ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/17 от 20.07.2017 Удорского районного суда (Республика Коми)

дело № 2-204/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан 20 июля 2017 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фищева Д.А.,

при секретаре Мовзер И.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации МР «Удорский» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МР «Удорский» о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, установленной лицам, замещавшим должности муниципальной службы, обязании возобновить выплату указанной пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МР «Удорский» о признании незаконным распоряжения Руководителя администрации МР «Удорский» от 27.03.2017 № 74-к о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, установленной лицам, замещавшим должности муниципальной службы, обязании возобновить выплату указанной пенсии с 01.04.2017.

В обоснование заявленных требований истица указала, что с 16.06.2001 получает трудовую пенсию по старости. Распоряжением Главы администрации МО «Удорский район» от 03.07.2001 № 60-1/с ей была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за выслугу лет на государственной службе Республики Коми. При назначении доплаты в стаж выслуги лет на государственной службе был включен, в том числе, период работы библиотекарем кабинета политического просвещения Удорского райкома КПСС. Позднее, с изменениями в законодательстве вместо указанной выше доплаты стала производиться выплата пенсии, установленной для лиц, замещавших должности муниципальной службы (далее – муниципальная пенсия). Однако, распоряжением Руководителя администрации МР «Удорский» от 27.03.2017 № 74-к выплата муниципальной пенсии ей прекращена. В обоснование принятого решения ответчик сослался на то, что работа в должности библиотекаря кабинета политического просвещения Удорского райкома КПСС включению в необходимый для выплаты данной пенсии стаж государственной и муниципальной службы не подлежит. Решение ответчика считает противоречащим действующему законодательству, полагая, что должность библиотекаря кабинета политического просвещения райкома КПСС фактически соответствует должности специалиста органов Коммунистической партии, то есть подлежит включению в стаж государственной и муниципальной службы, поэтому правовые основания для прекращения выплаты муниципальной пенсии отсутствуют.

В судебном заседании ФИО1 требования и доводы иска полностью поддержала.

Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности, с иском не согласился, возражал против его удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного и личного дел ФИО1, суд пришел к следующему.

По сведениям трудовой книжки ФИО1 осуществляла трудовую деятельность:

-со 02.08.1971 по 25.02.1974 – заведующей Выльгортской сельской библиотекой;

-с 25.02.1974 по 10.11.1991 – библиотекарем кабинета политического просвещения Удорского райкома КПСС;

-с 10.12.1991 по 25.05.1992 – инспектором Удорского районного отдела социального обеспечения;

-с 25.05.1992 по 01.03.1995 – специалистом II категории отдела пенсионного обеспечения населения Управления социальной защиты населения Удорского района;

-с 01.03.1995 по 01.06.1996 – ведущим специалистом по назначению пенсий Пенсионного отдела по Удорскому району;

-с 01.06.1996 по 09.11.1999 – ведущим специалистом по назначению пенсий Управления ПФР по Удорскому району;

-с 09.11.1999 по 05.09.2002 - ведущим специалистом по персонифицированному учету Управления ПФР по Удорскому району. Уволена 05.09.2002 по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по возрасту, т.е. по основаниям статьи 80 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

15.06.2001 истице назначена государственная пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по основаниям части 1 статьи 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Распоряжением Главы МО «Удорский район» от 03.07.2001 № 60-л/с в соответствии с Законом РК от 25.03.1996 № 12-рз «О государственной службе в Республике Коми» с 25.06.2001 ФИО1 установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, исходя из стажа государственной службы 20 лет 11 месяцев, в размере <данные изъяты> руб., т.е. 80 % месячного денежного содержания по должности специалиста первой категории отдела пенсионного обеспечения Управления социальной защиты населения района.

Согласно протоколу об определении стажа государственной службы для назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, утвержденному распоряжением Главы МО «Удорский район» от 03.07.2001 № 59-л/с, в стаж государственной службы ФИО1 (20 лет 11 месяцев 6 дней) были включены следующие периоды:

25.02.1974 – 10.11.1991 (17 лет 08 месяцев 15 дней) – работа библиотекарем кабинета политического просвещения Удорского райкома КПСС;

10.12.1991-25.05.1992 (5 месяцев 15 дней) – работа инспектором Удорского районного отдела социального обеспечения;

25.05.1992-01.03.1995 (2 года 9 месяцев 6 дней) – работа специалистом 1 категории Управления социальной защиты населения Удорского района.

С введением в действие Закона Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» вместо доплаты к трудовой пенсии по старости ФИО1 была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет, установленная для лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Коми.

Распоряжением Руководителя администрации МР «Удорский» от 27.03.2017 № 74-к «О прекращении выплат» в связи с выявлением необоснованного назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе с 01.04.2004 выплата указанной пенсии истице прекращена.

Согласно письму администрации МР «Удорский» от 27.03.2017 № 546/01-27 основанием принятого решения послужил вывод ответчика о том, что период работы истицы в должности библиотекаря кабинета политического просвещения Удорского райкома КПСС не может быть включен в стаж государственной службы. В связи с этим необходимый для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет стаж муниципальной (государственной) службы, который составляет 10 лет, у истицы не выработан.

В соответствии с положениями статьи 19 действовавшего ранее Закона Республики Коми от 25.03.1996 № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным служащим устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов месячного денежного содержания государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа государственной службы, но при этом сумма пенсии и доплаты не могли превышать 80 процентов его месячного денежного содержания.

Стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, определялся в соответствии со статьей 20 этого же Закона.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 25.03.1996 № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, денежного вознаграждения при выходе на пенсию и доплаты к пенсии, включал в себя, в том числе, время работы в органах Коммунистической партии до 23.08.1991.

