ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/14 от 09.04.2014 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-204/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 апреля 2014 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Боковой О.А., с участием старшего помощника прокурора Лифанова И.А., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Кстовопромойл» о признании незаконным бездействия по непрохождению процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и запрете выполнения работ по погрузке-выгрузке опасных грузов с использованием железнодорожных вагонов до получения лицензии,

У С Т А Н О В И Л :

Нижегородский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Кстовопромойл» о признании незаконным бездействия по непрохождению процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и запрете выполнения работ по погрузке-выгрузке опасных грузов с использованием железнодорожных вагонов до получения лицензии. В обоснование иска он ссылается на то, что по сообщению о возгорании автоцистерны с нефтепродуктами на территории ООО «Кстовопромойл» Нижегородской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлен факт осуществления ООО «Кстовопромойл» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.

По информации ГУ МЧС по Нижегородской области 09.10.2013 с 11 час.30 мин. до 12 час.35 мин. подразделениями пожарной охраны МЧС производилась локализация и ликвидация пожара автоцистерны на нефтебазе ООО «Кстовопромойл» в районе железнодорожной станции Зелецино Кстовского района, промзона. Пожар произошел на нефтебазе ООО «Кстовопромойл», которое на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-40-008029, выданной Волго-Окским управлением Ростехнадзора 21.01.2013, осуществляет деятельность по приему, хранению, перевалке нефтепродуктов.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО «Кстовопромойл» осуществляет деятельность по оптовой торговле топливом (код ОКВЭД 51.51), хранению и складированию нефти и нефтепродуктов (код ОКВЭД 63.12.21), хранению и складированию газа и продуктов его переработки (код ОКВЭД 63.12.22), хранение и складирование прочих жидких и газообразных грузов (код ОКВЭД 63.12.23).Площадка нефтебазы внесена в Государственный реестр опасных производственных объектов за peг. № А40-18501-0001 от 08.11.2012. Место осуществления деятельности (адрес обезличен).

На нефтебазе осуществляется прием нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, хранение и отпуск в автоцистерны. В состав имущества нефтебазы входят объекты железнодорожного транспорта необщего пользования:

- железнодорожная эстакада - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН-175;

- железнодорожный тупик, длиной 2006,8 м, с 5 стрелками, для транспортирования легковоспламеняющихся и горючих жидкостей 3 класса опасности;

- тепловоз ТГК-2.

Согласно договору хранения от 20.03.2013 № 05/13 -ХНП между ООО «Кстовопромойл» и ООО «ГазКом» на территории базы осуществлялось хранение нефтепродукта (углеводороды жидкие), принадлежащего ООО «ГазКом».

09.10.2013 на железнодорожных путях нефтебазы ООО «Кстовопромойл» из вагона-цистерны с нефтепродуктом при помощи мотопомпы в автомобиль «Скания» гос.номер (номер обезличен) с автоцистерной производилась перекачка нефтепродукта (углеводородов жидких) самотеком и с помощью мотопомпы.

Причиной пожара явились розлив нефтепродуктов и нарушение правил пожарной безопасности при проведении сливо-наливных работ с нефтепродуктами.

Факт осуществления ООО «Кстовопромойл» погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами подтверждается также результатами проверки Приволжского управления Госжелдорнадзора, согласно которым перекачка нефтепродуктов в автоцистерну производилась из железнодорожной цистерны № 50539832, поступившей на нефтебазу 06.10.2013 в адрес грузополучателя ООО ЭталонСервис».

Согласно дорожной ведомости на повагонную отправку с наливными грузами в вагоне № 50539832 находились углеводороды жидкие (конденсат из природных газов), отнесенные согласно Правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 № 50, к опасным грузам 2 класса.

Согласно объяснений генерального директора ООО «Кстовопромойл» К. И.С. прием, хранение и перевалка вагонов с нефтепродуктами, поступающих в адрес ООО «ЭталонСервис», осуществляется ООО «Кстовопромойл» на основании договора от 21.01.2013 № 2505/13.

По сведениям Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания -филиала ОАО «РЖД» за период июль-август 2013 года со ст.Зелецино в адрес грузополучателя ООО «ЭталонСервис» на нефтебазу подано 125 вагонов, груженых опасными грузами (топливо печное, дизельное, бензин моторный, конденсат газовый).

