86RS0002-01-2022-001321-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:
председательствующего судьи Школьникова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Кошкаровой К.Ю.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО1, ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2049/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания МЖК-Ладья» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, пени,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Управляющая компания МЖК-Ладья» обратилось в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что <адрес> в городе Нижневартовске до <дата> находится в управлении истца. Квартира № вышеуказанного многоквартирного дома принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 (доля в праве 1/2). С <дата> оплата жилищно-коммунальных услуг ответчиком не производится. Задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с <дата> по <дата> составляет 174200,75 руб. Просит взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 174200,75 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4684 руб.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в окончательном виде просил взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2019 года по март 2021 года в размере 172301,40 руб., пени за период с <дата> по <дата> в размере 25443 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4684 руб.
Представитель истца ООО «Управляющая компания МЖК-Ладья» по доверенности ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и отзыве на возражение.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, в частности протоколом № общего собрания собственников жилых и нежилых помещений жилого многоквартирного дома, проводимого в форме заочного голосования от <дата>, что полномочия управления многоквартирным домом <адрес> <адрес> в городе Нижневартовске переданы ООО «Управляющая компания МЖК-Ладья».
На указанном собрании собственниками, в том числе был утвержден размер тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 29,16 руб., размер тарифа на управление многоквартирным домом в размере 4,22 руб. за кв.м общей площади помещения,
Протокол № общего собрания собственников жилых и нежилых помещений жилого многоквартирного дома, проводимого в форме заочного голосования от <дата> в установленном порядке никем не обжалован и не оспорен; представлен суду в виде надлежащим образом заверенной копии.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Часть 3 ст. 162 ЖК РФ предусматривает, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из положений ст.ст. 244, 249 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», разъяснено, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Из приведенных норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника помещения с управляющей компанией.
Материалами дела подтверждается, в частности следует из отчета об основных характеристиках объекта недвижимости от <дата>, жилое помещение, <адрес>, расположенная по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>, общей площадью 142,3 кв.м., принадлежит на праве долевой собственности ФИО2 и ФИО3 по 1/2 доли в праве соответственно, имеются ограничения прав и обременения объекта недвижимости в виде ипотеки.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 80 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правил), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно п.п. к (1) п. 33 Правил, потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Согласно п. 59 Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил).
Как установлено судом и подтверждается платежными документами, не оспаривается ответчиком, за период с мая 2019 года по март 2021 года показания индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электроэнергия), ответчиком ФИО2 не передавались в управляющую компанию, в связи с чем начисления за указанные коммунальные услуги произведены по нормативу (с учетом повышающего коэффициента на горячее, холодное водоснабжение и электроэнергию), а расчет стоимости содержания жилья (текущего ремонта) осуществлен по тарифам, утвержденным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (органами государственной власти ХМАО-Югры), исходя из количества фактически зарегистрированных в жилом помещении пяти человек (с мая 2020 года – четырех человек).
Согласно представленным стороной истца подробным расчетам взыскиваемой суммы задолженности ФИО2 (выполненным в соответствии с данными платежных документов за спорный период), за период с мая 2019 года по март 2021 года задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг (с учетом частичного погашения заложенности) за спорное жилое помещение составила 344602,80 руб. (на обоих сособственников).
Суд не находит оснований не доверять указанным расчетам, поскольку расчет выполнен в соответствии с действовавшими в спорный период тарифами и нормативами, утвержденными действующим законодательством, расчет выполнен арифметически верно и основан на нормах материального права. Правильность расчета задолженности подтверждена представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, опровергающих доводы истца, вместе с тем, контррасчет со стороны ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду также не представлен.
Доводы ответчика о том, что он обращался к истцу с просьбой произвести перерасчет, а также, что счетчики у них ни разу не сверяли и не проверяли, суд находит несостоятельными, исходя из ниже следующего.
Предусмотренный п. 42 (1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 31 (е) Правил при расчете отопления по домам с самостоятельным приготовлением горячего водоснабжения (дома с ИТП), из показаний прибора учета общего объема тепловой энергии часть тепловой энергии вычитается объем тепловой энергии, израсходованный на подогрев воды, оставшаяся часть тепловой энергии распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения. Снятие показаний ОДПУ производится телеметрическим способом при помощи модемной связи ежемесячно с 23 по 25 число текущего месяца.
Размер платы за отопление (подогрев воды) за спорный период выполнен в соответствии с вышеуказанными требованиями Правил №354, исходя из утвержденных Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.11 ст.155 ЖК РФ).
Пунктом 86 Правил предусмотрено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (пункты 87 и 88 Правил).
Согласно п. 91 Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Исходя из положений п. 92 Правил, в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
В подтверждение того, что собственник не пользуется коммунальными услугами, он вправе отказаться от их предоставления либо установить индивидуальные приборы учета, а также обратиться в установленном порядке в управляющую организацию с подтверждающими документами для осуществления перерасчета.
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги носит строго заявительный характер.
На заявительный характер перерасчета указано также в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»».
<дата> истец получил от ФИО2 заявление о не начислении по среднему оплаты за коммунальные услуги за квартиру, расположенную по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>, в связи с непроживанием в спорной квартире.
Согласно акту замены квартирных, индивидуальных приборов учета ООО «Управляющая компания МЖК-Ладья» от <дата>, в спорной квартире переустановлены опломбированные приборы учета воды ГВС и ХВС, срок очередной проверки – <дата>.
Между тем, более кто-либо из собственников в управляющую компанию с заявлением о перерасчете с представлением подтверждающих документов не обращался. Документы о временной регистрации по иному адресу были представлены только суду, однако такие документы неиспользование коммунальных услуг по спорному адресу не подтверждают, сведений о том, что по месту временной регистрации ответчик ФИО2 исполнял обязанность по оплате коммунальных услуг, в материалах дела также не имеется, соответственно, истец обоснованно рассчитал плату за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению по нормативу потребления, исходя из количества лиц, зарегистрированных в квартире. Приборы учета ГВС и ХВС в квартире ответчика были установлены в спорный заявленный период, однако показания не передавались истцу.
Таким образом, поскольку ответчик не опроверг наличие указанной выше задолженности какими-либо допустимыми доказательствами, в том числе не представил документы, подтверждающие исполнение им обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги за спорный период, а также не представил сведений о передаче показаний индивидуальных приборов учета коммунальных услуг в спорный период (для перерасчета истцом коммунальных услуг), суд находит подлежащими удовлетворению требования ООО «Управляющая компания МЖК-Ладья» о взыскании с ФИО2 задолженности в размере 172301,40 руб. (что соответствует его 1/2 доле в праве собственности на спорное жилое помещение).
Фактические не проживание ответчика и членов его семьи в спорной квартире с 2017 года не освобождает ФИО2 от обязанности производить оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из количества всех зарегистрированных в спорной жилом помещении лиц, и нормативов потребления таких жилищно-коммунальных услуг (п. 56 (1) Правил) (при условии непередачи в управляющую компанию показаний счетчиков).
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истцом представлен расчет пени по оплате коммунальных услуг в размере 25443,62 руб., начисленной за период с <дата> по <дата>, который судом проверен, признан правильным и обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии с п. 39 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (п. 1 ст. 333 ГК РФ).
На основании ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Оценив обстоятельства в совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая длительность допущенной ответчиком просрочки нарушения обязательства, последствия нарушения обязательства, размер неустойки, отсутствие доказательств совершения истцом действий, направленных на уменьшение и взыскание задолженности, а также компенсационную природу неустойки, считает возможным снизить заявленную к взысканию неустойку за период с <дата> по <дата> до размера пени рассчитанной на сумму задолженности на основании ст. 395 ГК РФ, т.е. до 10566,99 руб. Указанный размер пени является соразмерным последствиям нарушения обязательств и способствует установлению баланса интересов обеих сторон.
Истцом при подаче была уплачена государственная пошлина в размере 4684 руб. от цены иска в размере 174200 руб.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с ответчика задолженность в размере 197744,40 руб. (размер госпошлины составляет 5154,89 руб.).
Таким образом, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4684 руб. (без учета уменьшения пени).
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 470,89 руб. (5154,89 – 4684).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания МЖК-Ладья» задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 172301 рубль 40 копеек, пени в размере 10566 рублей 99 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4684 рубля, а всего взыскать 187552 рубля 39 копеек.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования «город Нижневартовск» государственную пошлину в размере 470 рублей 89 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Председательствующий судья А.Е. Школьников