Дело № 2-204/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Новоегорьевское 15 июля 2019 года
Егорьевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафрайдер Е.В.
при секретаре Бабкуновой Е.Г.
с участием истца ФИО3
ее представителя ФИО4,
представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным и возложении обязанности назначить ежемесячную выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и возложении обязанности назначить указанную выплату. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь ФИО1, в связи с чем, возникло право на получение ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка, для реализации которого ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением и предоставлением всех требуемых документов. Однако решением начальника КГКУ «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной выплаты ей отказано причине отсутствия документального подтверждения постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
С указанным решением истец не согласна, поскольку в представленных документах имеется свидетельство о ее регистрации по месту пребывания на территории Егорьевского района, что подтверждает ее место жительство на территории Российской Федерации. Кроме того полагает, что наличие временной регистрации по месту пребывания не может ограничивать ее права. В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ начальника КГКУ УСЗН по Егорьевскому району от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1, возложить на ответчика обязанность назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.
Истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что родилась в <адрес>. Так как мать была лишена родительских прав, она проживала в школе-интернате <адрес> и была там зарегистрирована по месту пребывания. После окончания школы стала учиться в Егорьевском лицее, на время обучения ее зарегистрировали по месту пребывания по адресу общежития образовательного учреждения в <адрес>. Сейчас зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>, фактически проживает совместно с дочерью по адресу: <адрес>. Она является гражданкой Российской Федерации и всю свою жизнь проживает на территории Российской Федерации. Поскольку собственного жилья у нее нет и стоит в очереди на получения жилья, она не имеет возможности оформить постоянную регистрацию по месту жительства. Дочь ФИО1 постоянно зарегистрирована по месту жительства своего отца по адресу: <адрес>. Полагает, что имеет право на получение ежемесячной выплаты, просит удовлетворить ее требования.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что поскольку истец родилась на территории Российской Федерации и продолжает на ней же проживать, то факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации очевиден. Истец не может оформить постоянную регистрацию по месту жительства, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья она не имеет, стоит в очереди на его получение. Полагает, что наличие регистрации по месту пребывания не может умалять права заявительницы и ее ребенка, который имеет постоянную регистрацию на территории района, на получение ежемесячной выплаты.
Представитель Управления социальной защиты населения по Егорьевскому районуЕничева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления. Пояснила, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения Егорьевского района» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, в назначении указанной выплаты ей отказано. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» право на ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка имеют женщины, родившие ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Полагает, что сведения о месте жительства содержаться в документе, удостоверяющем личность. Вместе с тем, ФИО3 при обращении представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ№, а также паспорт, не содержащий сведений о постоянном месте жительства на территории РФ. Поскольку у ФИО3 на момент обращения не был подтвержден факт постоянного проживания на территории РФ, что в силу ст. 1 Федерального закона является одним из обязательных условий реализации права на получение рассматриваемой меры социальной поддержки, ей отказано в назначении ежемесячной выплаты.
Представитель Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, поскольку в соответствии с п.п. «е» п. 28 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по на назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновление) первого ребенка, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.02.2019 № 55н, основанием для отказа в предоставлении указанной денежной выплаты является отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление. Так как ФИО3 не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, в назначении выплаты ей отказано.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело при указанной явке.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в редакции от 27.12.2018, действовавшей на день обращения с заявлением) (далее по тексту Федеральный закон № 418-ФЗ) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ).
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (ч. 6 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н (в редакции от 29.12.2017, действовавшей на день обращения с заявлением) утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее по тексту - Порядок). Этим же приказом утвержден Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка.
В соответствии с п. 2 Порядка обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Согласно п. 10 Порядка в соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В заявлении о назначении выплат, в том числе указываются сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность) (п.п. «ж» п. 6 Порядка). При этом в силу п. 9 Порядка заявление о назначении выплат подается с предъявлением документов, удостоверяющих личность, подтверждающих место жительства заявителя.
Приказом Минтруда России от 04.02.2019 № 55н утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее по тексту Административный регламент).
Пунктом 20 Административного регламента установлено, что при обращении заявителя за получением государственной услуги в уполномоченный орган или многофункциональный центр представляются: заявление, заполненное в соответствии с п. 6 Порядка; документы, удостоверяющие личность. К заявлению, кроме документов, указанных в п. 20 Административного регламента, должны быть приложены документы (сведения), указанные в подпунктах «в» и «г» (для случает рождения ребенка за пределами Российской Федерации) пункта 1, подпунктах «а» (справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи) и «г» (справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений) пункта 5 и пункте 7 (документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета).
Запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (п. 25 Административного регламента).
Пунктом 28 Административно регламента закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым отнесены:
а) нахождение ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у заявителя возникло право на получение ежемесячной выплаты, на полном государственном обеспечении;
б) лишение заявителя родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у заявителя возникло право на получение ежемесячной выплаты;
в) превышение размера среднедушевого дохода семьи 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10. 1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты;
г) рождение ребенка (родного, усыновленного), в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление, до 1 января 2018 г.;
д) отсутствие гражданства Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление;
е) отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в КГКУ «Управление Социальной защиты населения по Егорьевскому району» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Согласно уведомлению КГКУ «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи рождением первого ребенка в связи с тем, что на дату рождения ребенка и на дату обращения за предоставлением ежемесячной выплаты у ФИО3 отсутствует документально подтвержденное место жительство на территории Российской Федерации. В этом же ответе Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району указывает, что Федеральным законом № 418-ФЗ и Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н закреплено право на ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка за женщинами, родившими (усыновившими) ребенка, являющимися гражданами Российской Федерации, постоянно зарегистрированными и проживающими на территории Российской Федерации.
Из свидетельства о рождении следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, ее родителями значатся: отец - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать - ФИО3.
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи истцом документов для установления ежемесячной выплаты в связи рождением первого ребенка у ФИО3 не имелось постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Однако согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, справке, выданной КГПОУ «Егорьевский лицей профессионального образования» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на момент подачи документов для установления ежемесячной выплаты в связи рождением первого ребенка была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии КГПОУ «Егорьевский лицей профессионального образования по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на период обучения истца по очной форме по основной образовательной программе профессиональной подготовки «Швея», что подтверждает ее место жительства на территории Егорьевского района Алтайского края Российской Федерации.
Также суд учитывает, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является гражданкой Российской Федерации.
В соответствии с путевкой главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 10.09.2012 № на основании приказа образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ зачислена в состав воспитанников Маралихинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VII вида (<адрес>) и была зарегистрирована по месту пребывания по адресу образовательного учреждения (свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.)
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на период обучения ФИО3 по очной форме обучения, зарегистрирована по месту пребывания в общежитии КГПОУ «Егорьевский лицей профессионального образования по адресу: <адрес>.
В настоящее время согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № ФИО3 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 внесена в единый краевой список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлено, что ФИО3 с момента рождения по настоящее время постоянно проживает на территории Российской Федерации, на момент обращения с заявлением к ответчику проживала и проживает в настоящее время на территории Егорьевского района Алтайского края Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно положениям ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации»).
Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Рассматривая настоящий спор, возникший в связи с отказом в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, суд проверяет обоснованность решения об отказе КГКУ «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» в назначении гражданину ежемесячной выплаты и выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой выплаты.
Поэтому, установив в судебном заседании, что ФИО3, являясь гражданкой Российской Федерации и постоянно проживая на территории Российской Федерации, обратившись в установленном законодательством порядке в уполномоченный орган с заявлением и предоставлением всех требуемых документов, подтверждающих соблюдение условий предусмотренных Федеральным законом № 418-ФЗ и Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н, суд приходит к выводу, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 имела право на назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1, в связи с чем, отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» от ДД.ММ.ГГГГ, основанный на неверном толковании норм материального права, нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п. 5 Порядка заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).
Учитывая, что ФИО3 обратилась в Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течении шестимесячного срока со дня рождения ребенка, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, должна быть ей назначена со дня рождения ребенка, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, требования подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным отказ начальника Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес>.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по <адрес>» назначить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Егорьевскому району» в пользуФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Егорьевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18.07.2019.
Судья Е.В. Сафрайдер
Верно
Судья Е.В. Сафрайдер