ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2047/20 от 28.07.2020 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-2047/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2020 года

город Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Баранова П.М.

при секретаре Снегирёвой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Пихтина ФИО6 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда,

установил:

Пихтин Д.А. обратился в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда.

В обоснование указал, что работает в войсковой части 40640 в должности помощника капитана СБ-9 по аварийно-спасательным работам. Трудовым договором ему установлен должностной оклад, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные для гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. В 2019 году он работал в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочно, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за отсутствующего работника и т.д.). Считает, что данная работа оплачена ему не в полном размере, без учета всех компенсационных и стимулирующих выплат, не произведена оплата работы, выполненной сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Просил взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в размере 348850 рублей 75 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты за период с 12.02.2019 по 29.02.2020 в сумме 22754 рублей 64 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Истец Пихтин Д.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель на иске настаивал.

Ответчики войсковая часть 40640, ФКУ «ОСК Северного флота», третье лицо Министерство обороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что Пихтин Д.А. работает в войсковой части 40640 в должности помощника капитана (по аварийно-спасательным работам) спасательного буксирного судна СБ-9.

Работодатель истца войсковая часть 40640 находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота» (филиал «3 финансово-экономическая служба»).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, и суд полагает их установленными.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 № 170 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 указанного Положения продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

Пунктами 22 – 24 Положения предусмотрено, что выходные дни, нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей судов должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом командиром (капитаном) судна по согласованию с выборным профсоюзным органом (представительным органом трудового коллектива).

Членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в пункте 5 настоящего Положения.

В тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Особенности оплаты сверхурочной работы установлены ст. 152 ТК РФ, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Особенности оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни установлены ст. 153 ТК РФ, согласно которой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе, работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, статьями 152 и 153 ТК РФ установлено общее правило об оплате сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни в повышенном размере. При этом сверхурочная работа подлежит оплате не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере за последующие часы, а работа в выходные и нерабочие праздничные дни – не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.

Вместе с тем, в силу ст. 349 ТК РФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется специальное правовое регулирование, предусмотренное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в том числе указанное Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 № 170.

Указанным Положением в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов за часы работы сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочную работу), а также за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов предусмотрено предоставление дополнительных дней отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки, в том числе в суммированном виде при невозможности их регулярного предоставления, с возможностью их присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску. Оплата указанной работы по правилам, установленным статьями 152 и 153 ТК РФ, производится лишь в случае невозможности предоставления таких дней отдыха.

Пунктами 3.5.10 и 3.6.1 коллективного договора войсковой части 40640 на 2015 – 2018 годы (действовавшего до сентября 2019 года) также предусмотрено предоставление членам экипажей судов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни других дней отдыха, а за часы работы по графику смен (вахт) сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительных дней отдыха за каждые восемь часов переработки, а для членов экипажа судов обеспечения, которым установлен сокращенный рабочий день, соответственно за каждые 7,2 часа переработки, которые при невозможности их регулярного предоставления по условиям работы должны предоставляться в суммированном виде, в том числе присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску. Аналогичные положения содержатся в п. 3 раздела 2 «Время отдыха» инструкции о порядке учета рабочего времени и времени отдыха на судах войсковой части 40640 (приложение № 2 к коллективному договору).

Из материалов дела следует, что приказами командира войсковой части 40640 от 27.02.2019 № 82, от 28.03.2019 № 134, от 26.04.2019 № 208, истцу, а также другим членам экипажа СБ-9 предоставлялись дни отдыха (отгулы) за ранее отработанное время, что отражено в табеле учета рабочего времени. При этом, как следует из табеля учета рабочего времени, количество неиспользованных истцом выходных дней в течение 2019 года сократилось.

При таких обстоятельствах суд приходит к вводу о том, что возможность предоставления истцу дней отдыха за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, предусмотренном Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 № 170, у работодателя имеется.

Представленное в суд заявление истца о предоставлении отгулов с 01.07.2020 в количестве 15 дней с резолюцией об отсутствии возможности их предоставления в связи с производственной необходимостью само по себе о невозможности предоставления дней отдыха не свидетельствует.

В соответствии с п. 22 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации при невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов.

Таким образом, указанным Положением прямо предусмотрен учет планирования использования судов при предоставлении дней отдыха членам экипажа.

Из ответа заместителя начальника инспекции безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ (Северного флота) от 05.06.2020 на запрос ФКУ «ОСК Северного флота» следует, что в 2020 году спасательному буксирному судну СБ-9 было выдано свидетельство о годности к плаванию сроком действия с 23.04.2020 до 23.07.2020.

