Дело № 2-4/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2016г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.Н. Рябинина,
при секретаре Е.Н. Чигаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах города федерального значения Санкт-Петербурга к ФИО1 о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд в интересах города федерального значения Санкт-Петербурга в лице Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга с иском к ФИО1 о возмещении ущерба в размере 939260,83 руб. В обоснование иска указал, что постановлением от 29.12.2014г. о прекращении уголовного дела № установлено, что ФИО1 используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы в период с 17.02.2010г. по 14.12.2012г., действуя умышленно, из корыстных побуждений, незаконно получила денежные средства на сумму 939260,83 руб. путём издания приказов о доплатах, надбавках, поощрениях, без соответствующих полномочий, то есть совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ. Своими действиями ФИО1 существенно нарушила права и законные интересы организаций и охраняемые законом интересы общества и государства в целом, подорвала авторитет органов власти, то есть совершила преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ. Между тем уголовное дело прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ вследствие акта амнистии.
Помощник прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в заседание своего представителя, который в суд явился, против удовлетворения исковых требований возражал, указывал на то, что ФИО1 действовала в рамках предоставленных ей полномочий директора СПб ГБОУДО «Т». Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1 не было разъяснено о недопустимости издания спорных приказов. Заявила ходатайства о подложности доказательства, просил применить срок исковой давности. Ссылался на то, что ФИО1 период работы директора осуществляла педагогическую деятельность, характеризовалась положительно, ей неоднократно объявлялись благодарности, в настоящее время на её иждивении находятся несовершеннолетний сын и престарелая мать.
Третье лицо – представитель СПб ГБОУДО «Т» в судебное заседание явился, полагал исковые требования обоснованными.
Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей Г., П., суд приходит к следующим выводам.
11.06.2014г. следственным отделом по Красногвардейскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ в отношении ФИО1
08.10.2014г. следственным отделом по Красногвардейскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 292 УК РФ в отношении ФИО1
Уголовные дела № и № соединены в одно производство, единому уголовному делу присвоен №.
Как следует из материалов данного уголовного дела, в ходе предварительного следствия установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – директором Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», в последующем переименованного в Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Т» на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом № от 24.11.2011г., назначенным на указанную должность приказом главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 01.06.2009г., то есть лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном бюджетном образовательном учреждении, имеющим право действовать от его имени и распоряжаться вверенным ей имуществом, являясь распорядителем денежных средств учреждения, имея умысел на злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности, с целью незаконного получения денежных средств, выделенных Правительством Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга для выплаты заработной платы, доплат, надбавок и премий сотрудникам учреждений и полученных учреждением в результате осуществления иных видов деятельности, не запрещенных уставом и приносящих доход, с использованием своего служебного положения, будучи обязанной, в соответствии с п.п. 2.1.2, 2.1.15, 2.1.40, 2.1.41, 3.1 должностной инструкции директора Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Т», утвержденной 09.01.2007г. главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, п.п. 2.1.1, 2.1.23, 2.1.29, 2.1.38, 2.1.45, 2.1.46, 2.1.47 должностной инструкции директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», утвержденной 20.12.2011г. главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, добросовестно исполнять должностные обязанности, предусмотренные уставом, должностной инструкцией, трудовым договором, поручениями и заданиями главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников учреждения в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в соответствии с законодательством определять систему, формы и размеры оплаты труда, в том числе материального поощрения работников учреждения, подписывать финансовые и иные служебные документы в пределах своей компетенции, соблюдать Конституцию РФ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, касающиеся сферы культуры и образования; устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников учреждения в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством; обеспечивать эффективное расходование средств бюджета Санкт-Петербурга по соответствующим целевым статьям; решать научные, учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы, возникающие в процессе деятельности учреждения; издавать приказы и давать указания, обязательные для всех работников учреждения; поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности работников учреждения; подписывать финансовые и иные служебные документы в пределах своей компетенции, неся всю полноту ответственности за эффективное и целевое использование бюджетных средств, в период времени с 17.02.2010г. по 14.12.2012г., находясь на своем рабочем месте – в кабинете директора учреждения, расположенного по <адрес>, действуя умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, в нарушение п. 2.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1671 от 01.11.2005г. «О системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», п. 2.3 Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № от 11.06.2009г. «О примерном порядке использования доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности», п. 2.3. Положения об установлении доплат, надбавок и премий руководителям государственных учреждений, подведомственных администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, утвержденного приказом администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 17.11.2009г., п.п. 2.1.7, 4.5 трудового договора с руководителем Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Т», заключенного 01.06.2009г. между Главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и ФИО1, п.п. 2.2.9, 4.1.3, 4.1.4 дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем Санкт-Петербургского государственного учреждения дополнительного образования детей «Т» от 01.06.2009г., заключенного 10.01.2012г. между главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и ФИО1, п.п. 2.1.2, 2.1.15, 2.1.40, 2.1.41, 3.1 должностной инструкции директора Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Т», утвержденной 09.01.2007г. главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, п.п. 2.1.2, 2.1.23, 2.1.45, 2.1.47, 3.1 должностной инструкции директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», утвержденной 20.12.2011г. главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, п.п. 5.14, 5.17 устава Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», утвержденного распоряжением Комитета по культуре Санкт-Петербурга № от 12.02.2009г., п.п. 6.3, 6.5 устава Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга № от 24.11.2011г., согласно которым руководителям образовательных учреждений размер коэффициента специфики работы для определения должностного оклада, а также доплаты, надбавки и премии устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение; максимальный размер материального поощрения руководителю бюджетного учреждения 1-го уровня управления за организационную работу по оказанию платных услуг устанавливает руководитель администрации района Санкт-Петербурга, в ведении которой находится бюджетное учреждение; размеры надбавок и доплат руководителям государственных учреждений, подведомственных администрации, устанавливаются администрацией; ФИО1 как работник обязана обеспечивать надлежащее целевое и эффективное использование государственных средств и иного имущества, соблюдать установленные требования о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом Учреждения, включая денежные средства; правовым актом главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1 могут быть установлены доплаты, надбавки и премии; ФИО1 как руководитель обязана соблюдать предусмотренные правовыми актами и уставом учреждения требования о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом учреждения, включая денежные средства, система выплат доплат, надбавок и премий работникам государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, устанавливаются постановлением Правительства Санкт-Петербурга, порядок и условия выплат доплат, надбавок и премий работникам государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливаются главой Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, правовым актом главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО1 могут быть установлены доплаты, надбавки и премии; ФИО1 как руководитель обязана добросовестно исполнять должностные обязанности, предусмотренные уставом, должностной инструкцией, трудовым договором, поручениями и заданиями главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников учреждения в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в соответствии с законодательством определять систему, формы и размеры оплаты труда, в том числе материального поощрения работников учреждения, подписывать финансовые и иные служебные документы в пределах своей компетенции, ФИО1 как руководитель вправе в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряжения, распоряжаться в установленном порядке финансовыми средствами и имуществом учреждения в пределах утвержденных смет и выделенных бюджетных ассигнований, распоряжаться в установленном порядке доходами учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; ФИО1 как руководитель обязана добросовестно исполнять должностные обязанности, предусмотренные уставом, должностной инструкцией, трудовым договором, поручениями и заданиями главы Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников учреждения в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, издавать приказы и давать указания, обязательные для всех работников учреждения, подписывать финансовые и иные служебные документы в пределах своей компетенции, ФИО1 как руководитель вправе в пределах своей компетенции издавать приказы, давать устные и письменные поручения работникам учреждения, распоряжаться в установленном порядке финансовыми средствами и имуществом учреждения в пределах утвержденных смет и выделенных бюджетных ассигнований, распоряжаться в установленном порядке доходами учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; ФИО1 как директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников, утверждает размеры премирования работников, надбавок и доплат к должностным окладам, иных выплат стимулирующего характера, и обязана соблюдать действующее законодательство, устав, иные локальные акты; руководитель осуществляет оперативное руководство деятельностью и наделяется полномочиями в соответствии с законодательством, уставом и трудовым договором, пользуется правом распоряжения денежными средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников, получая на законных основаниях в период времени с января 2010г. по декабрь 2012г. ежемесячную надбавку за напряженность, особое качество работы, высокую результативность и за ненормированный рабочий день в размере 100% от должностного оклада директора на основании приказа № 56-кр от 27.02.2010г. «Об установлении надбавки к должностному окладу директору Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», изданного Главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, приказа № от 04.03.2011г. «Об установлении надбавки к должностному окладу руководителям государственных учреждений культуры», изданного главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, приказа № от 19.03.2012г. «Об установлении надбавки к должностному окладу руководителям государственных учреждений культуры», изданного главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, приказа № от 29.06.2012г. «Об установлении надбавки к должностному окладу руководителям государственных учреждений культуры», изданного главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, ФИО1 незаконно издала и подписала следующие приказы о начислении себе надбавок и доплат, а именно:
- приказ № от 17.02.2010г. «О доплатах за январь 2010г.», согласно которому с 01.01.2010г. по 31.01.2010г. за ведение финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 22117,50 руб.;
- приказ № от 06.03.2010г. «О доплатах за февраль 2010г.», согласно которому с 01.02.2010г. по 28.02.2010г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 22117,50 руб.;
- приказ № от 06.03.2010г. «О материальном поощрении», согласно которому за напряженный и интенсивный труд из средств кода фонда 90 установила себе (ФИО1) разовую надбавку как директору в размере 600 руб.;
- приказ № от 30.03.2010г. «О доплатах», согласно которому с 01.03.2010г. по 31.08.2010г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 22117,50 руб. (ежемесячно), а всего на общую сумму 132705 руб.;
- приказ № от 25.09.2010г. «О доплатах», согласно которому в связи с подготовкой к открытию Филиала Центра и началом нового 2010/2011 учебного года установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 23081,25 руб.;
- приказ № от 25.09.2010г. «О доплатах», согласно которому с 01.09.2010г. по 30.09.2010г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) из средств кода фонда 90 установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 23081,25 руб.;
- приказ № от 27.10.2010г. «О доплатах», согласно которому с 01.10.2010г. по 31.10.2010г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) из средств кода фонда 90 установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 23081,25 руб.;
- приказ № от 26.11.2010г. «О доплатах», согласно которому с 01.11.2010г. по 30.11.2010г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) из средств кода фонда 90 установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 23081,25 руб.
- приказ № от 16.12.2010г. «О доплатах», согласно которому с 01.12.2010г. по 31.12.2010г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) из средств кода фонда 90 установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 23081,25 руб.;
- приказ № от 31.01.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.01.2011г. по 31.01.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 31.01.2011г. «Об оплате работникам ОЦЭВ работы по обслуживанию ХII конкурса им. М.», согласно которому за обслуживание XII Международного конкурса молодых пианистов, фортепианных дуэтов и камерных ансамблей им. М., проходившего с 3 по 8 января 2011 года в помещениях ОЦЭВ, установила себе (ФИО1) оплату в сумме 13583,33 руб.;
- приказ № от 28.02.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.02.2011г. по 28.02.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 28.03.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.03.2011г. по 31.03.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 22.04.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.04.2011г. по 30.04.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 31.05.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.05.2011г. по 31.05.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 16.06.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.06.2011г. по 30.06.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 05.07.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.07.2011г. по 31.07.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 15.08.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.08.2011г. по 31.08.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 22.09.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.09.2011г. по 30.09.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 30.09.2011г. «О надбавках», согласно которому по итогам работы за 9 месяцев 2011г. установила себе единовременную надбавку в размере 29236,25 руб.;
- приказ № от 19.10.2011г. «О доплатах», согласно которому с 01.10.2011г. по 31.10.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 23.11.2011г. «О доплатах и надбавках», согласно которому с 01.11.2011г. по 30.11.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 12.12.2011г. «О доплатах и надбавках», согласно которому с 01.12.2011г. по 31.12.2011г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 21.02.2012г. «О доплатах и надбавках», согласно которому с 01.01.2012г. по 29.02.2012г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб. (ежемесячно), а всего на общую сумму 52110 руб.;
- приказ № от 27.03.2012г. «О доплатах», согласно которому с 01.03.2012г. по 31.03.2012г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 21.04.2012г. «О доплатах», согласно которому с 01.04.2012г. по 30.04.2012г. за увеличение объема работы по ведению финансовой и хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам (доходы от предпринимательской деятельности) установила себе (ФИО1) доплату в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 18.05.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.05.2012г. по 31.05.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 26.06.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.06.2012г. по 30.06.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 17.07.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.07.2012г. по 31.07.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;- приказ № от 28.08.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.08.2012г. по 31.08.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 21.09.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.09.2012г. по 30.09.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 15.10.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.10.2012г. по 31.10.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 21.11.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.11.2012г. по 30.11.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 14.12.2012г. «О надбавках», согласно которому с 01.12.2012г. по 31.12.2012г. установила себе (ФИО1) как директору, ведущему педагогическую деятельность, надбавку за выполнение педагогической работы в размере 100% от должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
на основании которых сотрудниками бухгалтерии учреждения, не осведомленными о её (ФИО1) преступном умысле, в соответствии с соответствующими поручениями на оплату расходов был осуществлен перевод денежных средств на лицевой счет ФИО1 № в Северо-Западном банке ОАО «Б» за указанный выше период времени на общую сумму 939260,83 руб., которые она (ФИО1) незаконно получила и распорядилась данными денежными средствами по собственному усмотрению.
