ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2045/2021 от 02.07.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2021 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балабана С.Г.,

при секретаре Шабалиной А.Н.,

с участием помощника прокурора

Братского района Иркутской области Крашковец О.А.,

Представителя ответчика по доверенности Лаюшко П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2045/2021 (УИД 38RS0003-01-2021-002379-81) по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Группа «Илим» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Группа «Илим» (далее – АО «Группа «Илим»), в котором просит, взыскать с АО «Группа «Илим» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды № 9 от 25.12.2008; № 10 от 18.12.2008; № 11 от 18.12.2008; № 12 от 25.12.2008; № 16 от 23.12.2008; № 17 от18.12.2008, сумму в размере 9 685 306,03 рублей с зачислением денежных средств по следующим реквизитам: Банк получателя: Отделение Иркутск Банка России//УФК по Иркутской области, г. Иркутск; БИК 012520101; счет ***; счет банка получателя: ***; в поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (министерство лесного комплекса Иркутской области), л/с 04342D01640; в поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН министерства - 3808170859; в поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП министерства - 380801001; в поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: 843 1 16 11050 01 4801 140 (платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях), подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования (вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы); в поле платежного поручения 105 «ОКТМО» - 25604000 - Братский район, Падунское лесничество; в поле платежного поручения 24 «Назначение платежа» - территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, ИНН - 3805731859, КПП -380501001.

В обоснование иска указано, что прокурор Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2020 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках на всей территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.

Установлено, что в 2020 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась Акционерным обществом «Группа «Илим» на лесных участках, предоставленных в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании договоров аренды.

Заготовка древесины по обозначенным договорам аренды ведется АО «Группа «Илим» в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины АО «Группа «Илим» является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Территория, в пределах которой арендатором лесного участка осуществлялась заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, а также закрепленные за охотпользователями средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

Информация о месте проведения вырубки и площади вырубленных лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), а также о времени, в течение которого осуществлялось негативное воздействие на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) взята из отчетов об использовании лесов, предоставленных арендатором в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству за период январь-декабрь 2020 года по форме 1-ИЛ.

Объективно установленным является тот факт, что на арендуемом АО «Группа «Илим» лесном участке в 2020 году велась заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы.

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности АО «Группа «Илим» по заготовке древесины по обозначенным договорам аренды составил 9 685 306,03 рублей.

Учитывая, что ответчик по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству не обращался, прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обращается с указанным заявлением в суд о взыскании с ответчика ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде его обитания.

В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Группа «Илим» - Лаюшко П.И., действующий на основании доверенности исковые требования не признал, представил письменные возражения, которые поддержал в полном объеме. Указал, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска. Истцом не доказан факт причинения вреда объектам животного мира. Для расчета вреда истцом необоснованно применена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948. Считает, что представленный истцом расчет вреда, неверный. Представил свой альтернативный расчет размера ущерба (вреда) животному миру по договорам аренды лесных участков №№ 12,16. На основании вышеизложенного просил в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебном заседание явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которого исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Изучив доводы искового заявления, выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации прокурор Братского района Иркутской области действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 1 Закона о животном мире животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).

Объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты, представляют собой охотничьи ресурсы (пункт 1 статьи 1 Закона об охоте).

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей Закона, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.3 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017г. № 49 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Как следует из ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ст. 58 ФЗ РФ от 24.07.2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствий с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Органом, к полномочиям которого отнесено принятие такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, является Минприроды России.

