РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Черемшанцеве И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-253/2021 по исковому заявлению департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования города Салехард к ФИО1 о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованных на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования города Салехард обратился в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованных на земельном участке.
В обоснование иска указано, что ФИО1 произведено несанкционированное размещение отходов. Отходы производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованы на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> факт был зафиксирован актами проверки соблюдения земельного законодательства от 11.08.2020 № 57, 17.11.2020. Указанными действия ответчиком нарушаются требования ЗК РФ, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также ответчик подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, из право на обитание в здоровой сбалансированной окружающей среде.
Просил обязать ФИО1 вывезти отходы производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованные на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов. Установить ФИО1 трехмесячный срок для вывоза отходов производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов, по истечении которого предоставить администрации муниципального образования города Салехард право совершить действия по вывозу отходов производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов с взысканием с ФИО1 необходимых расходов.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении требований иска.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, указал, что лом металла он вывез, иные предметы, которые, по мнению истца, являются отходами производства и потребления, не являются таковыми, необходимы в дальнейшей эксплуатации земельного участка. Представил акты о сдаче негабаритного стального лома и отходов в <данные изъяты>», указав, что им исполнено предписание от 11.08.2020 №.
В судебном заседании был выслушан свидетель ФИО, который пояснил, что по устной договоренности с ФИО1 он производил уборку земельного участка, лом металла укладывал в мешки. Отвечая на вопрос суда, по какому адресу и на каком земельном участке он производил уборку, ФИО затруднился ответить.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о департаменте строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования город Салехард, утвержденным Решением Городской Думы МО город Салехард от 22.02.2012 №14 (далее - Положение), департамент является структурным подразделением администрации муниципального образования город Салехард и обладает правами юридического лица. В соответствии с п.2.3 Положения, в сфере земельных отношений департамент, в том числе, осуществляет ведение учета по начислению и уплате арендной платы за землю. Согласно п.3.3 Положения, департамент имеет право представлять администрацию города Салехарда в пределах, возложенных на департамент полномочий в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах. Согласно п.2.4.3 Положения, департамент выступает в суде от имени муниципального образования в качестве ответчика по искам к муниципальному образованию как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в пределах своих полномочий, обеспечивает предоставление и защиту интересов администрации города Салехарда в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в качестве истца (административного истца), ответчика (административного ответчика), заявителя, заинтересованного лица, третьего лица (третьего лица с самостоятельными требованиями), а также иных органах.
Положениями ст. 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2004 №26-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард.
Частью 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Из определения охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 1 указанного закона следует, что органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности.
Одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Природоохранные полномочия органов местного самоуправления - это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды.
Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Создание несанкционированной свалки на территории города Салехарда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Исходя из положений п.п. 3.1, 4, 5.2 постановления КС РФ от 13.10.2015 № 26-П по смыслу взаимосвязанных положений ст.ст. 42, 58 Конституции РФ конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы города Салехард от 24.07.2020 проведена внеплановая проверка в отношении физического лица на предмет соблюдения законодательства РФ, ЯНАО в области земельных отношений, а также требований к использованию земель, содержащихся в правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>.
Актом проверки соблюдения земельного законодательства от 11.08.2020 № 57 установлено загрязнение отходами производства и потребления земельного участка с кадастровым номером 89:08:020101:19, а также в пределах кадастрового квартала <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Согласно договору аренды № от 08.04.2013 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на праве аренды предоставлен ФИО1
Лицом, допустившим загрязнение указанного земельного участка, является ФИО1
11.08.2020 на имя ФИО1 вынесено предписание об устранении выявленного нарушения в области земельных отношений №, согласно которому ФИО1 в срок до 11.09.2020 предписано зачистить земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а также земельный участок в пределах кадастрового квартала <данные изъяты> по адресу: <адрес> от размещенных на нем отходов производства и потребления.
Предписание ФИО1 получено лично 11.08.2020, сведений об обжаловании предписания в материалах дела не имеется.
На основании распоряжения главы города Салехард от 22.10.2020 проведена внеплановая проверка в отношении ФИО1 на предмет исполнения выданного органом муниципального земельного контроля предписания от 11.08.2020 №.
Актом проверки соблюдения земельного законодательства от 17.11.2020 № установлено, что ФИО1 не зачистил земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а также в пределах кадастрового квартала <данные изъяты> по адресу: <адрес> от размещенных на нем отходов производства и потребления. То есть предписание в установленный срок не исполнил.
Актом обследования земельного участка от 24.03.2021 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположено металлическое сооружение (балок), часть которого выходит за пределы границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, также на земельном участке размещены отходы производства и потребления (древесина, металл, автомобильные покрышки, бытовая техника). За пределами границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на землях государственная собственность на которые не разграничена размещены металлические сооружения (два балка, контейнер, бытовка на шасси, накопительная емкость), бетонные блоки, отходы производства т потребления (древесина, различного рода металл). Площадь самовольно занятого земельного участка сооружениями составляет 83 кв.м.
Представленные ФИО1 акты о сдаче негабаритного стального лома и отходов в <данные изъяты>» не свидетельствуют о выполнении требований предписания от 11.08.2020 №, поскольку не содержат сведений о месте сбора лома и отходов.
С учетом изложенного, требования иска подлежат удовлетворению, и суд возлагает на ФИО1 обязанность по вывозу отходов производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Потому требования иска об установлении ФИО1 трехмесячного срока для вывоза отходов производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), по истечении которого предоставить администрации МО г. Салехард право совершить действия по вывозу указанных отходов производства и потребления за счет ФИО1 с взысканием с него необходимых расходов, также подлежат удовлетворению.
На основании ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. В соответствии со ст.333.36 п.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать ФИО1 вывезти отходы производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованные на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов.
Установить ФИО1 трехмесячный срок для вывоза отходов производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов, по истечении которого предоставить администрации муниципального образования <адрес> право совершить действия по вывозу отходов производства и потребления (древесина, лом металла, пластмассовые изделия, бытовой мусор), локализованных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, на специализированный объект размещения отходов с взысканием с ФИО1 необходимых расходов.
Взыскать с ФИО1 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова