ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/13 от 03.07.2013 Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2-204/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тарбагатай                                      03 июля 2013 года

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Зайцева Э.Е.,

при секретаре Мункожаргаловой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Десятниковская средняя общеобразовательная школа» (Далее МБОУ «Десятниковская СОШ») о понуждении оборудовать автобус аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района обратился в суд с указанным иском в интересах несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к МБОУ «Десятниковская СОШ» и Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район», в котором просил обязать МБОУ «Десятниковская СОШ» и Администрацию МО «Тарбагатайский район» оборудовать аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автобус, принадлежащий МБОУ «Десятниковская СОШ».

Впоследствии прокурор от исковых требований к Администрации МО «Тарбагатайский район» отказался, в связи с чем судом в данной части производство было прекращено, Администрация МО «Тарбагатайский район» была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

Исковые требования прокурором мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения требования федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части осуществления перевозок учащихся средних общеобразовательных школ, расположенных на территории Тарбагатайского района, было установлено, что МБОУ «Десятниковская СОШ»), осуществляет эксплуатацию транспортного средства, предназначенного для перевозки учащихся. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GpS», в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GpS. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 г. № 55 «Об утверждении Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GpS», утвержден перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GpS в котором указаны, в том числе, транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров категорий М2, М3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» утвержден перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Так, категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров имеющие, помимо водителя, более восьми мест для сиденья, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн, категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сиденья, технически : допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн. Транспортное средство, эксплуатируемое МБОУ «Десятниковская СОШ» относится к вышеуказанным категориям. Таким образом, в нарушение указанных норм действующего законодательства автобус, принадлежащий МБОУ «Десятниковская СОШ», осуществляющий перевозку пассажиров на регулярных специальных (школьных) маршрутах, не оснащен средствами навигации (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GpS), функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами, чем создается угроза безопасности при перевозке несовершеннолетних. В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Часть 1 ст. 50 данного Закона закрепляет, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическим результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния, транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, что закреплено в ч.1 ст.20 данного закона. Финансовое обеспечение навигационной деятельности основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных или привлеченных средств юридических и физических лиц, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской-Федерации, что закреплено в ч.1 ст.6 Закона N 22-ФЗ "О навигационной деятельности".

В судебном заседании помощник прокурора Арьяева О.С. исковые требования поддержала, просила обязать МБОУ «Десятниковская СОШ» оборудовать принадлежащий ему автобус аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, суду также пояснила, что Согласно статье 3 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством. Полагает, что законом предусмотрены разные субъекты правоотношений в данной сфере: отдельно - органы местного самоуправления и отдельно - юридические лица (предприниматели) получающие услуги в сфере навигационной деятельности - к примеру, лица, осуществляющие коммерческие пассажирские перевозки. Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ установлено, что в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами. В целях обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - Постановление), подпунктом "г" пункта 1 которого установлено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Во исполнение Постановления Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 55 утвержден Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - Перечень). Согласно подпункту 2 пункта 1 указанного Перечня оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства категорий "М2" и "М3". При этом в указанном нормативном правовом акте отсутствуют обязательное условие о том, что указанные транспортные средства должны использоваться для коммерческих перевозок пассажиров. Из данного постановления следует, что требования об оснащении аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS распространяются на все транспортные средства категорий "М2" и "М3". В соответствии с пунктом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. В частности, к категории М2 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, а к категории М3 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т. Полагает, что из изложенных выше норм следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, к которым относятся дети - учащиеся, перевозимые в школьном автобусе до образовательного учреждения. Также в указанном нормативном акте отсутствуют условия об использовании данных транспортных средств для коммерческих перевозок пассажиров. Требования прокурора направлены на обеспечение эффективности управления движением на автомобильном транспорте, обеспечения безопасности перевозок пассажиров - несовершеннолетних учащихся Десятниковской средней школы, что согласуется с положениями статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", ст.ст.3, 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10.0902009 г. № 720, принят в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Данный нормативный акт устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. В п.8 Технического регламента указано, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанной аппаратурой. Таким образом, указанный регламент обязывает оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортные средства, категории М, используемые именно для коммерческих перевозок пассажиров. То есть согласно действующему законодательству, все транспортные средства категории М - и для некоммерческих пассажирских перевозок и для коммерческих перевозок пассажиров должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, действуют на всей территории Российской Федерации и имеют одинаковую юридическую силу. Перечень распространяет свое действие на пассажирские перевозки, Технический регламент на коммерческие пассажирские перевозки. Все виды перевозок подлежат оборудованию аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Представитель МБОУ «Десятниковская СОШ» Кокорин М.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что требования по обязательной установке системы ГЛОНАСС относятся к транспортным средствам, осуществляющим коммерческие пассажирские перевозки, к которым автобус принадлежащий МБОУ «Десятниковская СОШ» не относится. Ранее в адрес образовательных учреждений министерством образования направлялись письма, которыми рекомендована установка аппаратуры ГЛОНАСС, однако, нормативных актов, обязывающих установить указанную аппаратуру, не поступало.

Представитель третьего лица - Администрации МО «Тарбагатайский район» - Чебунина А.С. – также возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что согласно п. 8.1. Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств оборудованию аппаратурой ГЛОНАСС подлежат транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также находящиеся в эксплуатации с 23 января 2012 г. В МБОУ «Десятниковская СОШ» автобус находится в эксплуатации с 2002 года, и не предназначен для коммерческой перевозки пассажиров.

