ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2045/2021 от 09.09.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-2045/2021 год

39RS0004-01-2021-002628-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При помощнике ФИО1, секретаре Шишкиной Е. А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным отказов, обязании выдать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском.

Указывает, что является наследницей отца ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истец проживает по адресу <адрес>. Дом и земельный участок с кадастровым номером был ею получен при вступлении в наследство.

На протяжении долгого времени после смерти отца истец пользовалась и земельным участком с КН , площадью 430 кв.м., имеющим вид разрешенного использования для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>, который был передан отцу по договору аренды.

На основании проведенных публичных слушаний Администрацией ГО « Город Калининград» издано постановление № 35 от 20.01.2020, которым утверждена документация по планировке территории "Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> - железная дорога - территория <адрес>".

В проекте межевания земельный участок с кадастровым номером , значащийся под , должен быть объединен с принадлежащим на праве собственности истцу земельным участком с КН .

На заявление истца от 15.12.2020 о выдаче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с КН и с КН с утвержденным проектом межевания территории, был получен отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» (далее по тексту – КМИ и ЗР) № из-КМИ-21/86 от 12.01.2021 года, в котором в качестве причины отказа указан п.п.9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, и указание об обеспечении подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград».

28.01.2021 года истец обратилась в КМИ и ЗР с заявлением с просьбой изучить приложенные к заявлению документы и отозвать исковое заявление Администрации ГО «Город Калининград» о сносе самовольных построек, сообщить дату внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», позволяющее осуществить перераспределение территорий в соответствии с утвержденным проектом межевания без нарушения п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

В ответе от 24.02.2021 года № из-КМИ-21/989 от 24.02.2021 года ответчик указал о невозможности рассмотреть вопрос положительно.

12.04.2021 года истец повторно обратилась с заявлением о выдаче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, указанных выше, и заключении соглашения о перераспределении земельного участка с КН , на которое 12.05.2021 года получен ответ № и-КМИ-21/9098 от 05.05.2021 года, с указанием о возможности образования самостоятельного участка из территории, расположенной с северо-восточной стороны от земельного участка с без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ.

Истец с данным ответом не согласна. Указывает, что пользуется земельным участком с КН как наследница по договору аренды, земельный участок обременен правом совместного и одновременного гражданского оборота с правом собственности на жилой дом по <адрес>, расположенный на принадлежащем истцу земельном участке с КН .

Проход на земельный участок с КН возможен только через земельный участок, принадлежащий истице.

Отказом ответчика от выдачи согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и заключения соглашения о перераспределении нарушены ее права и не исполняется постановление № 35 от 20.01.2020 года.

Просит:

Признать незаконным отказ № из-КМИ-21/989 от 24.02.2021 года Администрации ГО «Город Калининград», отказ № и-КМИ-21/9098 от 05.05.2021 года от выдачи согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по адресу <адрес> и от заключения соглашения о перераспределении земельного участка с КН .

Обязать Администрацию ГО «Город Калининград» выдать ФИО2 согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по адресу <...>.

Обязать Администрацию ГО «Город Калининград» заключить с ФИО2 соглашение о перераспределении земельного участка с КН 39:15:142021:180.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что просит понудить администрацию перераспределить земельные участки, предоставив перераспределенный земельный участок ей в собственность.

Представитель ФИО2 по устному ходатайству ФИО3 требования истца поддержала по изложенным в иске основаниям. Указала, что к земельному участку с КН нет подъездных путей, он закрыт с двух сторон, что не соответствует требованиям ст. 11.9 ЗК РФ, также в отношении земельного участка с КН имеется обременение – обеспечение доступа к земельному участку КН

Представитель ответчиков Администрации ГО «Город Калининград», Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» ФИО4 просит в удовлетворении исковых требований отказать, поддерживая доводы письменного отзыва.

В письменном отзыве (л.д. 59) со ссылкой на положения ст. 39.28 ЗК РФ, п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, ст. 11.9 ЗК РФ, Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград» указано, что площадь испрашиваемого истцом земельного участка с КН составляет 430 кв.м., что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство, что в свою очередь является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В связи с этим не имеется основания полагать, что проект планировки, утвержденный Постановлением № 35 от 20.01.2020 года, связывает уполномоченный на распоряжение земельными участками орган и исключает возможность принять решение об отказе, если им будут установлены признаки возможного нерационального использования земель, государственная собственность на которые не разграничена. При образовании земельного участка на основании любого предусмотренного Земельным кодексом РФ документа учету подлежат в совокупности как предельные размеры земельных участков, так и принцип рационального использования земли, поскольку земельное законодательство ориентирован на соблюдение баланса частных интересов и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку утвержденный проект межевания не является распорядительным актом о возникновении прав на конкретный земельный участок, образование которого предложено в нем и по причине того, что площадь и конфигурация спорного земельного участка с КН соответствуют требованиям к образуемым земельным участкам для размещения объектов строительства, просят в удовлетворении требований отказать, указывая, что права и законные интересы истца не нарушены.

Кроме того, по карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград» испрашиваемая территория по <адрес> отнесена к зоне Ж-4, для подзон которой установлена предельная максимальная площадью земельного участка для индивидуального жилищного строительства, составляющая <данные изъяты> кв.м. В случае перераспределения земельного участка с КН путем его перераспределения с земельным участком с КН , общая площадь будет составлять <данные изъяты> кв.м., что недопустимо в силу п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3).

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ).

Основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, на основании наследования по завещанию имущества умершего ДД.ММ.ГГГГФИО6, является собственником земельного участка с КН площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под существующий индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу ориентира <адрес>, право собственности зарегистрировано 21.04.2017 года.

Как следует из договора № 11571-и аренды земельного участка от 30.06.2014 года, заключенного между Администрацией ГО «Город Калининград» и ФИО6, земельный участок с КН площадью 430 кв.м., из земель населенных пунктов, предоставлен в аренду ФИО6 для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>.

Распоряжением КМИ и ЗР Администрации ГО г. Калининград» от 11.06.2014 № 2406/р-КМИ, указанным как основание заключения договора 11571-и аренды земельного участка от 30.06.2014 года, предусмотрены обременения по режиму использования земельного участка с КН , одним из которых является то, что земельный участок подлежит реализации с аукциона после разработки и утверждения проекта межевания территории (п. 3.1.).

Аналогичные положения содержатся в п. 2.4. договора аренды 11571-и от 30.06.2014 года.

Согласно сведений ЕГРН, земельный участок с КН поставлен на кадастровый учет 16.04.2014 года, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>. Имеет обременение в виде аренды, с датой государственной регистрации 22.07.2014 года, в пользу ФИО8 на основании договора № 11571-и аренды земельного участка от 30.06.2014 года (л.д. 53-55).

Согласно свидетельству о смерти ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Абзацем 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии с п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

ФИО2 является наследником по завещанию на все наследственное имущество ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), что следует из завещания ФИО6 от 24.10.2008 года, в том числе на имущественные права и обязанности.

В соответствии с п. 2 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

По договору № 11571-и аренды земельного участка от 30.06.2014 года срок аренды устанавливается с 11.06.2014 и действует до 11.06.2017 года.

Пунктом 7.3. указанного договора предусмотрено, что в случае смерти арендатора права по договору переходят к наследнику жилого дома и других объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с КН .

Учитывая положения п. 2 ст. 617 ГК РФ, п. 7.3. договора аренды, после смерти ФИО6 его права и обязанности по договору аренды перешли к ФИО2
Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Как следует из пункта 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, положения п. 2 ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок применяются в том числе к договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, для заключения которых до 1 марта 2015 г. не требовалось проведения торгов.

Такой договор может быть прекращен в любое время по инициативе каждой из сторон с обязательным предупреждением другой стороны за три месяца (пункт 2 статьи 610 ГК РФ).

Сторона Администрации ГО «Город Калининград» не отрицала в судебном заседании, что договор № 11571-и аренды земельного участка от 30.06.2014 года не расторгнут, возобновлен на неопределенный срок, является действующим, и у истца имеется возможность пользоваться им на законном основании; право истца как наследника на право аренды по указанному договору признают.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения рассматриваемых требований.

