Дело 2- 204/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский Пермского края 23 мая 2017 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Таипова Э.Р.,
при секретаре Дильмухаметовой Х.Х.,
с участием истца - представителя Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>ФИО3,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> (далее Управление) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением и ФИО1 был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 6531 кв. м. из земель населенных пунктов в северо-восточной части д. Редькино для предпринимательской деятельности размещения пилорамы. Срок договора аренды 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ч.1 ст. 614 ГК РФ, п.п. 4.2.4,. 4.2. раздела 4 вышеуказанного договора, ответчик нарушил свою обязанность по внесению арендной платы, тем самым сформировалась задолженность по уплате арендных платежей в размере 75699 рублей 50 копеек.
Управлением в адрес ответчика направлялась претензия от ДД.ММ.ГГГГ№ с требованием об оплате задолженности по арендной плате, но требование об оплате задолженности ответчиком не исполнено.
Просят взыскать с ФИО1 задолженность по договору аренды земельного участка от 09 августа года № в размере 75699 рублей 50 копеек, а также исчисленные в соответствии с ч.1 ст. 330 ГК РФ, п.5.4 договора аренды пени в сумме 17017 рублей 40 копеек..
В судебном заседании истец – представитель Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>ФИО3 на требованиях настаивала, по существу изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении, дополнив, что на территории Октябрьского муниципального района <адрес> корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы не устанавливались, в адрес ФИО4 Управлением требования о расторжении договора аренды не направлялись. Расчет задолженности по договору аренды произведен за период с 2013 по 2016 год исходя из 4% кадастровой стоимости земельного участка.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с требованиями истца согласился, признав факт невнесения платежей за арендуемый земельный участок, в настоящее время земельный участок им не используется, документы о расторжении договора аренды находятся в регистрационной службе.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца в связи со следующим:
Согласно положениям ст.ст. 606, 614 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
По условиям договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района и ФИО1, Управлением был передан ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № площадью 6531 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся в северо-восточной части д. Редькино для предпринимательской деятельности размещения пилорамы, срок договора аренды установлен на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-8).
Указанный договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.23-24).
Согласно п.п.2.1,2.2 указанного выше договора, при подписании договора арендная плата за земельный участок установлена в сумме 3678,26 рублей за год с уплатой единовременным платежом для физических лиц не позднее 15 сентября текущего года; предусмотрено, что размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей, изменения размера нормативной цены земли на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а так же при изменении вида деятельности Арендатора (в рамках разрешенного использования) и в других случаях, предусмотренных нормативно- правовыми актами РФ, <адрес>, органов местного самоуправления.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет: на ДД.ММ.ГГГГ - 317406 рублей 60 копеек; на ДД.ММ.ГГГГ - 525027 рублей 09 копеек; на ДД.ММ.ГГГГ - 525027 рублей 09 копеек, на ДД.ММ.ГГГГ - 525027 рублей 09 копеек (л.д. 13-16,).
Истцом представлен расчет арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером №, согласно которому за период 2013-2016 годы ФИО1 подлежит уплате 75699 рублей 50 копеек, при этом расчет арендной платы произведен в размере 4% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пп.9 п.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК (л.д. 17-21).
На сумму задолженности истцом начислены пени в соответствии с п. 5.4 договора аренды в размере 17017 рублей 40 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района в адрес ФИО1 была направлена претензия о необходимости погашения задолженности по арендным платежам в сумме 75699 рублей 50 копеек (л.д.10,11).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в адрес истца был направлен ответ на претензию, согласно которой ответчик не имеет возможности оплатить указанную сумму ввиду ежемесячного дохода в сумме 7600 рублей (л.д. 12).
Из представленных документов судом установлено, что между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 6531 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся в северо-восточной части д. <данные изъяты> для предпринимательской деятельности на срок 49 лет с установлением арендной платы в сумме 3678 руб. 26 коп., подлежащей оплате не позднее 15 сентября текущего года, при этом п.2.2 договора установлено, что размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей.
Проверяя обоснованность представленного истцом расчета взыскиваемой с ФИО1 арендной платы, суд не может согласиться с правильностью его исчисления в связи со следующим:
Частью 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлены ставки арендной платы применительно к видам земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (в редакции Закона, действующей в период возникновения спорных правоотношений сторон в 2013 и 2014 годах) представительные органы местного самоуправления в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 Закона, устанавливают корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы, учитывающие территориальные особенности условий хозяйствования. Размер арендной платы не может превышать размеров (предельных размеров) арендной платы, установленных федеральным законодательством. Размер арендной платы, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка с учетом ставки арендной платы и корректирующего коэффициента, не может превышать уровня размера арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период. До установления представительными органами местного самоуправления корректирующих коэффициентов размер арендной платы в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливается в соответствии с частью 1 статьи 1 настоящего Закона.
С 01 января 2015 года часть 3 статьи 1 вышеназванного Закона Пермского края действует в новой редакции Закона Пермского края от 02.03.2015 N 445-ПК, согласно которой представительные органы местного самоуправления в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливают корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы (далее - корректирующие коэффициенты), учитывающие территориальные особенности условий хозяйствования; корректирующие коэффициенты могут быть повышающими и понижающими ставку арендной платы; размер арендной платы не может превышать размеров (предельных размеров) арендной платы, установленных федеральным законодательством; корректирующие коэффициенты, повышающие ставку арендной платы, не могут превышать размер инфляции в регионе, установленный в утвержденных губернатором Пермского края условиях для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, до 01 января 2015 года законом Пермского края № 604-ПК было установлено ограничение размера арендной платы по сравнению с предыдущим годом на уровень инфляции, установленной прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период и корректирующий коэффициент, а после указанной даты ограничение по размеру арендной платы к уровню предыдущего года не предусмотрено.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.12.2011 года N 417-ФЗ, действующей в юридически значимый период, Правительством Российской Федерации могут быть установлены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Во исполнение требований ст.ст. 22,65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из содержания части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК следует, что установление соответствующих корректирующих коэффициентов является обязанностью органов местного самоуправления.
Поскольку на территории Пермского края имеются территории, для которых такие коэффициенты установлены, с учетом принципа равенства землепользователей и недопущения предпочтения одних перед другими, положения части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (в редакции от 27 ноября 2012 года), предусматривающие ограничения размера арендной платы, должны применяться ко всем арендаторам независимо от наличия (отсутствия) соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего корректирующий коэффициент при расчете арендной платы.
Таким образом, в период с 2010 года по 01 января 2015 года при расчете арендной платы ее рост не мог превышать размера арендной платы за предыдущий год с учетом уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно "Сценарным условиям формирования вариантов развития и основных показателей уточненного прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2017 года", утвержденных Губернатором Пермского края 01 августа 2014 года, инфляция в регионе по прогнозу на 2013 год составила 107,4%, на 2014 год - 106,9%, на 2015 год – 106, 9%, на 2016 года – 106, 9 %.
На территории <данные изъяты> муниципального района <адрес> корректирующие коэффициенты при расчете арендной платы представительным органом не устанавливались, что не оспаривается представителем истца, доказательств обратного суду не представлено.
В течение 2010-2012 годов арендная плата по договору, заключенному с ФИО1 составляла 3678 рублей 26 копеек в год (л.д.5-7,9).
Как указано выше, не установление органами местного самоуправления корректирующих коэффициентов не свидетельствует о том, что арендная плата должна превышать предельный размер платы в 2013-2014 годах, поэтому размер арендной платы в составил: в 2013 году – 3950 рублей 45 копеек (3678 руб. 26 коп. х 107,4%); в 2014 году – 4223 рубля 03 копейки (3950 рублей 45 копеек х 106,9%).
Поскольку ограничение размера арендной платы по сравнению с предыдущим годом на уровень инфляции исключено из Закона Пермского края от 07 апреля 2010 года № 604-ПК Законом Пермского края от 02 марта 2015 года №445-ПК, действие которого в силу статьи 2 распространяется на правоотношения с 01 января 2015 года, расчет, представленный истцом о размере арендной платы за земельный участок в 2015 году исходя из 4% кадастровой стоимости является верным.
Так, в силу ч.1 ст. 1 Закона Пермского края от 07 апреля 2010 года, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, настоящим Законом, размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным 4 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №297 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ составляет 525027 рублей 09 копеек (л.д.15).
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию задолженность по арендной плате в размере 50175 рублей 64 копейки, при следующем расчете: за 2015-2016 годы размер арендной платы составляет 42002 руб. 16 коп., из расчета 21001 руб. 08 коп. (525027,09 х 4%) * 2, а за период с 2013 по 2014 годы с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию 8173 рублей 48 копеек (3950 руб. 45 коп + 4223 руб. 03 коп.).
На указанную сумму в соответствии с п.5.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ подлежат начислению пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка России от просроченной суммы за каждый день просрочки, которая составляет 12126 руб. 99 коп. (2013 год = 3950,45 х 365 дней х 8,25% х 1/300; 2014 год = 8173,48 х 365 дней х 8,25% х 1/300; 2015 год = 29174,56 х 365 дней Х 8,25% х 1/300; за 2016 год применяется ключевая ставка Банка России в соответствующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10,5%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9,75%; то есть 50175,64 х количество дней просрочки х ключевую ставку х 1/300), которая составляет 12126,99 рублей и которая также подлежит взысканию с ФИО1 в пользу истца.
В силу ст. 98 ГПК РФ суд стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ФИО1 в доход <данные изъяты> муниципального района <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2069 руб. 07 коп. (62302 руб. 63 коп. (800 рублей +3 процента суммы, превышающей 20000 рублей)).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> задолженность по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 50175 рублей 64 копейки, а также пени в сумме 12126 рублей 99 копеек, всего 62302 рублей 63 копейки, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход <данные изъяты> муниципального района <адрес> государственную пошлину в сумме 2069 рублей 07 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, начиная с 29 мая 2017 года.
Председательствующий: Э.Р. Таипов