Как следует из представленных суду материалов ( Устава МБОУ «Десятниковская СОШ», паспорта транспортного средства серии 45 КК № 746405, свидетельства о регистрации транспортного средства серии 03 ТТ № 133765, сведений МКУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район» ) МБОУ «Десятниковская СОШ» принадлежит автобус КАВЗ-397620, категории Д, с 20 местами для сиденья, максимальной разрешенной массы 6289 кг.

Указанное транспортное средство аппаратурой ГЛОНАСС не оборудовано.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Исковые требования прокурора мотивированы положениями постановления Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GpS» Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 г. № 55 технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Вместе с тем, согласно ст.1 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" данный закон устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности.

Согласно ч.2 ст. 7 данного Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере навигационной деятельности отнесены:

1) организация реализации государственной политики в сфере навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в интересах различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации в указанной сфере;

2) обеспечения создания, эксплуатации и развития спутниковых навигационных систем в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

3) установление порядка оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов.

Изданным в рамках осуществления указанных полномочий Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат в т.ч. автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

Согласно перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 09 марта 2010 года № 55, определены транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров категории "М2" и "М3".

Согласно пункту 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", а также п. 2.2 Приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств «Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действия технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» к категории М2 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн, а к категории М3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Автобус КАВЗ 397620 относится к категории М3.

Вместе с тем, согласно Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", который в силу п.2 ст.1 определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур, в п. 12 ст. 2 определяет пассажира как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Согласно ч. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ, определяющей понятие договора перевозки пассажира, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно ч.1 ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Таким образом, из указанных правовых норм следует, что под перевозкой пассажиров следует понимать оказание возмездных услуг.

Вместе с тем, согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определено, что федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных, технических средств и систем, указанных в пункте 1 данного Постановления.

При этом указанным постановлением не предусмотрено конкретных сроков, в которые указанное оснащение аппаратурой ГЛОНАСС должно быть осуществлено.

Таким образом, осуществление положений настоящего постановления предусматривает необходимость осуществления деятельности по обеспечению указанных транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Также согласно «Положения о полномочиях Федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социальной-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 года № 323 к ведению Министерства транспорта Российской Федерации отнесены:

а) выработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области использования системы ГЛОНАСС, функциональных дополнений и аппаратуры спутниковой навигации в интересах навигационного обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации, а также нормативно-правовое регулирование в этой области;

б) координация деятельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств по внедрению аппаратуры спутниковой навигации и систем на ее основе в интересах развития автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного транспорта;

в) принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок создания, обновления, использования, хранения, распространения и сертификации цифровых навигационных карт внутренних водных путей, морских судоходных путей, арктических рек и трасс Северного морского пути, а также нормативных правовых актов в сфере навигационного обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации;

г) организация проведения и внедрения результатов научных исследований, полученных в области высоких технологий системы ГЛОНАСС, в интересах развития транспортного комплекса Российской Федерации;

д) координация взаимодействия подведомственных федеральных служб и федеральных агентств с международными организациями по вопросам использования различных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений в области транспорта;

е) утверждение требований к средствам навигации, в том числе к системам и аппаратно-программным навигационным комплексам, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, в случаях, когда обязательное оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Т.е. обеспечение транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS предусматривает необходимость дополнительного нормативно-правового регулирования в этой области, утверждение требований к средствам навигации в случаях, когда обязательное оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, а также к порядку оснащения транспортных средств указанными средствами.

Вместе с тем, нормативными актами Министерства транспорта РФ ( Приказ от 31 июля 2012 г. N 285, Приказ от 26 января 2012 г. N 20 ) утверждены порядок оснащения и требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозок опасных грузов.

Ссылка прокурора на положения ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывающего юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, суд также полагает несостоятельной, т.к. согласно ст.5 указанного закона установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством в т.ч. разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Таким образом, из указанной нормы следует, что нормативное регулирование безопасности дорожного движения осуществляется путем разработки и утверждения технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Технический регламент безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 (раздел II п.8 ) предусматривает оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных средств, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов.

Указанные положения технического регламента согласуются с указанными выше нормативными актами Министерства транспорта РФ ( Приказ от 31 июля 2012 г. N 285, Приказ от 26 января 2012 г. N 20 ).

Таким образом, отсутствие оснащения транспортного средства категории М2 и М3 аппаратурой ГЛОНАСС (кроме используемых для коммерческих перевозок пассажиров) не указывает на не соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время нормативными актами предусмотрено обязательное оснащение аппаратурой ГЛОНАСС транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров на основании договора перевозки (коммерческую перевозку пассажиров).

Такого требования к другим транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров на иной основе, а также нормативных актов устанавливающих порядок оснащение и требования к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS, существующими нормативными актами не установлено.

Автобус КАВЗ 397620, принадлежащий МБОУ «Десятниковская СОШ» не относится к транспортным средствам, используемым для коммерческой перевозки пассажиров, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Десятниковская средняя общеобразовательная школа» об обязании оборудовать автобус аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2013 года.

Федеральный судья                                                                  Зайцев Э.Е.