На станцию Зелецино вагоны возвращались порожние.

Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407 (приложение N 4.1 к Правилам), бензин, топливо дизельное отнесены к опасным грузам.

Согласно Приложения 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам утверждены протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 05.04.1996 N 15 бензин, топливо дизельное, конденсат газовый также отнесены к опасным грузам.

Поставка вагонов осуществляется на основании договора от 2009 года №2/229 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «ЭталонСервис», примыкающего к станции Зелецино ГЖД, заключенного между ОАО «РЖД» в лице заместителя начальника ГЖД - филиала ОАО «РЖД» по экономике и финансам Л. М.В. и ООО «ЭталонСервис» в лице директора К. И.С. (далее - Договор), сроком на 5 лет с 29.03.2010 по 29.03.2015.

Согласно информации начальника станции Зелецино за 8 месяцев 2013 года в адрес ООО «ЭталонСервис» поступило- 329 вагонов с грузами, относящимся к 3 классу опасности, и 31 вагон, относящимся к 8 классу опасности.

Согласно объяснений генерального директора ООО «Кстовопромойл» К. И.С. прием, хранение и перевалка вагонов с нефтепродуктами, поступающих в адрес ООО «ЭталонСервис», осуществляется ООО «Кстовопромойл» на основании договора от 21.01.2013 № 2505/13.

Таким образом, материалы проверки подтверждают факт выполнения ООО «Кстовопромойл» погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте необщего пользования с легковоспламеняющимися и горючими веществами, отнесенными к опасным грузам.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем. Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.

Следовательно, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.

Данный правовой подход соответствует позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении № 5129/12 от 02.10.2012.

Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, выданная Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, у ООО «Кстовопромойл» отсутствует, что является нарушением требований законодательства.

По факту осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии 30.10.2013 Нижегородским транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Кстовопромойл», которое направлено мировому судье судебного участка № 5 Кстовского района Нижегородской области.

Также проверкой установлено, что документы и сведения, необходимые для проведения процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожным транспортом ООО «Кстовопромойл» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта не поданы.

Как пояснила К. И.С. в ходе проверки, необходимость лицензирования указанного вида деятельности, ее контроля со стороны уполномоченного органа в лице Приволжского управления Госжелдорнадзора, отсутствует, в связи с наличием у предприятия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов.

При проверках соблюдения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте органами транспортной прокуратуры и Госжелдорнадзора руководство ООО «Кстовопромойл» необоснованно препятствовало их проведению путем закрытия доступа специалистам на территорию нефтебазы, не представления документов по вопросам проверки.

Таким образом, осуществление ООО «Кстовопромойл» погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте без лицензии, уклонение предприятия от прохождения процедуры лицензирования и контроля со стороны специально уполномоченного органа, стали одной из причин пожара на нефтебазе, а в настоящее время создают недопустимый риск наступления в будущем взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью неопределенному кругу лиц, вреда окружающей среде, т.е. несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Нижегородский транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Кстовопромойл» по не прохождению процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожным транспорте.

Запретить ООО «Кстовопромойл» выполнение работ по погрузке-выгрузке опасных грузов с использованием железнодорожных вагонов до получения в установленном порядке лицензии на погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожным транспорте.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лифанов И.А. иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что мировым судьей судебного участка № 5 Кстовского района производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Кстовопромойл» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кстовским городским судом данное постановление оставлено без изменения.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования Нижегородского транспортного прокурора не признала в полном объеме и пояснила, что у Нижегородского транспортного прокурора отсутствует процессуальное право на обращение с настоящим иском в суд, посколькув исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

В исковом заявлении Нижегородского транспортного прокурора указано, что его иск к ООО «Кстовопромойл» направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц, однако, в чем заключаются эти интересы и какие права в связи с этим нарушены не конкретизировано.

Заявленные прокурором исковые требования не основаны на законе и не подлежат

удовлетворению, так как ООО «Кстовопромойл» является коммерческой организацией и в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли.