Таким образом, ФИО1, злоупотребив должностными полномочиями, то есть, используя свои служебные полномочия директора учреждения вопреки интересам службы, в период времени с 17.02.2010г. по 14.12.2012г., действуя умышленно, из корыстных побуждений, незаконно получила денежные средства на общую сумму 939260,83 руб., выделенные Правительством Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга и полученные учреждением в результате осуществления иных видов деятельности, не запрещенных уставом и приносящих доход, для выплаты поощрений материального характера сотрудникам учреждения, которыми распорядилась по собственному усмотрению, чем существенно нарушила права и законные интересы учреждения на распоряжение своим имуществом, охраняемые законом интересы государства, причинив государству в лице Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и учреждению материальный ущерб на указанную сумму, нарушив тем самым предусмотренный вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядок начисления доплат, надбавок и премий руководителям образовательных учреждений, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга, а также существенно нарушив охраняемые законом интересы государства и общества, подорвав веру граждан в законность действий государственных органов, то есть, совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Также ФИО1 совершила служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенное из иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, а именно:
ФИО1, являясь должностным лицом – директором Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», в последующем переименованного в Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Т» на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом № от 24.11.2011г., назначенным на указанную должность приказом главы администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № 01.06.2009г., то есть лицом, постоянно выполняющим на основании трудового договора с руководителем Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Т», заключенного 01.06.2009г. между главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и ФИО1, должностной инструкции директора Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Т», утвержденной 09.01.2007г. главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, должностной инструкции директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Т», утвержденной 20.12.2011г. главой администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном бюджетном образовательном учреждении, имеющим право действовать от имени учреждения, в пределах своей компетенции издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех работников учреждения, давать устные и письменные поручения его работникам, распоряжаться в установленном порядке финансовыми средствами и имуществом учреждения в пределах утвержденных смет и выделенных бюджетных ассигнований, распоряжаться в установленном порядке доходами учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в неустановленное время, в период с 21.04.2012г. по 26.08.2013г., находясь на своем рабочем месте – в кабинете директора учреждения, расположенного по <адрес>, действуя умышленно из иной личной заинтересованности, с целью придания правомерности незаконно выплаченных ей ранее при указанных обстоятельствах надбавок, доплат и премий и сокрытия перед надзорными контролирующими органами факта неправомерной выплаты себе денежных средств, обеспечила изготовление и подписала приказы, являющиеся официальными документами, в которые внесла заведомо ложные сведения об основаниях начисления себе надбавок, доплат и премий, а именно:
- приказ № от 17.02.2010г. «О доплатах и надбавках за январь 2010г.», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.01.2010г. по 31.01.2010г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 22117,50 руб.;
- приказ № от 06.03.2010г. «О доплатах и надбавках за февраль 2010г.», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.02.2010г. по 28.02.2010г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 22117,50 руб.;
- приказ № от 30.03.2010г. «О надбавках и доплатах», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.03.2010г. по 31.08.2010г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 22117,50 руб.;
- приказ № от 25.09.2010г. «О надбавках и доплатах», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.09.2010г. по 30.09.2010г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 23081,25 руб.;
- приказ № от 27.10.2010г. «О надбавках и доплатах», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.10.2010г. по 31.10.2010г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 23081,25 руб.;
- приказ № от 31.01.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.01.2011г. по 31.01.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 28.02.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.02.2011г. по 28.02.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 28.03.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.03.2011г. по 31.03.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 22.04.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.04.2011г. по 30.04.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 31.05.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.05.2011г. по 31.05.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № 152 от 16.06.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.06.2011г. по 30.06.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 05.07.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.07.2011г. по 31.07.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 15.08.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.08.2011г. по 31.08.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № 261 от 22.09.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.09.2011г. по 30.09.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № 293 от 19.10.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.10.2011г. по 31.10.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № 326 от 23.11.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.11.2011г. по 30.11.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № 354 от 12.12.2011г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.12.2011г. по 31.12.2011г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 24236,25 руб.;
- приказ № от 21.02.2012г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.01.2012г. по 29.02.2012г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 26055 руб. (ежемесячно), а всего на общую сумму 52110 руб.;
- приказ № от 27.03.2012г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.03.2012г. по 31.03.2012г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 26055 руб.;
- приказ № от 21.04.2012г. «О доплатах и надбавках», куда внесла заведомо ложные сведения об установлении себе (ФИО1) с 01.04.2012г. по 30.04.2012г. надбавки как директору, ведущему педагогическую деятельность за выполнение педагогической работы в размере 100% должностного оклада директора на сумму 26055 руб.