При этом, под государственной службой Республики Коми понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми (часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.03.1996 № 12-РЗ).

Часть 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 25.03.1996 № 12-РЗ устанавливала понятие государственной должности, которой признавалась должность в государственных органах с определенным кругом обязанностей по осуществлению полномочий данного государственного органа, ответственностью за выполнение этих обязанностей и определенным денежным содержанием.

В силу части 6 статьи 2 этого же закона должности, включаемые в штатные расписания государственных органов и предназначенные, исходя из характера выполняемых работ, для хозяйственно - финансового и инженерно - технического обеспечения деятельности государственных органов, не относились к государственным должностям.

Указом Главы Республики Коми от 06.06.1996 № 161 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» было утверждено Положение о порядке определения стажа государственной службы, дающего право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, назначения и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, назначения, выплаты, перерасчета, приостановления и прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения стаж государственной службы, дающий право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, включал в себя, в том числе, время работы в органах Коммунистической партии до 23.08.1991.

Согласно пункту 3 Положения стаж государственной службы включал в себя время работы в должностях руководителей и специалистов в органах, перечисленных в пункте 2 настоящего Положения, за исключением работы по хозяйственному, инженерно – техническому обслуживанию.

Аналогичные нормы закреплены пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 03.04.2006 № 28-РЗ «О государственных гарантиях лицам, замещающим отдельные государственные должности Республики Коми».

27.12.2007 введен в действие Закон Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы Республики Коми», статья 11 которого в первоначальной редакции предусматривала, что исчисление стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности муниципального служащего, помимо указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», осуществляется в порядке, установленном для исчисления стажа государственным гражданским служащим.

Внесенными Законом РК от 04.05.2008 № 50-РЗ в Закон РК от 21.12.2007 № 133-РЗ изменениями введена статья 10 (1), согласно которой в действующей редакции право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми (далее - должность муниципальной службы), предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии перечисленных в этой норме закона условий, в том числе, необходимого минимального стажа муниципальной службы, определенного в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее –ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно из материалов дела, штатное расписание Удорского райкома КПСС на 1991 год содержит закрытый перечень из 8 единиц руководителей и специалистов этого органа Коммунистической партии.

Должность методиста – библиотекаря в указанном выше штатном расписании поименована как отдельная самостоятельная штатная единица в одном ряду с техническими работниками и обслуживающим персоналом. Основной оклад по должности методиста – библиотекаря соответствует должностному окладу технического секретаря и машинистки из состава технических работников.

Должностная инструкция, должностные (функциональные) обязанности библиотекаря кабинета политического просвещения Удорского райкома КПСС суду не представлены.

Вместе с тем, Единая номенклатура должностей служащих, утвержденная Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 09.09.1967 № 443, относила должность библиотекаря (код 5110) к специалистам, занятым медицинским обслуживанием, народным образованием, а также к работникам науки, искусства, культуры.

Согласно статье 24 действовавшего на территории СССР, Российской Федерации до 02.01.1995 Положения о библиотечном деле, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.03.1984 № 10926-Х, в обязанности библиотек входило: обеспечение читателям возможности пользоваться фондами; изучение и наиболее полное удовлетворение запросов читателей; содействие формированию у читателей потребностей в чтении в соответствии с задачами библиотек, принятие мер к широкому привлечению в библиотеки различных групп населения; совершенствование библиотечного, библиографического, справочно-информационного обслуживания и пропаганда книги.

В соответствии с кодом 20272 Общероссийского классификатора: Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды 1 86 016, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016 должность библиотекаря, отнесена к должностям служащих.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298, в обязанности базовой группы 2432 «Библиотекари, библиографы документоведы и специалисты родственных профессий» входили:

- комплектование, обслуживание и организация учета и хранения печатных материалов, научно-технической информации на различных носителях, управленческой документации;

- ведение работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотек в традиционном и автоматизированном режиме;

- разработка и внедрение технологических процессов работы с документами и документной информацией на основе использования организационной и вычислительной техники;

- участие в проектировании, эксплуатации и совершенствовании (в части информационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, а также новейших информационных технологий (в том числе безбумажных);

- проведение научных исследований, чтение лекций, участие в научно-практических семинарах и конференциях;

- разработка методических пособий в области библиографии, информатики, делопроизводства, проведение работ по унификации документов, разработка стандартов;

- участие в разработке и реализации программ развития библиотек и органов научно-технической информации, координации их деятельности;

- обслуживание пользователей библиотечных и других информационных фондов, подготовка для них обзоров, справок, документов, консультирование по вопросам наличия и поступлений интересующей их информации, правил пользования фондами;

- выполнение родственных по содержанию обязанностей.

Перечисленные выше обязанности библиотек и библиотекарей носили общий характер, распространялись в отношении всех сотрудников библиотек, независимо от их ведомственной принадлежности.

При таких обстоятельствах работа библиотекарем отдела кабинета политического просвещения не может быть признана профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий Удорского райкома КПСС, соответственно, не относится к государственной службе.

Доводы ФИО1 в обоснование заявленных требований не основаны на законе, противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам по делу, и не подтверждены доказательствами. Правовых оснований для включения периода работы истицы в указанной выше должности в стаж государственной службы Республики Коми не имеется.

При исключении спорного периода из стажа государственной службы истицы необходимый для назначения и выплаты муниципальной пенсии минимальный стаж муниципальной (государственной) службы у нее отсутствует, иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к администрации МР «Удорский» о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, установленной лицам, замещавшим должности муниципальной службы, обязании возобновить выплату указанной пенсии оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Судья - Д.А. Фищев

Мотивированное решение изготовлено 24.07.2017.