Таким образом, в связи с необходимостью эксплуатации судна у работодателя могла отсутствовать возможность предоставить истцу дни отдыха в конкретное указанное истцом время (в июле 2020 года) и в указанном истцом количестве, что не исключает предоставление истцу дней отдыха в другое время. Доказательств того, что такая возможность утрачена, в материалах дела не имеется.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за сверхурочную работу и работу в выходные дни.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что истцом в 2019 году выполнялась работа в нерабочие праздничные дни 3, 4, 7 и 8 января (48 часов) и 4 ноября (8 часов). Согласно расчетным листкам данная работа была оплачена работодателем исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Статьей 153 ТК РФ установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.

В силу ст. 129 ТК РФ компенсационные и стимулирующие выплаты являются составными частями заработной платы работника наряду с должностным окладом.

Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей до 01.10.2019 устанавливалась Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, и включала: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (пункт 2).

Из материалов дела следует, что заработная плата истца включает кроме оклада выплаты компенсационного характера (за работу во вредных условиях труда, морскую надбавку, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, районный коэффициент) а также стимулирующие выплаты (за выслугу лет, премиальные выплаты). При этом в совокупности компенсационные и стимулирующие выплаты значительно превышают размер оклада истца, что наглядно подтверждается расчетными листками и представленным ФКУ «ОСК Северного флота» контррасчетом исковых требований.

Пунктом 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, предусматривалось, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом ст. 153 ТК РФ прямо предусматривает оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере и не содержит никаких положений, исключающих из оплаты труда работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, какие-либо составные части его заработной платы, в том числе компенсационные или стимулирующие выплаты.

Какие-либо специальные выплаты (помимо предусмотренных данным Положением компенсационных и стимулирующих выплат), позволяющие обеспечить получение работником заработной платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере по сравнению с заработной платой за работу в обычный рабочий день, указанным Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации не установлены.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что императивное требование закона об оплате работы в нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере в данном деле может быть обеспечено только при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат.

Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других».

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оплата истцу работы в нерабочий праздничный день должна быть произведена сверх оклада в одинарном размере (поскольку данная работа выполнялась истцом в пределах нормы рабочего времени), но с учетом установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат.

Согласно контррасчету, представленному ФКУ «ОСК Северного флота», размер невыплаченной истцу заработной платы за работу в нерабочие праздничные дни в январе составляет 26786 рублей 76 копеек, в ноябре – 6905 рублей 99 копеек.

Суд полагает возможным согласиться с представленным ответчиком расчетом в части невыплаченных сумм за январь 2019 года, поскольку данный расчет выполнен с учетом повышения должностного оклада истца и установленных для него компенсационных и стимулирующих выплат, соответствует количеству часов, подлежащих оплате.

Вместе с тем, контррасчет оплаты работы в нерабочий праздничный день 04.11.2029 выполнен ФКУ «ОСК Северного флота» без учета повышения должностного оклада в связи с работой во вредных условиях труда.

В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, действовавшего до 01.10.2019, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, компенсационная выплата в виде повышения должностного оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которую истец имел право до введения нового регулирования системы оплаты труда гражданского персонала, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда и может быть отменена в том случае, если по результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте истца будут признаны оптимальными или допустимыми (1 или 2 класс).

Данный подход соответствует требованиям части четвертой ст. 219 ТК РФ, согласно которым в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются, а также части 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», допускающей до проведения специальной оценки условий труда использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, в том числе в целях установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Таким образом, действующее трудовое законодательство исходит из сохранения ранее установленных гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до подтверждения результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда на их рабочих местах безопасных условий труда.

Из материалов дела следует, что заработная плата выплачивалась истцу с увеличением должностного оклада на 12 % в связи с работой во вредных условиях труда. Таким образом, работодатель признавал право истца на получение указанной компенсационной выплаты.

Факт работы истца во вредных условиях труда в спорный период подтверждается приказом командира войсковой части 40640 от 04.12.2019 № 699, табелем учета рабочего времени во вредных условиях. При этом по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в октябре 2019 года, условия труда на рабочем месте истца отнесены к вредным, итоговый класс (подкласс) условий труда 3.4.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оплата работы в праздничный день 04.11.2019 должна быть произведена истцу с учетом компенсационной выплаты (повышения должностного оклада) в связи с работой во вредных условиях труда.

Таким образом, оклад истца с учетом увеличений за вредные условия труда (12 %) и дежурство в составе сил ПСО (15 %) в ноябре составит 15072 рубля 36 копеек (11868 + (12 % + 15 %)), часовая ставка в ноябре – 94 рубля 20 копеек. В указанный период истцу полагались морская надбавка (100 %), надбавка за выслугу лет (40 %), надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (15 %), премия (25 %). Следовательно, невыплаченная сумма составляет 7783 рубля 05 копеек ((94,20 + 180 %) х 8 ч. х 2 – 682,41) х (1,4 + 0,8).

Из материалов дела следует, что в июле, августе, сентябре, октябре и ноябре 2019 года истец привлекался к авральным работам в количестве 16 часов, 8,8 часа, 31,3 часа, 28,6 часа и 16,2 часа соответственно.

В соответствии с п. 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации к авральным работам на судах относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него (открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов);

в) работы по буксировке аварийных кораблей, судов или плавучих сооружений, имеющих на борту оружие и (или) боезапас;

г) работы по постановке судна на якорь (якоря, бочки) для выполнения подводных работ;

д) работы по постановке (выборке) рейдового оборудования, придонных устройств и подводных кабелей в открытом море и на рейде, по установке и снятию буйковых станций и плавающих средств навигационного оборудования;

е) работы по передаче сухих и жидких грузов кораблям и судам в море на ходу;

ж) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

з) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

и) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

к) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Конкретный перечень авральных работ для каждого судна устанавливает командир соединения (воинской части) судов, руководствуясь настоящим пунктом.

Согласно п. 28 указанного Положения авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

В соответствии с пунктом 4.9 коллективного договора войсковой части 40640 на 2015 – 2018 годы, действовавшего до сентября 2019 года, авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы) и оплачиваются как сверхурочные работы в соответствии со статьей 152 ТК РФ. Аналогичное положение содержит п. 8 раздела 1 «Рабочее время» инструкции о порядке учета рабочего времени и времени отдыха на судах войсковой части 40640 (приложение № 2 к коллективному договору).

Пунктами 4.15 и 4.16 коллективного договора войсковой части 40640 на 2019 – 2022 годы предусмотрено, что авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы). Оплата за авральные работы производится как за сверхурочную работу в соответствии со ст. 152 ТК РФ – за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере должностного оклада, за последующие часы – не менее чем в двойном размере должностного оклада работника, с применением к оплате всех стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда работников войсковой части 40640. Аналогичные положения содержатся в инструкции о порядке учета рабочего времени и времени отдыха на судах войсковой части 40640 (приложение № 2 к коллективному договору).

В силу части первой ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Поскольку для оплаты авральных работ, выполняемых сверх нормальной продолжительности рабочего времени, коллективным договором установлен тот же порядок, что и для оплаты сверхурочных работ, истец имеет право получать за первые 2 часа выполнения таких работ оплату в полуторном, а за последующие часы – в двойном размере, включая все выплаты, полагающиеся ему в соответствии с принятой у работодателя системой оплаты труда.

Из материалов дела следует, что работодателем истцу оплачены авральные работы, выполнявшиеся в июле, августе и сентябре 2019 года, исходя из размера часовой ставки (части оклада за час работы) с учетом повышения должностного оклада за работу во вредных условиях труда и дежурство в составе сил ПСО с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат.

За октябрь и ноябрь 2019 года авральные работы истцу не оплачены.

Вместе с тем, исходя из императивного требования закона об оплате такой работы в повышенном размере, и учитывая, что компенсационные и стимулирующие выплаты являются частью заработной платы истца, они подлежат начислению при оплате авральных работ.

При этом суд не находит оснований для отказа во взыскании в пользу истца заработной платы за выполнение авральных работ.

В силу п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 № 170, аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению командиров (капитанов) судов в течение установленного и сверхустановленного рабочего времени и являются обязательными для всех членов экипажа.

По смыслу п. 27 указанного Положения выполнение авральных работ связано с особыми условиями плавания либо выполнением судном определенных видов работ, вследствие чего возникает необходимость усиления вахтенной службы. В соответствии с п. 29 Положения командир (капитан) судна должен избегать или, по возможности, сводить к минимуму количество авральных работ.

Таким образом, выполнение авральных работ является отклонением от обычного распорядка на судне и не может рассматриваться как выполнение членами экипажа своей обычной работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, то есть как сверхурочная работа.

То обстоятельство, что коллективным договором предусмотрена оплата авральных работ по правилам, предусмотренным для оплаты сверхурочных работ, само по себе не позволяет отнести авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, к сверхурочным работам именно в силу их экстраординарного характера.

Согласно представленному ФКУ «ОСК Северного флота» контррасчету оплаты авральных работ невыплаченная истцу заработная плата за авральные работы (за вычетом ранее выплаченных сумм) составляет: за июль – 3352 рубля 06 копеек, за август – 4472 рубля 92 копейки, за сентябрь – 17660 рублей 55 копеек, за октябрь – 22480 рублей 37 копеек, за ноябрь – 14397 рублей 49 копеек.

Суд полагает возможным согласиться с представленным ответчиком расчетом в части невыплаченных сумм за июль, август и сентябрь 2019 года, поскольку данный расчет выполнен с учетом полагающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат, соответствует количеству часов, подлежащих оплате.

Вместе с тем, контррасчет оплаты авральных работ за октябрь и ноябрь 2019 года выполнен ФКУ «ОСК Северного флота» без учета повышения должностного оклада в связи с работой во вредных условиях труда, в связи с чем суд по изложенным выше основаниям с ним не соглашается.

Оклад истца с учетом увеличений за вредные условия труда (12 %) и дежурство в составе сил ПСО (15 %) в октябре и ноябре составлял 15072 рубля 36 копеек, часовая ставка в октябре – 81 рубль 92 копейки, в ноябре – 94 рубля 20 копеек. С учетом полагавшихся истцу морской надбавки (100 %), надбавки за выслугу лет (40 %), надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (15 %), премии (25 %), невыплаченные суммы за авральные работы составляют: в октябре – 24828 рублей 10 копеек ((81,92 + 180 %) х 16 ч. х 1,5 + (81,92 + 180 %) х 12,6 ч. х 2) х (1,4 + 0,8), в ноябре – 15899 рублей 44 копейки ((94,20 + 180 %) х 10 ч. х 1,5 + (94,20 + 180 %) х 6,2 ч. х 2) х (1,4 + 0,8).

По этим же основаниям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию также доплата за работу в ночное время в октябре и ноябре 2019 года, поскольку произведенная ответчиком выплата сделана без учета повышения должностного оклада.

Размер подлежащей взысканию суммы составит: в октябре – 333 рубля 71 копейку (15072,36 / 184 ч. х 35 % х 56 ч. – 1453,83) х (1,4 + 0,8), в ноябре 548 рублей 16 копеек (15072,36 / 160 ч. х 35 % х 80 ч. – 2388,44) х (1,4 + 0,8).

При этом суд не соглашается с доводами истца о необходимости применения всех компенсационных и стимулирующих выплат к расчету часовой тарифной ставки, поскольку он не соответствует действующему нормативно-правовому регулированию системы оплаты труда гражданского персонала.

В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 554 минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 % часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

В соответствии с п. 17 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен – 75 % часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы); остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций – 35 % часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичная норма содержалась в п. 27 ранее действовавшего Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255.

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время установлен пунктом 4.7 коллективного договора войсковой части 40640 на 2019 – 2022 годы.

Указанными правовыми нормами определен механизм выплаты компенсационных надбавок, которые должны начисляться на оклад работника.

Приказами Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и от 18.09.2019 № 545 компенсационная выплата за работу в ночное время предусмотрена как доплата, а не как надбавка, повышающая должностной оклад работника.

При этом в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.

Соответствующие компенсационные и стимулирующие выплаты произведены истцу в связи с его работой. Но поскольку часть этой работы выполнялась истцом в ночное время, повышенная оплата такой работы обеспечивается за счет указанной доплаты в размере 35 % оклада, рассчитанного за час работы.

При таких обстоятельствах, поскольку в спорный период работа истца в ночное время оплачена посредством установления соответствующей доплаты, оснований для взыскания в пользу истца оплаты за работу в ночное время в большем размере, в том числе в иные периоды помимо октября и ноября 2019 года, суд не находит.

При этом постановления Конституционного Суда Российской Федерации, на которые ссылается истец, относятся к соотношению оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, с минимальным размером оплаты труда и к оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни, расширительному истолкованию не подлежат.

Равным образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы за работу за недостающего по штату работника.

В силу пунктов 13 – 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.

Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.

Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части первой ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

В соответствии с п. 70 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 (действовавшего до 01.10.2019), членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.

Пунктом 59 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, устанавливающего условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена аналогичная норма.

Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).

Указанными правовыми нормами определен механизм выплаты компенсационных надбавок, которые должны начисляться на оклад работника.

Приказами Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и от 18.09.2019 № 545 компенсационная выплата за выполнение обязанностей недостающего по штату работника предусмотрена как доплата, а не как надбавка, повышающая должностной оклад работника.

При этом в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.

