РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Похвистнево Самарской области об обеспечении жилым помещением, указав, что ФИО1 имевшая добрачную фамилию ФИО9 является лицом из числа детей - сирот.
Родителями истца являются ФИО3 (отец) и ФИО4 (мать), что подтверждается свидетельством о рождении серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отец умер ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент истцу было 14 лет.
Мама умерла ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу было 15 лет.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении истца было установлено попечительство, попечителем назначена ФИО15.
В собственности жилья либо в пользовании по договору социального найма истец не имеет.
В целях реализации своего права на жилье ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано соответствующее заявление с необходимым пакетом документов в Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области.
Решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в постановке на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по городскому округу Похвистнево Самарской области в связи с достижением 23 летнего возраста.
Однако, истце считает, что факт достижения 23-летнего возраста в данном случае не имеет правового значения. То, что истец своевременно не поставлена на учет в качестве нуждающиеся в жилых помещениях до достижения 23-летнего возраста без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в постановке ФИО1 на учет. Необходимо принимать во внимание причины, в силу которых ФИО1 своевременно не была поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истец указывает что Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями заявлений о включении указанных детей в список.
В случае неподачи законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный настоящей статьей срок заявления о включении указанных детей в список орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан в течение 60 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц в список (сбор, подготовка и подача документов).
Органы опеки и попечительства обеспечивают размещение информации об условиях обеспечения жилыми помещениями в учреждениях, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Соответствующие органы и организации не информировали истца об имеющемся у нее права на обеспечение жильем и порядке его предоставления, действий, направленных на постановку истца на учет не предпринимали, что свидетельствует о том, что свои обязанности они не выполнили и права истца, как гражданина, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, не защитили. Наоборот, в ходе обращений истца в ДД.ММ.ГГГГ в центр Семья, а в ДД.ММ.ГГГГ в юридический отдел Администрации городского округа Похвистнево, ей разъясняли что она должна придти вставать на учет как закончит учиться и что достижение возраста 23 лет не будет помехой для включения в список, тем самым ввели истца в заблуждение.
Таким образом, невыполнение органом опеки и попечительства непосредственных обязанностей по реализации мной права на обеспечение жилым помещением, как того требует названный федеральный закон, нельзя расценивать как основание для освобождения государства от обязанности, предусмотренной упомянутым материальным законом.
В связи с этим, истец считает, что не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить ее на такой учет.
Истец просила суд признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лица из числа детей - сирот. Обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области предоставить ФИО1, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления общей площади жилого помещения.
Истец ФИО1, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Похвистнево Самарской области ФИО2, действующий на основании доверенности не имел возражений против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв согласно которого просил суд рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, дополнительно указав, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., впервые с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обратился, после наступления 23 летнего возраста. Таким образом по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Управление семьи, опеки и попечительства городского округа Похвистнево Самарской области» ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается что, ФИО1, имевшая добрачную фамилию <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о заключении брака № является лицом из числа детей - сирот, поскольку родители истца умерли: ФИО3 (отец) умер ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 (мать) умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении серия № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации своего права на жилье ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано соответствующее заявление с необходимым пакетом документов в Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области.
Решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в постановке на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по городскому округу Похвистнево Самарской области в связи с достижением 23 летнего возраста.
Судом установлено, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете в отделе семьи, материнства и детства Управления социального развития Администрации городского округа Похвистнево, как ребенок-сирота, в связи с тем, что родители: ФИО4 и ФИО3 умерли (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно).
В соответствии с постановлением Главы городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО9 воспитывалась под попечительством ФИО15, проживающей по адресу: <адрес>, где за ней было закреплено право проживания.
ФИО9 в ДД.ММ.ГГГГ поступила на обучение в Самарский государственный технический университет, ДД.ММ.ГГГГ году достигла совершеннолетия.
В соответствии с действующим на тот момент Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществлялся уполномоченным органом по месту жительства по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из показаний представителя органа опеки и попечительства Администрации городского округа Похвистнево и свидетеля Свидетель №2 установлено, что при обращении ФИО9 в отдел семьи, материнства и детства, ей было разъяснено, что после окончания учебного заведения ей необходимо обратиться в юридический отдел Администрации городского округа Похвистнево, осуществляющий учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
По заявлению ФИО8 (брата ФИО9) от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ, № «О внесении изменений в постановление Главы городского округа Похвистнево от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении попечительства над ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.» было снято обременение в виде закрепленного права проживания ФИО9 и ФИО8 в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, в настоящее время ФИО9 не имеет собственного и закрепленного жилья.
Доводы истца подтверждаются показаниями свидетелей.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Свидетель №2, ФИО8, ФИО14, ФИО15 суду подтвердили, что истец ФИО1 неоднократно обращалась в Администрацию городского округа Похвистнево с вопросом обеспечения жилья. Устно получала отказы с разъяснением обратиться позже, после окончания учебного заведения.
Факты обращения истицы в орган опеки и попечительства Администрации городского округа Похвистнево с вопросом постановки на учет в качестве нуждающейся до достижения 23 летнего возраста подтвердились и проведенной Похвистневской межрайонной прокуратурой проверкой, по результатам которой в адрес Администрации городского округа Похвистнево вынесено Представление.
Часть 2 статьи 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.9 ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» с 1 января 2013 г. право на обеспечение жилыми помещениями распространяется на тех лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При этом в Федеральном законе РФ №15-ФЗ от 29.02.2012 г.. который и ввел в силу новую редакцию ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», говорится, что новая редакция распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 1 января 2013 года.
Таким образом, не имеют правового значения для разрешения данного спора, обстоятельства достижения лицом указанной выше категории 23-летнего возраста.
Истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилых помещениях.
Таким образом, суд признает причины пропуска ФИО1 срока обращения за постановкой на учет уважительными, вызванными ненадлежащим исполнением органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по даче разъяснений относительно порядка обеспечения жильем, и приходит к выводу, что решение об отказе в принятии истцом на учет не соответствует требованиям закона, поскольку истец не реализовал установленное в отношении него право на обеспечение жилым помещение, поскольку в соответствии с п. 1.4, п. 1.2 Порядка обеспечения жилыми помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№, учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (уполномоченным органом). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется уполномоченным органом по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в то числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).
Учитывая, что ФИО1 право на обеспечение жилым помещением приобрела, своевременно не была поставлен на учет нуждающихся по уважительным причинам, в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав несовершеннолетнего органами опеки и попечительства, до настоящего времени органы местного самоуправления не обеспечили истца соответствующим жильем, т.е. право на обеспечение жилым помещением, истцом реализовано не было, в связи с чем суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Похвистнево Самарской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать право ФИО1 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по городскому округу Похвистнево отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке через Похвистневский районный суд в месячный срок с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16 апреля 2018 года.
Судья М.Л. Гурджиева