Применению при определении ущерба подлежит Приказ Минприроды Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», в соответствии с которым при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Согласно подпункту «б» пункта 2 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011г. № 948, настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие: в том числе нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Согласно подпункту «б» пункта 5 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011г. № 948 при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:

- территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;

- численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

- допустимый объем добычи каждого вида ресурсов;

- период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Из материалов гражданского дела судом установлено, что в 2020 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась АО «Группа «Илим» на лесных участках, предоставленных в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании следующих договоров аренды:

№ 9 от 25.12.2008, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 75 757 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район. Падунское лесничество (ранее - ФГУ - «Падунский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса III группы): Усть-Вихоревское участковое лесничество: Приангарская дача (ранее - Приангарское лесничество), кварталы №№ 24-49; Падунское участковое лесничество: Дубынинская дача (ранее - Дубынинское лесничество), кварталы №№ 31ч-34ч, 51-54ч, 55ч-58ч, 60ч-63ч, 74-79, 80ч-82ч, 83, 84ч-86ч, 90-100, 101ч-104ч, 105-117, 119-141; Падунская дача (ранее -Падунское лесничество), кварталы №№ 39-41, 69-71, 106-109, 121, 122, 170-172, 176, 184;

№ 10 от 18.12.2008, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 15 566 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество (ранее - ФГУ - «Приморский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса III группы): Карахунское участковое лесничество, «Париловская дача» (ранее - Париловское лесничество) кварталы №№ 21-30, 32, 33, 42, 43, 47, 55, 56, 59, 62, 63, 70-72;

№ 11 от 18.12.2008, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 94 706 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество (ранее - ФГУ «Приморский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса III группы): Озерное участковое лесничество: «Шамановская дача» (ранее - Шамановское лесничество), кварталы №№ 1-7, 26-28, 42-45, 57-63; «Озерная дача» (ранее - Озерное лесничество), кварталы №№ 1, 3-14, 16-24, 26-29, 31 32, 36-43, 46-115; «Лучихинская дача» (ранее - Лучихинское лесничество»), кварталы №№ 77-80, 93-95, 109, 110;

№ 12 от 25.12.2008, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 400 865 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество (ранее - ФГУ «Приморский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса III группы: Озерное участковое лесничество: «Омская дача» (ранее - Омское лесничество), кварталы №№ 3-9, 13-20, 23-33, 35-42, 44, 48-56, 59-62, 64-66, 71-77, 80-86, 90,92,94, 95, 97, 99, 101, 104, 106-109, 111-116, 118-128, 133-145, 147-170; «Шамановская дача» (ранее - Шамановское лесничество), кварталы №№ 11,12, 14-25, 33-41, 47-56, 61ч-63ч, 65-71, 73-80, 82, 84-89; «Лучихинская дача» (ранее - Лучихинское лесничество), кварталы №№ 4-6, 8, 9, 11, 12, 14, 17, 20-26, 29-31, 35, 36, 38-43, 45-53, 56-61, 63-71, 73-76, 81-92, 96-108, 111-124; Карахунское участковое лесничество: «Чамская дача» (ранее - Чамское лесничество), кварталы №№ 1, 3, 6, 7, 11-14, 17-20, 22-25, 29, 32-36, 38-43, 45-50, 52-61, 63-67, 70-82, 85-101; «Карахунская дача» (ранее - Карахунское лесничество), кварталы №№ 1-6, 9-23, 26-33, 40, 42-49, 59-73, 75-89, 91-103, 105-120, 122-133, 138-150, 152-159; «Прибойная дача» (ранее - Прибойное лесничество), кварталы №№ 3-7, 9-11, 13, 14, 16-22, 24-26, 28-46, 48-50, 52-55, 57-64, 66-72; «Париловская дача» (ранее - Париловское лесничество), кварталы №№ 84-90, 92-100, 102-108, 110-114;

№ 16 от 23.12.2008, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 161 323 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество (ранее - ФГУ «Кежемский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса III группы): «Боровская дача» (ранее - Боровское лесничество), кварталы №№ 13ч, 16ч, 18ч-24ч, 28-33, 35-56; «Заярская дача» (ранее - Заярское лесничество), кварталы №№ 1-18, 20-25, 27,28, 29ч, 30-35, 37-41,45-54, 59-61, 64, 73-75, 84-88, 95, 96, 100, 102, 103, 111; «Сурупцевская дача» (ранее - Сурупцевское лесничество), кварталы №№ 2-8, 10-52, 54-57, 66, 68-72, 78-82, 91, 92; «Мамырьская дача (ранее - Мамырьское лесничество), кварталы №№ 1ч, 2, 3, 4ч, 5ч, 6-11, 12ч-15ч, 16-22, 23ч, 24ч, 28-34, 35ч, 40ч-42ч, 49ч, 57ч, 64, 65ч; «Сосновская дача» (ранее - Сосновское лесничество), кварталы №№ 28ч, 29ч, 32ч-35ч, 36, 37, 38ч-40ч, 41, 42, 44-48, 54-71;

№ 17 от 18.12.2008, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 4 820 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество (ранее - ФГУ «Кежемский лесхоз»), эксплуатационные леса (ранее - леса III группы): Боровское участковое лесничество: «Сосновская дача» (ранее - Сосновское лесничество), кварталы №№ 43, 49-53.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.04.2021 АО «Группа «Илим» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки.

Заготовка древесины по обозначенным договорам аренды ведется АО «Группа «Илим» в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины АО «Группа «Илим», является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

В соответствии с условиями вышеназванного договора предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется арендатором на основании настоящего договора аренды в соответствии с планом лесного участка.

То есть, судом установлено, что фактически на арендованном ответчиком лесном участке, ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи, с осуществлением которых задействованы техника и технологические механизмы.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины АО «Группа «Илим», является охотничьими угодьями и средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

В состав охотничьих ресурсов на территории Братского района Иркутской области входят: лось, Благородный олень, косуля, кабан, кабарга, Дикий северный олень, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, колонок, росомаха, рысь, лисица, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра, глухарь, рябчик, тетерев.

В соответствии с расчетами территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, АО «Группа «Илим» причинило ущерб объектам животного мира (охотничьим ресурсам) в охотничьих угодьях и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины по договорам аренды лесного участка: № 9 от 25.12.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 550,4 га); № 10 от 18.12.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 180,7 га); № 11 от 18.12.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 555,1 га); № 12 от 25.12.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 4854,79 га); № 16 от 23.12.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 1342,5 га); № 17 от 18.12.2008 (площадь лесного участка, подверженного годовой вырубке древесины - 33,0 га).

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности АО «Группа «Илим» по заготовке древесины составил 9 685 306,03 руб.

Расчет произведен по методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьим ресурсам), утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 08.12.2011 № 948.

Довод представителя ответчика о том, что представленный расчет является незаконным и необоснованным, опровергается материалами гражданского дела.

Расчет вреда охотничьим ресурсам, причиняемого на площади арендованных АО «Группа «Илим» лесных насаждений, выполнен специалистом уполномоченного органа, включает все необходимые параметры, предусмотренные подпунктом «б» пункта 5 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011г. № 948. Расчет выполнен на основании: информации о площади арендованных и вырубленных АО «Группа «Илим» лесных насаждений, о периоде, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В расчете имеются данные о том, на основании каких документов выполнен расчет. Указанная методика не устанавливает основания и условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, и не регулирует вопросы, связанные с доказыванием факта нарушения действующего законодательства, не устанавливает причинно-следственную связь между действиями хозяйствующего субъекта и причиненным вредом. Положения методики предназначены для стоимостной оценки вреда, факт причинения которого, равно как и наличие вины причинителя вреда, при применении Методики уже является доказанным.

Представленный представителем ответчика альтернативные расчеты ущерба от деятельности по договорам аренды № 12 и № 16, суд не может признать допустимым доказательством, поскольку это частное мнение представителя ответчика, являющегося его автором, и не может служить доказательством при рассмотрении настоящего дела. Данные расчеты не содержит никаких ссылок на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми возможно сократить расчетную величину ущерба.

Указанные расчеты судом не принимаются, поскольку они не основаны на Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 4 вышеупомянутого Федерального закона, животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Лесозаготовительная деятельность на территории Братского района Иркутской области осуществлялась АО «Группа «Илим» на основании договоров аренды лесного участка № 9 от 25.12.2008, № 10 от 18.12.2008, № 11 от 18.12.2008, № 12 от 25.12.2008, № 16 от 23.12.2008, № 17 от 18.12.2008 в виде рубок лесных насаждений на арендуемых лесных участках.