На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа истец от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался. При этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался. Выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой, несмотря на то, что осуществляется истцом за пределами своего рабочего времени, поскольку им выполняются обязанности другого работника.

Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном частью первой ст. 151 ТК РФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку работа истца в спорный период оплачена в размере, установленном трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, оснований для удовлетворения данных требований истца суд не находит.

При этом суд учитывает, что условия коллективного договора войсковой части 40640 на 2019 – 2022 годы, предусматривающие обязательную оплату работы в выходные дни по окончании каждого календарного месяца (п. 3.12) и применение всех компенсационных и стимулирующих выплат к компенсационной выплате за выполнение обязанностей недостающих по штату работников (п. 4.21), противоречат требованиям ст. 349 ТК РФ, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 № 170, и приказам Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 и от 18.09.2019 № 545, устанавливающим систему оплаты труда гражданского персонала в спорный период.

Правовое регулирование, установленное указанными нормативными правовыми актами, в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов за работу в выходные дни предусматривает предоставление других дней отдыха. Оплата работы в выходные дни в соответствии со ст. 153 ТК РФ производится лишь в случае невозможности предоставления таких дней отдыха. Кроме того, указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, в том числе не предусмотрено начисление иных компенсационных и стимулирующих выплат на компенсационную выплату за выполнение обязанностей недостающих по штату работников. Такие компенсационные и стимулирующие выплаты производятся истцу за выполнение работы, обусловленной его трудовым договором.

Положения коллективного договора, противоречащие требованиям законодательства, применению не подлежат.

Кроме того, со стороны работодателя коллективный договор заключен командиром войсковой части 40640 (пункт 1.1), который не наделен полномочиями, связанными с финансированием войсковой части и выплатой заработной платы гражданскому персоналу войсковой части.

Финансовое обеспечение войсковой части 40640 осуществляет ФКУ «ОСК Северного флота». Войсковая часть 40640 является бюджетной организацией, финансирование которой осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, выделяемых ФКУ «ОСК Северного флота» для этих целей. Выплата заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 40640 производится ФКУ «ОСК Северного флота» за счет средств фонда оплаты труда, порядок формирования и использования которого в спорный период (2019 год) был установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255. При таких обстоятельствах командир войсковой части 40640 не вправе по собственной инициативе, в том числе в порядке заключения коллективного договора, устанавливать условия и размер оплаты труда гражданского персонала, отличающиеся от условий, установленных нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, общий размер невыплаченной истцу заработной платы за период с апреля по декабрь 2019 года составляет 101664 рубля 75 копеек (26786,76 + 7783,05 + 3352,06 + 4472,92 + 17660,55 + 24828,10 + 15899,44 + 333,71 + 548,16).

В силу статей 207 – 209, 226 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем взыскивает с ответчика указанные суммы невыплаченной истцу заработной платы без учета последующего удержания из этих сумм налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку заработная плата выплачена истцу не в полном размере, истец имеет право на взыскание указанной денежной компенсации, начисленной на невыплаченные суммы.

С учетом установленных коллективным договором сроков выплаты заработной платы (не позднее 10 числа следующего месяца) суд приходит к выводу о том, что в пользу истца в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ) подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 12.02.2019 по 29.02.2020, размер которой согласно прилагаемому расчету составит 8554 рубля.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Судом установлено, что работодателем нарушено право истца на выплату заработной платы и оплату отпуска в полном размере, в связи с чем суд удовлетворяет требование истца о компенсации морального вреда.

Исходя из степени нравственных страданий истца, степени вины ответчика, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, учитывая период нарушения ответчиком прав истца, требования разумности и справедливости, суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.

Поскольку финансовое обеспечение войсковой части 40640 осуществляет ФКУ «ОСК Северного флота», от имени которого действует филиал – «3 финансово-экономическая служба», присужденные суммы подлежат взысканию в пользу истца с войсковой части 40640 за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота».

Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,

решил:

Иск Пихтина ФИО7 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании заработной платы, оплаты отпуска, компенсации за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Пихтина ФИО8 невыплаченную заработную плату за 2019 год в сумме 101664 рублей 75 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты за период с 12.02.2019 по 29.02.2020 в сумме 8554 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, всего взыскать 111218 (сто одиннадцать тысяч двести восемнадцать) рублей 75 копеек.

В удовлетворении исковых требований Пихтина ФИО9 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании невыплаченной заработной платы за 2019 год в сумме 247186 рублей, компенсации за нарушение сроков выплаты в сумме 14200 рублей 64 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

П.М. Баранов

Мотивированное решение составлено 04.08.2020