального ремонта (реконструкции или перепланировки) жилищным законодательством не урегулированы.
Согласно ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.
Статьей 95 ЖК РФ определено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, п. 4 ст. 95 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда для временного проживания иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Учитывая отсутствие законодательного урегулирования вопросов переселения собственников жилых помещений, в отношении которых принято решение о проведении капитального ремонта, на период его проведения, в целях защиты имущественных прав собственников, п.3.40 Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда фактически установлены дополнительные гарантии для собственников жилых помещений в виде переселения в маневренный фонд на период проведения капитального ремонта.
Сопоставительный анализ указанных выше положений законодательства в их системной взаимосвязи дает суду основания полагать, что норм, снижающих уровень гарантий предусмотренных федеральными нормами, органом местного самоуправления при принятии оспариваемого Порядка переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утверждённого Постановлением Администрации города Норильска от 26 октября 2007 года № 2693 (в ред. Постановлений Администрации г. Норильска от 25. 12. 2008 г. № 2172. от 20. 07. 2009 г., № 359. от 14. 04. 2011 г. № 176) не установлено, оспариваемое правовое регулирование установлено по вопросу, неурегулированному федеральным законодателем.
На основании выше изложенного, суд считает, что оспариваемый в части Порядок переселения граждан муниципального образования город Норильск из ветхого и аварийного жилищного фонда, утверждённый Постановлением Администрации города Норильска от 26 октября 2007 года № 2693 (в ред. Постановлений Администрации г. Норильска от 25. 12. 2008 г. № 2172. от 20. 07. 2009 г., № 359. от 14. 04. 2011 г. № 176) не противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а требования Колыхаловой А.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выводы суда, кроме пояснений участвующих в деле лиц, подтверждаются указанными выше материалами дела.
Руководствуясь ст.194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Колыхаловой А.В., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетних детей, об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.Б.Мурашева
Решение принято в окончательной форме 28 сентября 2011 года.