Согласно с ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

При проведении расчета ущерба причиненного объектам животного мира и среде их обитания от хозяйственной деятельности АО «Группа «Илим» применялся пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия (0,75), поскольку в результате осуществления ответчиком сплошных рубок лесных насаждений среда обитания объектов животного мира уничтожается не окончательно.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.12.2011 г. № 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды вследствие нарушения соответствующего законодательства, во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду.

Утвержденная в установленном порядке Методика исчисления вреда животному миру основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред.

Суд исходит из того, что исходные данные, которые применялись Министерством лесного комплекса Иркутской области в формуле для расчета ущерба, являются верными, исходные параметры предусмотрены Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

Принимая представленный истцом расчет в качестве достоверного доказательства размера ущерба, суд, приходит к выводу о том, что размер вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, и оснований не принимать приведенные в расчете сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, либо считать их недостоверными, не имеется.

В соответствии с п. 6 Методики, 0,75 – пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия.

Учитывая указанные нормы положения при расчете ущерба за территорию сильного воздействия обоснованно принята площадь вырубленных лесных насаждений.

Судом проверен расчет ущерба, выполненный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 08.12.2011 № 94, арифметическая правильность расчета по приведенной методике не опровергнута ответчиком.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, оснований не доверять расчету истца, составленного уполномоченным специалистом территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, у суда не имеется.

Экологическое законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия. Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела, определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира.

Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда. Сумма ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, установлена в соответствии с методикой исчисления ущерба животному миру, данная методика подлежит применению судом в силу закона.

Ответчик не представил допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятий по охране объектов животного мира, ответчик самостоятельно не обращался в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (часть 1 статьи 9, статья 58).

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13.05.2019 г. № 1197-О, в своем Постановлении от 02.06.2015 г. N 12-П, опираясь на положения статей 9 (часть 1), 36 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции о том, что:

необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.);

лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам;

таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.

Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.

Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как преимущественно лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды - объекты животного мира (охотничьи ресурсы).

Статья 1 Закона об охране окружающей среды определяет окружающую среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды отнесен, в том числе животный мир. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.

Осуществление АО «Группа «Илим» хозяйственной деятельности связанной с изъятием компонентов природной среды оказывает на окружающую среду негативное воздействие в виде ухудшения условий обитания объектов животного мира, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника, поскольку объектам животного мира и среде их обитания действиями ответчика причинен вред.

Оснований, предусмотренных п. 3 ст. 1083 ГК РФ, для уменьшения размера возмещения вреда, суд не находит.

Учитывая все установленные обстоятельства, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абз.2 п.6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, ущерб подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Братский район».

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет МО города Братска в размере 56 492 руб..

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с Акционерного общества «Группа «Илим» (ОГР1- 5067847380189, ИНН 7840346335) в пользу муниципального образование «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2020 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в граница) лесных участков по договорам аренды № 9 от 25.12.2008; № 10 от 18.12.2008: № 11 от 18.12.2008; № 12 от 25.12.2008; № 16 от 23.12.2008; № 17 от 18.12.2008, сумму в размере 9 685 306,03 рублей (девять миллионов шестьсот восемьдесят пять тысяч триста шесть рублей три копейки) с зачислением денежных средств по следующим реквизитам:

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПС ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, г. Иркутск;

БИК 012520101;

Счет ***;

Счет банка получателя: ***;

В поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (министерство лесного комплекса Иркутской области), л/с04342D01640;)

В поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН министерства - 3808170859;

В поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП министерства - 380801001;

В поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: 843 1 16 11050 01 4801 140 (Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда причиненного окружающей среде (за исключением вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования (вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы);

В поле платежного поручения 105 «ОКТМО» - 25604000 - Братский район, Падунское лесничество;

В поле платежного поручения 24 «Назначение платежа» - территориально: управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, ИНН - 3805731859, КПП -380501001.

Взыскать с Акционерного общества «Группа «Илим» государственную пошлину в бюджет МО города Братска в размере 56 492 рубля.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: С.Г. Балабан