ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2047/17 от 06.10.2017 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-2047/2017 изготовлено 06.10.2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2017 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Сивановой К.В.,

при секретаре Киселевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) об оспаривании приказа, возложении обязанности начислять премию,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с исками к ПАО «Автодизель» об оспаривании приказа, возложении обязанности начислять премию. В обоснование исков указали, что работают в <данные изъяты> в цехе деталей трансмиссий № 169. С января 2017 года работодателем введены в действие новые показатели премирования, утвержденные приказом № 424 от 19.10.2016 г., максимальный размер премии при этом снижен на 10 % (с 50 % до 40 %) без объяснения причин данного снижения. Некоторые показатели премирования, в частности абсентеизм, предполагают коллективную ответственность всех работников подразделения в случае невыхода отдельных работников по уважительным причинам и на законном основании сверх норматива, установленного работодателем. Указанным документом также введен показатель «ритмичность производства», что привело к неначислению премии по данному показателю, так как выполнение производственного задания не всегда зависит от одного работника, случаи простоя по вине работодателя создают условия для невозможности выполнения показателя, ведут к снижению премии. Приказ утвержден работодателем в нарушение п. 3.4 Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу РФ на 2014-2016 года и п. 3.4.5 коллективного договора <данные изъяты>, так как выборный орган первичной профсоюзной организации не согласовал данный приказ. Просили обязать ответчика рассчитывать премию по Положению о премировании от 30.09.2015 г. № 501.

В судебном заседании истцы ФИО6, ФИО5 и ФИО9 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Истцы ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО3, ФИО2 в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица профсоюза ПАО «Автодизель» ФИО10 по доверенности в суде не согласилась с требованиями, пояснила, что работодателем соблюдена процедура учета мнения профсоюзного органа при принятии положения о премировании.

Представители ПАО «Автодизель» ФИО11, ФИО12 и ФИО13 по доверенности требования не признали, ФИО11 пояснила, что ранее действовавшее положение о премировании отменено, процедура учета мнения профсоюза соблюдена, размер премий после введения нового Положения о премировании не уменьшен.

Представитель третьего лица Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.

Согласно указанной норме права работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Пунктами 1.1.5 и 1.1.6 Коллективного договора ПАО «Автодизель» на 2016 год предусмотрено, что работодатель согласовывает или учитывает мнение профсоюзного комитета при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также затрагивающие социально-экономические права и интересы работников. Работодатель обязуется с учетом мнения Профсоюзного комитета разработать и утвердить положения и иные локальные нормативные акты, необходимые для реализации договора и прямо указанные в его тексте.

Согласно п. 3.4.5 договора работодатель обязуется производить выплату премий работникам согласно положениям, утверждаемым работодателем и согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Из изложенных норм права и локальных нормативных актов следует, что работодатель самостоятельно определяет порядок и основания выплаты премий работникам и согласовывает соответствующие локальные нормативные акты с профсоюзным органом.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 работают в должности термиста цеха деталей трансмиссий, что подтверждается копиями трудовых книжек.

Приказом работодателя от 30.09.2015 г. № 501 с 01.12.2015 г. введено в действие Положение по повременной оплате труда и премированию в цехах основного производства <данные изъяты> устанавливающее показатели премирования: качество продукции, ритмичность производства и качество выполняемых работ.

Приказом <данные изъяты> от 19.10.2016 г. № 424 с 01.01.2017 г. введены показатели премирования работников производственных цехов, в том числе для термистов: ритмичность производства, выполнение требований по ОТП и ЭБ, технологии, СРМ, претензии от внешних потребителей, претензии от внутренних потребителей, невыхода (абсентеизм). Также 25.10.2016 г. приказом № 432 утверждены методические указания по учету показателей «невыходы (абсентеизм)», 29.12.2016 г. приказом № 533 утверждены методические указания и по учету показателя «ритмичность производства». Согласно приказу <данные изъяты> от 29.12.2016 г. № 543 приказ № 501 отменен.

Истцы полагают, что установление показателей премирования работников, введенные в действие с 01.01.2017 г., привело к снижению размера премии, что свидетельствует о незаконности приказа № 424. Вместе с тем выбор системы стимулирования работников является исключительным правом работодателя при условии, что определенные условия оплаты труда не ухудшают положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Доказательств такого ухудшения истцами не представлено. Снижение размера премии в результате применения работодателем иной системы премирования не является основанием для отмены приказа № 424.

13.10.2016 г. профком Первичной профсоюзной организации <данные изъяты> высказал отрицательное мотивированное мнение по проекту приказа № 424. 17.10.2016 г. проведены дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения, по результатам которых принято решение предоставить работодателю дополнительную информацию по показателю «абсентеизм» и вернуться к согласованию положения в декабре 2016 года, что подтверждается протоколом № 2 от 17.10.2016 г. Вдальнейшем 27.12.2016 г. проведены дополнительные консультации по спорному вопросу, по результатам которых достигнуто соглашение между работодателем и представителем профсоюза, что подтверждается постановлением президиума первичной профсоюзной организации <данные изъяты>. Согласно постановлению на Президиуме присутствовали и принимали решение 4 из 5 избранных членов, что свидетельствует о наличии кворума.

В соответствии с п.п. 5, 8.2 Положения о Президиуме профсоюзного комитета <данные изъяты> утвержденного 22.12.2009 г., Президиум правомочен принимать решения, если в заседании участвуют более половины его членов, Президиум имеет право на выражение и отстаивание мнения работников – членов профсоюза при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Пунктом 4.2 Общего положения о первичной профсоюзной организации Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ предусмотрено, что Президиум является выборным исполнительным органом первичной профсоюзной организации. Из изложенного следует, согласование проекта приказа с президиумом является необходимым и достаточным, процедура согласования локального нормативного акта с выборным органом первичной профсоюзной организации соблюдена.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья К.В. Сиванова