Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Орловой И.А.,
при секретаре Бочарниковой Т.А.,
с участием представителя истца по доверенности старшего помощника Киреевского межрайонного прокурора Щербаковой С.А.,
представителя ответчика администрации м.о. Киреевский район по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-204/16 по иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район о понуждении обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Киреевский район о понуждении обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, указывая в обоснование заявленных требований, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения администрацией м.о. Киреевский район законодательства о собственности в части осуществления контроля за использованием объектов муниципального имущества и законодательства о теплоснабжении в части подготовки объектов к отопительному сезону. В ходе проверки установлено, что 13.12.2010 г. администрация муниципального образования г.Киреевск Киреевского района зарегистрировала право собственности на нежилое здание – котельную, общей площадью 14,8 кв.м, адрес объекта: <...> нежилое здание (котельная №1), общей площадью 257 кв.м, адрес объекта: <...> нежилое здание (здание котельной №2), общей площадью 891 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.12.2010 г. сделаны записи регистрации №.
16.12.2010г. администрация муниципального образования г.Киреевск Киреевского района зарегистрировала право собственности на тепловые сети с вводами от котельной ДЮСШ, нежилое здание (котельная №4), общей площадью 669 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №4, протяженностью 2269,2 м; нежилое здание (котельная №6), общей площадью 856,1 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №6, протяженность 2938,3 м; нежилое здание (котельная №2), общей площадью 468,2 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №2, протяженностью 4478,8 м; нежилое здание (котельная №8), общей площадью 138,6 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №8, протяженностью 2086,4 м, тепловые сети с вводами от котельной №1, протяженность 2369,6 м, адрес объекта: Тульская область, Киреевский район, пос.Октябрьский, нежилое здание (котельная №3), общей площадью 1982,3 кв.м, адрес объекта: <...>, тепловые сети с вводами от котельной №3, протяженность 9543,3 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, нежилое здание (котельная №1), общей площадью 149,1 кв.м, адрес объекта: <...>, тепловые сети с вводами от котельной №1, протяженность 1237 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, тепловые сети с вводами от котельной №2, протяженность 3703,1 м, адрес объекта: Тульская область, пос.Октябрьский, нежилое здание (котельная №1), общей площадью 149,1 кв.м, адрес объекта: <...>, тепловые сети с вводами от котельной №1, протяженность 1237 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, нежилое здание (здание котельной №2), общей площадью 468,2 кв.м, адрес объекта: <...> тепловые сети с вводами от котельной №2, протяженность 4478,8 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, нежилое здание (котельная №11), общей площадью 903,5 кв.м, адрес объекта: <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.12.2010г. сделаны записи регистрации №.
08.02.2013г. администрация муниципального образования город Киреевск Киреевского района зарегистрировала право собственности на паропровод с вводами от котельной №11, протяженность 827м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, тепловые сети с вводами от котельной №11, протяженность 2760 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.12.2010 г. сделаны записи регистрации №.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Киреевск Киреевского района №56-239 от 04.04.2013 внесены изменения в Устав муниципального образования город Киреевск Киреевского района, в соответствии с которыми «все полномочия администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района, предусмотренные федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, иными муниципальными нормативными правовыми актами – исполняет администрация муниципального образования Киреевский район в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Киреевск Киреевского района №2-11 от 15.10.2013 принято решение о ликвидации юридического лица администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района.
Исполнителем обязательств ликвидируемой администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района является администрация муниципального образования Киреевский район с возложением на нее соответствующих полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ликвидация администрации муниципального образования г.Киреевск Киреевского района, влечет за собой правопреемство в силу закона. Администрация муниципального образования Киреевский район является правопреемником администрации муниципального образования город Киреевск Киреевского района по исполнению полномочий в сфере теплоснабжения населения.
01.09.2015 г. между администрацией муниципального образования Киреевского района и ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» заключен договор хранения, в соответствии с которым ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» осуществляет эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельные, тепловые сети, оборудование котельных, газопроводы.