ООО «Кстовопромойл» является владельцем опасного производственного объекта - площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, - в состав которой, согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, включается железнодорожная эстакада как устройство для слива-налива нефтепродуктов на подъездном железнодорожном пути необщего пользования. Названный опасный производственный объект зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов 08.11.2012 за регистрационным номером А40-18501-0001, что подтверждается свидетельством о регистрации серии АА номер 420751.

Эксплуатацию названного объекта ООО «Кстовопромойл» осуществляет на основании лицензии № ВП-40-008029 от 21.01.2013 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, выданной Волго-Окским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Как следует из приложения к лицензии, видами лицензированных работ, выполняемых ООО «Кстовопромойл» в составе эксплуатации взрывопожароопасного объекта, являются хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, и их транспортирование.

Эксплуатация площадки нефтебазы ООО «Кстовопромойл» подразумевает осуществление слива нефтепродуктов и иных грузов из железнодорожных вагонов-цистерн в принадлежащие ООО «Кстовопромойл» емкости, в которых осуществляется их дальнейшее хранение, при этом слив поступающих на площадку нефтебазы нефтепродуктов и иных грузов не является отдельным видом деятельности ООО «Кстовопромойл», а представляет собой составную часть осуществляемого предприятием технологического процесса, то есть является неотъемлемым элементом деятельности предприятия по эксплуатации взрывопожароопасного объекта, на которую оно имеет соответствующую лицензию, и которая осуществляется под надзором соответствующего лицензирующего органа - Ростехнадзора.

Кроме того, анализ правовых норм, регламентирующих лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность включает в себя как работы, связанные с выгрузкой грузов, так и работы, связанные с их погрузкой. Погрузку опасных грузов на железнодорожном транспорте ООО «Кстовопромойл» не осуществляет, доказательств обратного в дело не представлено.

Правомерность названного выше подхода об отсутствии для ООО «Кстовопромойл» необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте полностью соответствует принципу недопустимости дублирования функций по государственному контролю (надзору) и муниципальному надзору.

Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, эксплуатирующему взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, установлены Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492.

Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, осуществляющему погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, установлены Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 №221.

Учитывая аналогичность названных выше лицензионных требований к обоим лицензиатам, одновременное наличие у предприятия и той, и другой лицензии приведет к двойному лицензионному контролю со стороны обоих лицензирующих органов (и Ростехнадзора, и Желдорнадзора), что противоречит закрепленному в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принципу недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

ООО «Кстовопромойл» считает, что иск Нижегородского транспортного прокурора, лежащий в основе настоящего спора, не соответствует истинным целям прокурорского надзора и противоречит положениям Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», в соответствии с которым прокурорский надзор должен быть направлен на предотвращение фактов дублирования контрольных действий, а не наоборот.

Представитель третьего лица Волжско-окского управления Ростехнадзора ФИО2 в судебном заседании иск прокурора поддержал, пояснив, что ООО «Кстовопромойл» в процессе хозяйственной деятельности эксплуатирует взрывопожароопасный производственный объект, в состав которого входит подъездной железнодорожный путь.

Надзор за деятельностью юридического лица осуществляется Федеральной Службой по экологическому, технологическому и атомному надзору г.Нижний Новгород. При лицензировании они рассматривали подъездные железнодорожные пути как составную часть опасного производственного объекта - площадки нефтебазы. Сооружение подвергалось экспертизе промышленной безопасности, имеется соответствующее заключение. Хранение опасных грузов предполагает слив, а транспортирование предусматривает сливо-наливные работы.

Третье лицо, представитель Приволжского Управления государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, будучи извещённым о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит иск прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии) (ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ).

Часть 2 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает понятие лицензии - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно п. 27 ч. 1 ст. 12 названного Закона лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Согласно части 2 статьи 9 ФЗ № 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 ФЗ № 128-ФЗ в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относится погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года N 221 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2012 N 1171).

Согласно статьи 1 ФЗ Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно данному нормативно-правовому акту лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (пункт 2 Положения).

Согласно части 3 статьи 1 ФЗ в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2012 N 1171).

Понятие погрузочно-разгрузочной деятельности дано в пункте 2 Положения о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 3 августа 2006 года № 490 (в ред. от 24.09.2010года) - перемещение грузов из одного транспортного средства в другое транспортное средств (одним из которых является судно) непосредственно или через склад.