Постановлением Администрации ГО «город Калининград» от 20 января 2020 г. N 35 утверждена документация по планировке территории "Проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах <адрес> - железная дорога - территория <адрес>" (л.д. 22).

Из текстовой и графической части утвержденного проекта межевания территории следует, что под номером 154 указано о перераспределении земельного участка и государственных земель с образованием земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., из схемы указанного проекта межевания следует, что речь идет о земельном участке с КН и расположенном на северо-востоке от указанного земельного участка смежном к нему земельном участке с КН (л.д.26, 30, 32).

ФИО2 15.12.2020 обратилась в КМИ и ЗР Администрации ГО «г. Калининград» с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, дать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с целью перераспределения земельных участков с КН и с КН , заключить соглашение о перераспределении земельного участка с КН (л.д. 33).

Как следует из ответа КМИ и ЗР от 12.01.2021 года № из-КМИ-21/86, из земельного участка с КН , предусмотренного проектом для распределения, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, в связи с чем на основании п.п.9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ решить вопрос положительно возможным не представляется (л.д. 35-36).

Указанный отказ ФИО2 в настоящем судебном заседании не оспаривается, таковых требований не предъявлено.

В производстве Московского районного суда г. Калининграда имеется гражданское дело по иску Администрации ГО «город Калининград» к ФИО2 о сносе самовольных построек № 2-347/2021, которое определением от 24.05.2021 года приостановлено до разрешения настоящего дела.

В заявлении от 28.01.2021 года в КМИ и ЗР (входящий № вз-КМИ-1426) ФИО2, ссылаясь в том числе на невозможность образования самостоятельного участка с КН , т.к. проход к нему возможен только через земельный участок КН , просила изучить приложенные к заявлению документы и отозвать исковое заявление Администрации ГО «Город Калининград» о сносе самовольных построек, сообщить дату внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», позволяющих осуществить перераспределение территорий в соответствии с утвержденным проектом межевания без нарушения п.п.9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Из ответа КМИ и ЗР Администрации ГО «Город Калининград» от 24.02.2021 года № из-КМИ-21/989 следует, что из территории, расположенной с северо-восточной стороны от земельного участка с КН 39:15:142021:72, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, в соответствии с цифровым дежурным планом города рассматриваемая территория обеспечена доступом с земель общего пользования, расположенных в границах красных линий, в связи с чем на основании п.п.9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ решить вопрос положительно не представляется возможным (л.д. 39).

12.04.2021 года ФИО2 вновь обратилась с заявлением в КМИ и ЗР Администрации ГО «город Калининград», в котором со ссылкой на утверждение проекта межевания территории Постановлением Администрации ГО «город Калининград» от 20 января 2020 г. N 35, просила дать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по адресу <адрес> в соответствии с утвержденным проектом межевания территории с целью перераспределения земельного участка с КН , находящегося в ее частной собственности, и с КН , переданного по договору аренды ФИО6, наследницей которого она является; заключить соглашение о перераспределении земельного участка с КН

Ответом КМИ и ЗР Администрации ГО «Город Калининград» от 05.05.2021 года № и-КМИ-21/9098 было указано о невозможности решения вопроса положительно с приведением оснований, аналогичных в ранее представленном ответе (л.д. 42).

Требования истца о признании незаконным отказов № из-КМИ-21/989 от 24.02.2021 года, № и-КМИ-21/9098 от 05.05.2021 года, обязании выдать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по адресу <адрес>, обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка с КН 39:15:142021:180 удовлетворению не подлежат вследствие нижеизложенного.

Как указано выше, основания перераспределения земель и (или) земельных участков установлены п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).

В указанном Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) разъяснено, что наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ обстоятельств.

Исходя из смысла п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подп. 1 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регламентируется статьей 39.29 ЗК РФ, из подпункта 3 пункта 8 которой следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков орган (поданного на основании пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации) уполномоченный орган по результатам его рассмотрения может принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 этой статьи.

Как следует из п.п. 8 и п.п. 9. п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Положениями подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории; в случаях, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ на возникшие правоотношения не распространяются, поскольку не имеется изложенных в них оснований.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" (далее - Правила) в виде графических и текстовых материалов.

Как следует из материалов дела, имеющейся в открытом доступе карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", спорные земельные участки с КН и КН находятся в зоне Ж-4, установленной для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки, малоэтажных многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения (ст. 32 Правил).

Для зоны Ж-4 согласно Правил установлена минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства, составляющая 400 кв.м., и максимальная площадь для индивидуального жилищного строительства, составляющая <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, обоснованны доводы отказа Администрации ГО «город Калининград» о том, что площадь земельного участка с КН , составляющая <данные изъяты> кв. м., позволяет сформировать и использовать его как самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, что является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, прямо указанного в п.п. 9 п. 9. ст. 39.29 ЗК РФ.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 28.05.2020 №. 1189-О, перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли. При этом оспариваемая норма содержит необходимые гарантии, ограничивающие произвольное применение и злоупотребление данной процедурой в ущерб предоставлению земельных участков на торгах, обеспечивающему справедливое и открытое перераспределение объектов публичной собственности. В частности, согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является возможность образовать из земель самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" указанного Кодекса.

Учитывая изложенное, наличие само по себе вышеуказанного утвержденного проекта планировки территории с проектом межевания не является основанием для удовлетворения требований истца и признании незаконным отказа ответчика в перераспределении по изложенным в оспариваемых ответах основаниям.

При этом доводы стороны истца о нарушении ст. 11.9 ЗК РФ при формировании земельного участка с КН 39:15:142021:180 в виде отсутствия к нему свободного проезда не являются основанием для удовлетворения требований истца, поскольку законность формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с КН 39:15:142021:180 предметом настоящего судебного разбирательства не является, таковых требований не предъявлялось. Указанные доводы не свидетельствуют о наличии у истца приоритетного права на приобретение данного земельного участка в собственность посредством истребуемого ею перераспределения с заключением об этом соответствующего соглашения.

При указанных обстоятельствах тот факт, что с северо-восточной стороны земельного участка с КН сформирован в настоящее время и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером КН не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований истца.

Довод об указании в договоре аренды об обременении земельного участка с КН правом совместного и одновременного гражданского оборота с правом собственности на жилой дом по <адрес> (п. 2.3) также не свидетельствуют о том, что при наличии такого указания у истца имеется безусловное право на перераспределение земельного участка КН и КН и предоставления ей в собственность перераспределенного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконными оспариваемых отказов Администрации ГО «Город Калининград», а следовательно не имеется и оснований для удовлетворении требований о понуждении ответчика дать согласие на перераспределение и заключить с ФИО2 соответствующее соглашение.

Также суд учитывает, что в случае перераспределения земельного участка КН площадью <данные изъяты> кв.м. и КН площадью <данные изъяты> кв.м. путем их объединения согласно проекта межевания общая площадь участка будет составлять <данные изъяты> кв.м. (как указано в проекте межевания), тогда как в силу положений подп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, который для зоны Ж-4 согласно Правил землепользования и застройки ГО «город Калининград» составляет <данные изъяты> кв.м.

Также в договоре аренды № 11571-и от 30.06.2014 года (п. 2.4.) и Распоряжении КМИ и ЗР Администрации ГО г. Калининград» от 11.06.2014 № 2406/р-КМИ (п. 3.1.), указано, что земельный участок с КН подлежит реализации с аукциона после разработки и утверждения проекта межевания территории.

Кроме того, как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом в случае объединения смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ), а при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ). Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не допускает образование одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в процедуре перераспределения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации ГО «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным отказов № из-КМИ-21/989 от 24.02.2021 года, № и-КМИ-21/9098 от 05.05.2021 года, обязании выдать согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по адресу <адрес>, обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка с КН – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2021 года.

Судья: подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>