Своими действиями ФИО1 существенно нарушила права и законные интересы организаций и охраняемые законом интересы общества и государства в целом, подорвала авторитет органов власти, то есть, совершила преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ, а по совокупности совершила преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 285 УК РФ и ч. 2 ст. 292 УК РФ.
Постановлением СО по Красногвардейскому району ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу от 29.12.2014г. уголовное дело в отношении ФИО1, в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 и ч. 2 ст. 292 УК РФ прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, вследствие акта амнистии.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы уголовного дела документами.
При этом суд не может принять в качестве доказательств по делу представленные ответчиком документы (приказы), поскольку материалами уголовного дела установлено, что старые приказы были заменены на новые, в которых ФИО1 была убрана из списка сотрудников, которым были установлены надбавки. В ходе рассмотрения дела ни представитель ответчика, ни свидетель ФИО2 не смогли пояснить, с каким именно приказов были сняты данные копии.
Ходатайства ответчика о подложности доказательств не могут быть приняты судом, поскольку не подтверждаются доказательствами. При этом суд основывает свои выводы в том числе на материалах уголовного дела, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.
Доводы представителя ответчицы о том, что доплаты производились ФИО1 из средств от приносящей доход деятельности по коду «90» или «ПД» (в настоящее время) и соответственно ущерб бюджету не причинен, не могут быть приняты судом, поскольку в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 57 Бюджетного кодекса РФ к не налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся помимо прочего доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ. Федеральным законом № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» из неналоговых доходов субъектов РФ исключены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ. Указанный закон вступил в силу с 01.01.2011г. Однако, в соответствии с ч. 13 ст. 33 указанного закона был установлен переходный период с 01.01.2011г. до 01.07.2012г. При этом, п. 3 ч. 16 ст. 33 указанного закона в переходный период законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления устанавливается порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов РФ, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности. Во исполнение требований п. 3 ч. 16 ст. 33 указанного закона принят Закон Санкт-Петербурга № 717-170 от 28.12.2010г. «О форме финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, порядке и направлениях использования бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданного в оперативное управление бюджетным и казенным учреждениям Санкт-Петербурга, и(или) полученных бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности на переходный период», согласно ст. 1 которого финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений Санкт-Петербурга осуществляется с 01.01.2011г. - на основании бюджетных смет, а с 01.01.2012г. - путем предоставления субсидий.
Распоряжений о согласовании разрешения на совмещение должности педагога и директора в отношении ФИО1 Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга не издавалось. Приказы о выплате ФИО1 спорных доплат, надбавок и поощрений Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга также не издавались.
Получение ФИО1 денежных средств на основании указанных приказов подтверждается выпиской по счёту банковской карты № ПАО «Б».
Каких-либо доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Возражая против заявленных требований, ответчик просил применить срок исковой давности, указывая на то, что указанные истцом события имели место в период с 17.02.2010г. по 14.12.2012г., а исковое заявление было предъявлено в суд 10.02.2015г.
Между тем, суд не находя оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности, поскольку считает, что срок исковой давности в данном случае не пропущен.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Факт совершения преступления мог быть установлен только в рамках уголовного судопроизводства, в связи с чем, было возбуждено уголовное дело.
Поскольку факт совершения противоправных действий со стороны ответчика подлежал установлению в рамках уголовного судопроизводства, соответственно после окончания расследования по уголовному делу, по итогам которого судом был постановлен не приговор, а постановление о прекращении уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям вследствие акта амнистии, истец воспользовался правом на обращение в суд с иском по основаниям положений ст.ст. 15 и 1064 ГК РФ, с связи с чем оснований норм Трудового кодекса РФ, в том числе ст. 392 ТК РФ, не имеется.
Принимая во внимание, что производство по уголовному делу прекращено постановлением от 29.12.2014г., а в суд исковое заявление предъявлено 10.02.2015г., то отсутствуют основания полагать, что истцом пропущен срок исковой давности.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями и вину причинителя вреда. Отсутствие одного из вышеперечисленных условий служит основанием для отказа суда в удовлетворении иска о взыскании ущерба.
В данном случае наличие состава правонарушения, порождающего применение ответственности, подтверждены материалами уголовного дела, возбужденного в отношении ответчика.
При этом факт прекращения уголовного дела и освобождения от уголовной ответственности в связи с актом амнистии не освобождают виновного от обязательств по возмещению нанесенного ущерба и не исключают защиту потерпевшим своих прав в порядке гражданского судопроизводства. Прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям не сходно по правовым последствиям с прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям, поскольку освобождение от уголовной ответственности по такому основанию как амнистия не означает отсутствие в деянии лица состава преступления.
В силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ администрация района как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, отвечает от имени Санкт-Петербурга по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
При этом с учётом указанных выше положений абз. 4 п. 1 ст. 57 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Закона Санкт-Петербурга № 717-170 от 28.12.2010г. «О форме финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, порядке и направлениях использования бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданного в оперативное управление бюджетным и казенным учреждениям Санкт-Петербурга, и(или) полученных бюджетными и казенными учреждениями Санкт-Петербурга средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности на переходный период», ущербом, причинённым г. Санкт-Петербургу в лице Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, следует признать денежные средства, полученные ФИО1 в период с 17.02.2010г. по 31.12.2011г.
Как следует из выписки по счёту банковской карты № ПАО «Б» за вычетом налога ФИО1 были получены следующие денежные средства: по приказу № от 17.02.2010г. – 19242,50 руб.; по приказу № от 06.03.2010г. - 19242,50 руб.; по приказу № от 06.03.2010г. - 522 руб.; по приказу № от 30.03.2010г. – 115455 руб.; по приказу № от 25.09.2010г. – 23081,25 руб.; по приказу № от 25.09.2010г. – 23081,25 руб.; по приказу № от 27.10.2010г. – 20080,25 руб.; по приказу № от 26.11.2010г. – 20081,25 руб.; по приказу № от 16.12.2010г. - 20081,25 руб.; по приказу № от 31.01.2011г. – 21085,75 руб.; по приказу № от 31.01.2011г. – 11817,04 руб.; по приказу № от 28.02.2011г. – 21085,75 руб.; по приказу № от 28.03.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 22.04.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 31.05.2011г. - 21086,25 руб.; по приказу № от 16.06.2011г. - 21086,25 руб.; по приказу № от 05.07.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 15.08.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 22.09.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 30.09.2011г. – 25436,25 руб.; по приказу № от 19.10.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 23.11.2011г. - 21085,25 руб.; по приказу № от 12.12.2011г. - 21085,25 руб., а всего 497121,50 руб.
Оснований для уменьшения размера ущерба с учётом положительной характеристики ответчика и его имущественного положения гражданским законодательством не предусмотрено.
При таком положении, суд приходит к выводу о возложении гражданско-правовой ответственности на ответчика по возмещению материального ущерба, причинённого г. Санкт-Петербургу в лице Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в размере 497121,50 руб.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства также надлежит взыскать государственную пошлину пропорционально сумме удовлетворённых требований, от уплаты которой прокурор освобождён, в размере 8171,21 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 в доход государства в лице Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в счёт возмещения ущерба 497121 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части требований Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга – отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 8171 руб. 21 коп.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2016г.