В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.08.1994 N 50, погрузка, выгрузка опасных грузов должны производиться в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, другой нормативно-технической документации. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003 N 18-ФЗ опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении, может стать причиной взрыва, пожара, химического и иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Согласно п. 27 части 1 ФЗ № 22-ФЗ лицензии подлежат виды деятельности: погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В силу статьи 9 ФЗ № 22-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Транспортирование включается в себя процессы слива-налива (погрузки-выгрузки) опасных веществ как часть единого производственного технологического процесса обращения опасных веществ на опасных производственных объектах.

Согласно Утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года № 221 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов лицензирование деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органам.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.08.1994 N 50, погрузка, выгрузка опасных грузов должны производиться в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, другой нормативно-технической документации. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте урегулирован Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221. Согласно данному нормативно-правовому акту лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (пункт 2 Положения).

По факту осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии 30.10.2013 Нижегородским транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Кстовопромойл», которое было направлено мировому судье судебного участка № 5 Кстовского района Нижегородской области.

Мировым судьей судебного участка № 5 Кстовского района Нижегородской области Софроновой И.А. вынесено постановление от 23 декабря 2013 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с
ограниченной ответственностью «Кстовопромойл» по основаниям п.2 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 12 марта 2014 года данное постановление оставлено без изменения и установлено, что юридическое лицо ООО «Кстовопромойл» является владельцем опасного производственного объекта - площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, который зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 08 ноября 2012 года, (Свидетельство о регистрации А 40-18501 от 08 ноября 2012 года серия АА 420751 выдано Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Кстовопромойл» осуществляет деятельность по оптовой торговле топливом (код ОКВЭД 51.51), хранению и складированию нефти и нефтепродуктов (код ОКВЭД 63.12.21), хранению и складированию газа и продуктов его переработки (код ОКВЭД 63.12.22), хранение и складирование прочих жидких и газообразных грузов (код ОКВЭД 63.12.23).

В состав имущества нефтебазы входят объекты железнодорожного транспорта необщего пользования: железнодорожная эстакада - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН - 175; - железнодорожный тупик, длиной 2006,8 м, с 5 стрелками, для транспортирования легковоспламеняющихся и горючих жидкостей 3 класса опасности; - тепловоз ТГК-2.

Место осуществления деятельности - (адрес обезличен).

На нефтебазе осуществляется прием нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, хранение и отпуск в автоцистерны.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору юридическому лицу ООО «Кстовопромойл» выдана лицензия № ВП-40-008029 от 21 января 2013 года серия А В номер 210990 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

В Приложении к лицензии указаны виды работ, выполняемых в составе эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, а также муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, за исключением транспортирования взрывчатых материалов промышленного назначения и муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Суд установил, что деятельность по эксплуатации нефтебазы осуществляется юридическим лицом, включая площадку нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов и участок транспортирования опасных веществ, включающий подъездной железнодорожный пункт.

Следовательно, в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» деятельность ООО «Кстовопромойл» подконтрольна Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляемая на основании выданной ООО лицензии.

Поэтому у ООО отсутствует необходимость в получении лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку не является отдельным видом деятельности юридического лица и представляет собой часть осуществляемой юридическим лицом деятельности.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. п. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.03 N 23 "О судебном решении", на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, определяющей пределы преюдициального значения приговора суда по уголовному делу, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это Постановление (решение).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае судебные постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные мировым судьей судебного участка № 5 Кстовского района и Кстовским городским судом, вступили в законную силу, являются основанием для освобождения от доказывания и имеют преюдициальное значение при рассмотрении вопроса о признании незаконным бездействия ООО «Кстовопромойл» по непрохождению процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

При таких обстоятельствах исковые требования Нижегородского транспортного прокурора к ООО «Кстовопромойл» о признании незаконным бездействия по непрохождению процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и запрете выполнения работ по погрузке-выгрузке опасных грузов с использованием железнодорожных вагонов до получения лицензии удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Нижегородскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Кстовопромойл» «Кстовопромойл» о признании незаконным бездействия по непрохождению процедуры лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и запрете выполнения работ по погрузке-выгрузке опасных грузов с использованием железнодорожных вагонов до получения лицензии отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья:
Секретарь: