Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Спасск-Рязанский 22 мая 2019 года
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Барковой Н.М.
при секретаре Сошниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту и интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Рязанская молочная компания» о возложении обязанности по разработке и согласованию проекта эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод,
У С Т А Н О В И Л:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту и интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Рязанская молочная компания» о возложении обязанностей по разработке и согласованию проекта эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод, мотивируя свои требования тем, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой по поступившей из управления Росприроднадзора по Рязанской области информации о допускаемых ООО «Рязанская молочная компания» нарушениях требований законодательства в сфере недропользования проведена проверка.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 1.2 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно подпунктам 1, 5.1 Положения «О Департаменте по недропользованию по Центральному Федеральному округу», утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 21.05.2007 № 569, Департамент по недропользованию по ЦФО является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования на территории Центрального федерального округа. Департамент осуществляет полномочия собственника в отношении указанного федерального имущества.
В соответствии со статьями 11, 35 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Таким образом, подземные пресные воды являются недрами и распоряжение данными природными ресурсами регулируется законодательством о недропользовании и только лишь при исполнении требований вышеназванного федерального законодательства возможно обеспечить защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредствам управления, лицензирования, учета и контроля.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ «О недрах», в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В соответствии с положениями статьи 23.2 Закона РФ «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем, добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной - документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр,устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и инойпроектнойдокументации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно указанному Положению подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах. Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации (при наличии печати) и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.
Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентствомпонедропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Организационное обеспечение деятельности комиссиивозлагаетсянаФедеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.
Приказом Департамента по недропользованию по ЦФО от 01.02.2013 № 28 (в ред. приказа от 09.11.2015 № 294) утвержден состав и положение о комиссии Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу по согласованиютехнических проектовразработки месторожденийобщераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона РФ «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Рязанская молочная компания» (далее по тексту - ООО «РМК») зарегистрировано по адресу: <адрес> ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 622001001. В соответствии с Уставом предметом деятельности предприятия является переработка молока и производство сыра, цельномолочной продукции.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу в отношении ООО «РМК» сроком до ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия № на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно питьевого и технологического обеспечения водой предприятия и хозяйственнопитьевого водоснабжения населения.
Участок недр расположен в с. Ижевское Спасского района Рязанской области и представляет собой одиночный водозабор, состоящий из двух рабочих артезианских скважин № глубиной 130,0-132,0 м, пробуренных на подольско-мячковский водоносный горизонт.
Указанные артезианские скважины на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№, находятся в собственности у ООО «РМК».
В силу пунктов 3.1, 14.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением № к лицензии №, лицензия на право пользования недрами считается действующей со дняеегосударственной регистрации. Недропользовательобязан обеспечить соблюдениеутвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения.
Согласно информации Отдела геологии и лицензирования по Тульской, Калужской и Рязанской областям от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «РМК» проведены работы по оценке эксплуатационных запасов добываемых подземных вод, разведенный ООО «РМК» участок называется Ижевским месторождением.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «РМК» длительное время допускаются нарушения требований природоохранного законодательства в сфере недропользования.
Так, управлением Росприроднадзора по Рязанской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «РМК», о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№. В ходе проверки управлением выявлены нарушения требований законодательства в сфере недропользования - у ООО «РМК» в нарушение требований статей 22, 23.2 Закона РФ «О недрах» отсутствует разработанный и согласованный в установленном законодательством порядке проект эксплуатации месторождения подземных вод.
По результатам проведенной проверки управлением Росприроднадзора по Рязанской области ООО «РМК» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ с требованием о разработке и согласовании проекта эксплуатации месторождения подземных вод со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью проверки исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ управлением Росприроднадзора по Рязанской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в отношении ООО «РМК», о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№. По результатам проведенной проверки управлением установлено, что указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения требований природоохранного законодательства ООО «РМК» не устранены - у предприятия отсутствует разработанный и согласованный в установленном законодательством порядке проект эксплуатации месторождения подземных вод.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Рязанской области ООО «РМК» вновь выдано предписание № с требованием о разработке и согласовании проекта эксплуатации месторождения подземных вод со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ года управлением Росприроднадзора по Рязанской области в отношении ООО «РМК» проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№. Проведенной проверкой установлено, что у ООО «РМК» отсутствует разработанный и согласованный в установленном законодательством порядке проект эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод.
Таким образом, ООО «РМК» длительное время допускаются нарушения требований законодательства в сфере недропользования при осуществлении пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод.
Незаконные действия ответчика нарушают права Российской Федерации, как собственника подземных водных объектов, а также права неопределенного круга лиц, так как ответчиком не обеспечивается предусмотренное статьей 23 Закона РФ «О недрах» рациональное использование недр основанное, в том числе, на обеспечении полноты геологического изучения, рациональном комплексном использовании и охраны недр, на проведении государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых.
Нерациональное использование такого важнейшего для жизни людей природного ископаемого, как питьевой воды, которое является не возобновляемым природным ресурсов, может привести к его исчезновению на отдельных участках.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Следовательно, присуждение к исполнению обязанности ООО «РМК» по разработке и согласованию на комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов Департамента по недропользованию по ЦФО проекта эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод, является способом восстановления нарушенных прав Российской Федерации, как собственника подземных пресных вод и неопределенного круга лиц.
На основании изложенного Рязанский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ООО «Рязанская молочная компания» разработать и согласовать на комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов Департамента по недропользованию по ЦФО проект эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод. Указанные мероприятия выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании заместитель Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил суд данные требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Рязанская молочная компания» - генеральный директор в судебное заседание не явился. Генеральный директор ООО «РМК» ФИО1 обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика и признании заявленных исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска известны.
Представители третьих лиц Управления Росприродонадзора по Рязанской области и Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу, будучи извещенными о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просил, возражений относительно заявленных требований не представили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, учитывая, что ответчик признает иск в полном объеме, признание иска не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска и считает требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос об установлении срока для разработки и согласования проекта эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения данных мероприятий, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить ответчику срок для исполнения указанных в решении суда действий до ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Рязанская молочная компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года разработать и согласовать на комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу проект эксплуатации Ижевского месторождения подземных вод.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Спасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М. Баркова