На основании акта приема-передачи муниципального имущества от 01.09.2015 в пользование ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» передано следующее имущество: нежилое здание (котельная №1), год ввода 1978; нежилое здание (здание котельной №2), год ввода 1952, нежилое здание (котельная №3), год ввода 1953, нежилое здание (котельная №4), год ввода 1979, нежилое здание (котельная №6), год ввода 1986, нежилое здание (котельная №11), год ввода 1979, нежилое здание ( котельная №8), год ввода 1957, нежилое здание (котельная №11), год ввода 1979; нежилое здание (котельная), год ввода 2002; нежилое здание (здание котельной №2), год ввода 1973 и движимое имущество к указанным котельным, тепловые сети с вводами от котельной №1, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №2, год ввода 1958, тепловые сети с вводами от котельной №1, год ввода 1953, тепловые сети с вводами от котельной №3, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №3, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №4, год ввода 1963, тепловые сети с вводами от котельной №6, год ввода 1983, тепловые сети с вводами от котельной №8, год ввода 1958, тепловые сети с вводами от котельной ДЮСШ, год ввода 2001.
В силу п.1.3 договора хранения от 01.09.2015г. хранение имущества осуществляется на безвозмездной основе с правом эксплуатации.
Данный договор вступает в силу с момента подписания сторонами до 31 августа 2016 г., что установлено п.5.5 договора хранения.
Однако передача муниципального имущества в пользование ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» осуществлена с грубым нарушением требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов теплового хозяйства превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм закона должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. В связи с чем, данный договор хранения, заключенный органом местного самоуправления с ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» является незаконным.
02.11.2015г. на имя главы администрации муниципального образования Киреевского района межрайпрокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, в котором потребовано принять меры к организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Киреевского района.
Однако требования прокурора администрацией муниципального образования Киреевского района до настоящего времени не исполнены. Права пользования объектами теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы.
В свою очередь, передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества – котельной и тепловых сетей, в частности – к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения.
На основании изложенного просит: обязать администрацию муниципального образования Киреевского района в срок до 01.09.2016 г. обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Киреевского района, в соответствии с требованиями закона, а именно:
- разработать конкурсную документацию в соответствии со ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных по договору хранения от 01.09.2015 ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула».
В судебном заседании представитель истца по доверенности представителя истца по доверенности старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Щербакова С.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Указав, при этом, что срок исполнения решения заявлен до 01.09.2016г., т.е. до начала нового отопительного сезона.
Представитель ответчика администрации м.о. Киреевский район Тульской области по доверенности ФИО1 исковые требования не признала в части срока, пояснила, что передача права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности м.о. Киреевский район требует больших вложений, а также временных затрат, то есть подготовка конкурсной документации включает в себя комплекс работ, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 г. №15-ФЗ «О концессионных соглашениях» и до 01.09.2016г. данный комплекс мероприятий выполнить невозможно.
Третье лицо ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось, причину неявки суду не сообщило.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:
1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);
6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;
6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения;
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения);
2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера);
5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.
В соответствии подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статье 7 названного Закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Как установлено судом, право собственности на нежилое здание – котельную, общей площадью 14,8 кв.м, адрес объекта: <...> нежилое здание (котельная №1), общей площадью 257 кв.м, адрес объекта: <...> нежилое здание (здание котельной №2), общей площадью 891 кв.м, на тепловые сети с вводами от котельной ДЮСШ, нежилое здание (котельная №4), общей площадью 669 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №4, протяженностью 2269,2 м; нежилое здание (котельная №6), общей площадью 856,1 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №6, протяженность 2938,3 м; нежилое здание (котельная №2), общей площадью 468,2 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №2, протяженностью 4478,8 м; нежилое здание (котельная №8), общей площадью 138,6 кв.м; тепловые сети с вводами от котельной №8, протяженностью 2086,4 м, тепловые сети с вводами от котельной №1, протяженность 2369,6 м, адрес объекта: Тульская область, Киреевский район, пос.Октябрьский, нежилое здание (котельная №3), общей площадью 1982,3 кв.м, адрес объекта: <...>, тепловые сети с вводами от котельной №3, протяженность 9543,3 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, нежилое здание (котельная №1), общей площадью 149,1 кв.м, адрес объекта: <...>, тепловые сети с вводами от котельной №1, протяженность 1237 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, тепловые сети с вводами от котельной №2, протяженность 3703,1 м, адрес объекта: Тульская область, пос.Октябрьский, нежилое здание (котельная №1), общей площадью 149,1 кв.м, адрес объекта: <...>, тепловые сети с вводами от котельной №1, протяженность 1237 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, нежилое здание (здание котельной №2), общей площадью 468,2 кв.м, адрес объекта: <...> тепловые сети с вводами от котельной №2, протяженность 4478,8 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, нежилое здание (котельная №11), общей площадью 903,5 кв.м, адрес объекта: <...>, на паропровод с вводами от котельной №11, протяженность 827 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, тепловые сети с вводами от котельной №11, протяженность 2760 м, адрес объекта: Тульская область, г.Киреевск, зарегистрировано за муниципальным образованием г.Киреевск Киреевского района.
Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых имеются в материалах дела.
01.09.2015 г. между администрацией муниципального образования Киреевского района и ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» заключен договор хранения, в соответствии с которым ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» осуществляет эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства: котельные, тепловые сети, оборудование котельных, газопроводы.
На основании акта приема-передачи муниципального имущества от 01.09.2015г., являющегося неотъемлемой частью договора хранения, в пользование ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» передано следующее имущество: нежилое здание (котельная №1), год ввода 1978; нежилое здание (здание котельной №2), год ввода 1952, нежилое здание (котельная №3), год ввода 1953, нежилое здание (котельная №4), год ввода 1979, нежилое здание (котельная №6), год ввода 1986, нежилое здание (котельная №11), год ввода 1979, нежилое здание ( котельная №8), год ввода 1957, нежилое здание (котельная №11), год ввода 1979; нежилое здание (котельная), год ввода 2002; нежилое здание (здание котельной №2), год ввода 1973 и движимое имущество к указанным котельным, тепловые сети с вводами от котельной №1, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №2, год ввода 1958, тепловые сети с вводами от котельной №1, год ввода 1953, тепловые сети с вводами от котельной №3, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №3, год ввода 1957, тепловые сети с вводами от котельной №4, год ввода 1963, тепловые сети с вводами от котельной №6, год ввода 1983, тепловые сети с вводами от котельной №8, год ввода 1958, тепловые сети с вводами от котельной ДЮСШ, год ввода 2001.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями договора хранения от 01.09.2015 г. и акта-приема-передачи от 01.09.2015г.
Решением Собрания депутатов МО г.Киреевск Киреевского района №2-11 от 15.10.2013 г. принято решение о ликвидации юридического лица администрации м.о. г.Киреевск Киреевского района.
В силу абз.3 ч.2 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
В соответствии с Уставом муниципального образования Киреевский район, администрация м.о. Киреевский район исполняет полномочия администрации м.о. г.Киреевск Киреевского района в полном объеме в соответствии с абз.3 ч.2 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, ликвидация администрации м.о. г.Киреевск Киреевского района, влечет за собой правопреемство в силу закона. Правопреемником является исполнительный орган местного самоуправления - администрация м.о. Киреевский район, которому переданы соответствующие функции.
В этой связи администрация м.о. Киреевский район является правопреемником администрации м.о. г.Киреевск Киреевского района по исполнению полномочий в сфере теплоснабжения населения.
В силу п.1.3 договора хранения от 01.09.2015 хранение имущества осуществляется на безвозмездной основе с правом эксплуатации.
Данный договор вступает в силу с момента подписания сторонами до 31 августа 2016 года, что установлено п.5.5 договора хранения.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В ходе проверки, проведенной Киреевской межрайонной прокуратуры Тульской области установлено, что передача муниципального имущества в пользование ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» осуществлена с грубым нарушением требований ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции», то есть без проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения.
По фактам выявленных нарушений 02.11.2015 г. на имя главы администрации муниципального образования Киреевского района межрайпрокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, с требованием принять меры к организации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Киреевского района.
Однако требования прокурора администрацией муниципального образования Киреевского района исполнены не были. Права пользования объектами теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы.
В свою очередь, передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества – котельной и тепловых сетей, в частности – к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Данные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами и подтверждаются материалами дела, в том числе справкой проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в части организации подготовки котельных и тепловых сетей к началу отопительного сезона 2015-2016 г.г. от 24.08.2015 г.; актом проверки № от 07.08.2015 г.
Выявленные нарушения закона в части отказа от конкурсных процедур, незаконного предоставления прав на использование муниципального имущества способствуют проявлению коррупции в сфере распоряжения муниципальной собственностью.
Неисполнение требований межрайпрокурора в части надлежащей передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, т.е. неопределенного круга лиц.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район о понуждении обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения являются законными и обоснованными, а, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требования истца в части срока исполнения решения до 01.09.2016г. соответствует положениям ст.206 ГПК РФ, является разумным сроком, поскольку он установлен до начала нового отопительного сезона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Киреевский район о понуждении обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевского района в срок до 01.09.2016г. обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Киреевского района, в соответствии с требованиями закона, а именно:
- разработать конкурсную документацию в соответствии со ст.23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных по договору хранения от 01.09.2015 ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула».
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий