ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/14 от 29.08.2014 Инсарского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-204/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кадошкино, Кадошкинский район 29 августа 2014 года

Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи В.Н. Абрашкина, при секретаре А.П. Козеевой, с участием заявителя - прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия А.В. Новичкова, представителя органа, бездействие которого обжалуется - главы администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,

установил:

прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства.

В обоснование требований заявителем указано на то, что проведенной прокуратурой Кадошкинского района Республики Мордовия 5 августа 2014 года проверкой выявлены допущенные администрацией Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Так, на сайте администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» по адресу: http://kadoshkinorm.ru имеется подраздел, содержащий информацию администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, где отсутствует следующая информация: сведения о полномочиях органа местного самоуправления (размещены не в полном объеме), задачах и функциях структурных подразделений указанного органа; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; нормативные правовые акты Совета депутатов поселения, изданные в период с 25 сентября 2013 года по 5 августа 2014 года, нормативные правовые акты администрации поселения, изданные в период с 1 октября 2013 года по 5 августа 2014 года; сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Отсутствие на сайте нормативных правовых актов и их проектов препятствует также проведению их независимой антикоррупционной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

На основании изложенного, районный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неразмещении в сети «Интернет» указанной в заявлении информации и возложить на администрацию Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подпунктами «а», «б», «г» пункта 1, подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 2, подпунктом «б» пункта 7, подпунктами «а», «в», «г» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В судебном заседании прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия А.В. Новичков требования, изложенные в заявлении поддержал.

Глава администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, пояснив, при этом, что информация о деятельности органов местного самоуправления в ближайшее время будет размещена в сети «Интернет».

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение, действие (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, а также должностных лиц, если они нарушают права и свободы граждан, могут быть оспорены в суде.

В силу статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», среди прочего, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по адресу: http://kadoshkinorm.ru, имеется раздел, выделенный для размещения информации администрации Большеполянского сельского поселения администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно акта осмотра сайта в сети «Интернет» от 5 августа 2014 года, составленного заместителем прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Д.А. Ситкиным, в присутствии понятых, а также выведенных на печать страниц интернет-сайта установлено, что на официальном сайте Кадошкинского муниципальной района Республики Мордовия имеется раздел Большеполянского сельского поселения, в котором размещены следующие сведения: о вакантных должностях в администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по состоянию на 1 июля 2014 года; информация о проведении общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12 декабря 2013 года; почтовый адрес, график работы, телефоны, адрес электронной почты и структура администрации; нормативно-правовые акты сессий Совета депутатов Большеполянского сельского поселения за период с 15 июня 2006 года по 25 сентября 2013 года; нормативно-правовые акты администрации Большеполянского сельского поселения за период с 21 сентября 2010 года по 1 октября 2013 года; Устав Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.

Таким образом, судом установлено, что администрацией Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия требования статьи 13 Федерального закона №8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» выполняются не в полной мере.

На сайте отсутствует следующая информация: сведения о полномочиях органа местного самоуправления (размещены не в полном объеме), задачах и функциях структурных подразделений указанного органа; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; нормативные правовые акты Совета депутатов поселения, изданные в период с 25 сентября 2013 года по 5 августа 2014 года, нормативные правовые акты администрации поселения, изданные в период с 1 октября 2013 года по 5 августа 2014 года; сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Указанные выше обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела, сторонами по делу не оспариваются, и сомнений в их достоверности не вызывают.

Таким образом, суд приходит к выводу, что несоблюдение администрацией Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия норм закона нарушает права и законные интересы граждан на доступ к информации о деятельности администрации Большеполянского сельского поселения, и соответственно является фактором, способствующим коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления.

Признавая бездействие администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия незаконным, суд также возлагает на орган местного самоуправления обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» информацию о своей деятельности, предусмотренную подпунктами «а», «б», «г» пункта 1, подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 2, подпунктом «б» пункта 7, подпунктами «а», «в», «г» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неразмещении в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.

Возложить на администрацию Большеполянского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подпунктами «а», «б», «г» пункта 1, подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 2, подпунктом «б» пункта 7, подпунктами «а», «в», «г» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: сведения о полномочиях органа местного самоуправления (размещены не в полном объеме), задачах и функциях структурных подразделений указанного органа; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; нормативные правовые акты Совета депутатов поселения, изданные в период с 25 сентября 2013 года по 5 августа 2014 года, нормативные правовые акты администрации поселения, изданные в период с 1 октября 2013 года по 5 августа 2014 года; сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Кадошкинского районного

суда Республики Мордовия В.Н. Абрашкин

1версия для печатиДело № 2-204/2014 ~ М-223/2014 (Решение)