Дело № 2-204/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2016 года г. Елизово Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе: председательствующей судьи Никитиной М.В., при секретаре судебного заседания Майданюк О.А., с участием представителя истца адвоката Червяковой Е.Д., ответчика ФИО1, представителя третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО9 к Хомайко ФИО10 об установлении границ между земельными участками,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО1, с учётом уточнения исковых требований представитель истца просила установить границы между земельным участком, расположенным: <адрес> с кадастровым номером № принадлежащим ФИО3 и земельным участком расположенным: <адрес> с кадастровым номером № принадлежащим ФИО1, <адрес> геодезические данные уточняемой границы: № в соответствии с межевым планом, выполненным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в соответствии с межевым планом, выполненным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Свои требования истец обосновывает тем, что является собственником земельного участка площадью 1310 кв.м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>
Смежным с её участком является земельный участок с кадастровым номером № адрес участка: <адрес> предоставленный для организации личного подсобного хозяйства и находящийся в собственности ответчика ФИО1, смежная граница участков от точки <данные изъяты>
Согласно кадастровой выписке о земельном участке истца, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. С целью уточнения местоположения границ земельного участка, расположенного <адрес> кадастровым инженером ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Камчатский филиал проведены кадастровые работы, составлен межевой план, определены координаты характерных точек, описано прохождение границ. Однако ответчик от подписи в акте согласования местоположения границ земельного участка отказался без обоснования возражений ( л.д.4-7,92.114).
В судебном заседании истец участия не принимала, извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца исковые требования в редакции от 21 марта 2016 года поддержала ( л.д.92).
Ответчик иск не признал.
Представитель третьего лица полагала, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку истцом не представлен подготовленный в установленном законом порядке, уполномоченным на проведение кадастровых работ лицом, межевой план земельного участка, а именно документ, который необходим для кадастрового учёта изменений, в том числе и в части описания местоположения границ земельного участка.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, пояснения ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), ранее учтёнными объектами недвижимости, в том числе, считаются объектами недвижимости, государственный учёт которых осуществлён в установленном законом порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратившего силу с момента вступления в действие Закона о кадастре), государственным земельным кадастром признавался систематизированный свод документированных сведений получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов и прочно связанных с этими земельными участками.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 « 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» было определено, что состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. В целях реализации данного законоположения, приказом Росземкадастра от 15.06.2001 года № П\119 утверждён «Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки», ведение которого осуществлялось путём выполнения ряда кадастровых процедур, в том числе: внесение сведений о ранее учтённых земельных участках ( п. 12 Порядка).
Внесение сведений о ранее учтённых (в том числе прекращающих существование) земельных участках производилось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтённых земельных участках, утверждённых Росземкадастром 10.04.2001 года, которые поступили в земельные кадастровые палаты в виде перечня ранее учтённых земельных участков, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала и (в отдельных случаях) каталога координат точек границ земельных участков в квартале.
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об указанных ранее учтённых земельных участках были перенесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Действующее земельное законодательство не предусматривает запретов на реализацию прав собственника в отношении недвижимого имущества в виде ранее учтённого земельного участка в связи с отсутствием у такового описания местоположения границ в объёме, установленном п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре и п. 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьёй 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или соответствующих сведений осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.2 ст. 16 Закона о кадастре).Необходимым для кадастрового учёта изменений уникальных характеристик земельных участков документом, в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст. 22 Закона о кадастре, является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьёй 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре, форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 утверждены «Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Судом установлено, что истец ФИО3 является собственником земельного участка площадью 1310 кв.м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес> что подтверждается исследованным в судебном заседании оригиналом и копией свидетельства на право собственности на землю ФИО11 серия № выданным 25 октября 1994 года ( л.д.11-12,15). В связи с заключением брака ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4 присвоена фамилия ФИО3 ( л.д.14).
Смежным с земельным участком истца является земельный участок с кадастровым номером № адрес участка: <адрес> предоставленный для организации личного подсобного хозяйства и находящийся в собственности ответчика ФИО1, смежная граница участков от точки <данные изъяты> что подтверждается копией акта согласования местоположения границы земельного участка и кадастровой выпиской о земельном участке ( л.д.13,16). Акт согласования местоположения границы земельного участка ответчиком не подписан ( л.д.13).
Сведения о ранее учтённых земельных участках с кадастровыми номерами № принадлежащих истцу и ответчику соответственно, были внесены в единый государственный реестр земель 14 и 15 октября 2004 года на основании Перечня ранее учтённых земельных участков в границах кадастрового квартала № составленного по состоянию на 01.01.2003 года. В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о данных учтённых земельных участках были перенесены в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеющийся в составе инвентаризационной описи каталог координат узловых и поворотных точек границ земельных участков кадастрового квартала № не содержал в себе сведения о межевых точках и участках границ указанных земельных участков в объёме, установленном п.3 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре и п.64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, информации об одной из уникальных характеристиках объекта недвижимости, в данном конкретном случае рассмотрение заявления в судебном порядке об установление границ земельного участка возможно в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
В соответствии с ч.1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В обоснование своих требований истцом представлены документы, обозначенные в приложении к исковому заявлению как «копия межевого плана» ( л.д.4-7, 20-26).
Представитель истца пояснила, что иных доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, истец не имеет и суду не представляет. Представитель истца просила суд рассмотреть дело по имеющимся доказательствам. В ходе предварительного и судебных заседаний истец и его представитель не заявляли ходатайств о содействии истцу в истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
В ходе предварительного судебного заседания и рассмотрении дела по существу судом неоднократно предлагалось истцу и её представителю представить в суд доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования об установлении границ земельных участков истца и ответчика, а именно представить межевой план, подготовленный и оформленный согласно требованиям ч.12 ст. 38 Закона о кадастре. Для обеспечения реализации процессуальных прав истца и выполнения им процессуальных обязанностей, судом откладывалось разбирательство дела 17 марта 2016 года и объявлялся перерыв в судебном заседании 25 марта 2016 года.
Вместе с тем, межевой план, подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями Закона о кадастре и Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, истцом и её представителем в суд не представлен.
Приложенные к исковому заявлению документы, обозначенные истцом в приложении как «копия межевого плана» и представленные представителем истца в ходе судебного заседания документы, являются отдельным извлечением из межевого плана, которое не содержит все разделы и реквизиты межевого плана, не содержит уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости, в частности - сведений о выносе границ, координатах, всех погрешностях, сведений о всех смежниках, процедуре согласования точек, координат угловых поворотных точек и иные сведения, которые отражаются и включаются в межевой план и являются его неотъемлемой частью в силу Закона о кадастре и Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412. Не представлено оформленное кадастровым инженером заключение.
Таким образом, представленное представителем истца отдельное извлечение из межевого плана, в силу Закона о кадастре не является межевым планом, а именно доказательством, подтверждающим обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В связи с изложенным, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО3 ФИО12 в удовлетворении исковых требований к Хомайко ФИО13 об установлении границы между земельным участком, расположенным: <адрес> с кадастровым номером № принадлежащим ФИО3 и земельным участком, расположенным: <адрес> с кадастровым номером № принадлежащим ФИО1, <данные изъяты> геодезические данные уточняемой границы: № в соответствии с межевым планом, выполненным ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 04 апреля 2016 года.
Судья М.В. Никитина