№№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 9 января 2013 года.
Судья Майкопского городского суда, Республики Адыгея, Нехай Р.М.
С участием истца Гуринович <данные изъяты>
Представителя военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности Быканова С.Д.
При секретаре судебного заседания Охтовой З.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуринович <данные изъяты> к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недоначисленной суммы пенсииУ С Т А Н О В И Л:
Гуринович В.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании суммы по пенсии. В обоснование своего иска указал, что был уволен из Вооруженных Сил с должности инженера – испытателя лаборатории систем обработки информации <данные изъяты> 15 отдела <данные изъяты> в <данные изъяты> в 1980 году при выслуге более 27 лет. Исчисление пенсии производилось с 28.08.1980 г. из должностного оклада 160 руб. на основании Закона СССР от 12.10. 1967г. «О всеобщей воинской обязанности». Должностной окла<адрес> рублей равен по своим размерам «типовой» должности старшего офицера в управлении общевойсковой армии. По 28.02.1995 г. пенсию получал в соответствии с законодательством Украины, где он проживал до 01.03.1995 года. Работниками Военного комиссариата РА исчисление пенсии производилось 01.03.1995г. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002г. № устанавливаются новые размеры окладов по «типовым»должностям с 01.01.1993 г.,с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады и по остальным должностям. При предоставлении пенсии из новых размеров с 01.07.2002г. ему установили должностной оклад по тарифному разряду суммой сетки офицеров и прапорщиков также введенной с указанной даты. Располагая справкой с войсковой части <данные изъяты> последнего места прохождения службы, о размерах должностного оклада «инженера – испытателя» на 01.01.1990г. в размере 220 рублей, соответствующего с 01.<данные изъяты> оклада по 17 тарифному разряду, сославшись на список 0007 Главного Финансово – экономического управления МО РФ. Считает, что данное исчисление произошло по вине работников Военного комиссариата РА так как при составлении списка была намерено допущена ошибка: в графе в (оклад и тарифный разряд из которого исчислялась пенсия до 04.07.2002г., проставлено 841 рублей, что соответствовало среднему значению 10 тарифного разряда и 9 тарифный разряд (без указаний каких либо его значений) противоречит постановлению правительства РФ № отменившему значения должностных окладов существовавших с 01.01.1990г. Считает, что поскольку нарушение его прав произошло по вине работников Военного комиссариата РА, то применительно ч.2 ст.58 Закона РФ от 12.02.1993г. № задолженность по пенсии подлежит возмещению. За период с 1.03.1995г. по 01.01.2013г. 21000 рублей 4477х1.065 – 4768 рублей 18000 4166х1.065=4437 рублей 17000 рублей 4063х1.065=4327 рублей:
- недополучено пенсии с 01.03.1995г. по 01.07.2002г. 88 месяцев 21000 – 18000=3000 рублей, 4768 рублей - 4437 рублей=331 рубль, пенсии (331 руб. + 331 руб. х 0,7) х 0,75 = 422,025 руб., 422,025руб. х 88 = 37138,2 руб.;
- недополучено пенсии с 01.07.2002г. по 01.10.2003г. 15 месяцев пенсии(331 руб. + 331 руб. х 0,7) х 0,75 = 422,025 руб., 422,025руб. х 15 = 6330,375 руб.;
- недополучено пенсии с 01.10.2003г. по 01.01.2012г. 99 месяцев 21000 – 17000=4000 рублей, 4768 рублей - 4327 рублей=441 рубль, пенсии (441 руб. +441 руб. х 0,7) х 0,75 = 562, 275 руб., 562, 275 руб. х 99 = 53665,225 рублей;
- недополучено пенсии с 01.01.2012г. по 01.01.2013г. 12 месяцев 21000 руб. 25500 руб. 18000 руб. 24000 руб. 17000 руб. 23500 руб., 21000 – 17000=4000 рублей, 25500 руб. - 23500 руб. = 2000 руб., пенсии ( 2000 руб. + 2000 руб. х 0,4) х 0,75 = 1134 руб. в месяц, 1134 руб. х 12=13608 руб., 37138,2 руб. + 6330,375 руб. + 55665,225 руб +13608 руб. = 112741,8 рублей за счет должностного оклада 21000 рублей.
Считает, что поскольку он был уволен с военной службы до проведения организационно – штатных мероприятий, на новую должность не назначался, для пересмотра ему пенсии из оклада по этой должности оснований не имеется (нижняя вилка 155 рублей).
Считает, что недополучено пенсии за счет коэффициента 1,25 с 01.03.1995г. по 01.01.2012 года 88 мес. + 15 мес. + 99 мес. = 202 мес. 4768 рублей х 0,25 = 1192 руб. пенсии 1192 х 0,75 = 894 рублей, 894 руб. х 202 = 180588 рублей, недополучено пенсии за счет коэффициента 1,25 с 01.01.2012г. по 01.01.2013 года 12 мес. 25500 х 0,25 = 6375 руб. пенсии 6375 руб. х 0,54 х 0,75 = 2581,875 руб. 2581,875 руб. х 12 = 30982,5 руб. и того 180588 руб. + 30982,5 руб. =211570,5 рублей.
Просит суд:
- взыскать с Военного Комиссариата РА в его пользу недополученную за период с 01.03.1995г. по 01.01.2013 года сумму пенсии в размере 112741,8 рублей за счет должностного оклада 21000 рублей и недоначисленную за период с 01.03.1995 г. по 1.01.2013 г. сумму пенсии в размере 211570,5 рублей за счет коэффициента должностного оклада 1,25;
- обязать Военный комиссариат РА производить расчет его пенсии с 01.01.2013 г. из должностного оклада по 21тарифному разряду с коэффициентом должностного оклада 1,25.
20.12.2012г. от ответчика Военного комиссариата РА поступило возражение на исковое заявление Гуринович В.М. в котором указано, что истец был уволен из ВС СССР 27 августа 1980 года и ему была назначена пенсия по выслуге лет с 28 августа 1980 года. Далее истец получал пенсию в Украине. Пенсия истцу по линии МО РФ назначена с 01.03.1995 года после его переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Должностной оклад по последней штатной должности на день увольнения, который учитывался для исчисления пенсии на основании записи в расчетной книжке составлял 160 руб. По имеющейся в личном деле справке, должностной оклад по занимаемой должности истца на 01.02.1992 года составлял 2450 руб. Данный должностной оклад и брался за основу при назначении пенсии по законодательству РФ. После установления с 1 января 1993 года размеров должностных окладов по типовым должностям военнослужащих, они в последствии только индексировались до 30 июня 2002г. Таким образом, при назначении пенсии истцу с 1 марта 1995 года было необходимо определить его должностной оклад по состоянию на 1 января 1993 года и привести его на день назначения пенсии с учетом всех индексов повышения за период с 1 января 1993 года по день назначения пенсии. Поскольку у истца имелись в личном деле сведения о размере должностного оклада по занимаемой должности на 01.02.1992 года, который составлял 2450 руб., то в соответствие с приложением № к приказу МО РФ № года данному размеру должностного оклада по состоянию на 1 января 1993 года должностной оклад соответствовал 19000 руб. и 9 тарифному разряду. Для пересчета пенсий в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий и по нормам нового Закона, были разработаны специальные Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ, которые предусматривали порядок перерасчета пенсии в связи с переходом с 1 февраля 1993 года на новый пенсионный Закон РФ № от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих.. .и их семей», (далее по тексту Указания). Данные Указания разработаны на основании схем окладов, установленных с 1 января 1993 года, приведенные в приказе МО РФ № года. Кроме того, для автоматизации пересчета пенсий для пенсионеров, были введены так называемые машинные коды должностей, состоящие из 4 циф<адрес> две цифры обозначали, тарифный разряд, а две последующие, от 01 до 10, «шаг тарифного разряда». Установление кода необходимо было для удобства перерасчета пенсии в будущем, но само по себе не означало присвоение пенсионеру тарифного разряда, поскольку законодательно тарифные разряды на тот период времени не утверждались. Код должности устанавливался Приложением № к Указаниям, в соответствие с которым должностному окладу в 19000 руб. устанавливался код должности 0910. С 01.03.1995 года истцу был установлен должностной оклад, равный 172860 руб., для кода должности 0910 и соответствовавшему на 1 января 1993 года 19000 руб. Указом Президента Российской Федерации № от 01.06.2002г. «О денежном довольствии военнослужащих», Постановлением Правительства Российской Федерации № от 26.06.2002г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, соответствие которых утверждается Президентом РФ, а размеры определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны РФ. Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются Министром обороны РФ применительно к окладам по типовым воинским должностям. В соответствие с данным Постановлением был издан приказ Минобороны РФ от 28 июня 2002 года №, в котором устанавливались размеры должностных окладов по ряду воинских должностей. Должность истца в данном приказе не указана. Порядок проведения тарификации штатно-должностных окладов военнослужащими и военным пенсионерам определен директивой Министра обороны РФ от 28 декабря 2002 года № и возложен на организационно-штатное и тарификационное направление Главного финансово-экономического управления. Ввиду неоднократных обращений истца, в 2003 году военный комиссариат Республики Адыгея направил список № для тарификации «нетиповой» должности истца в Главное финансово-экономического управление. В списках на тарификацию, направляемых военным комиссариатом в организационно-штатное и тарификационное направление Главного финансово-экономического управления содержатся сведения, касающиеся непосредственно заявителя, а именно, с какой должности, в каком году и с какой воинской части заявитель увольнялся. После проведения тарификации в ответе из организационно-штатного и тарификационного направления Главного финансово-экономического управления непосредственно указывается, какому тарифному разряду по состоянию на 01.07.2002 года соответствует должность, с которой заявитель увольнялся. В соответствие с полученным ответом, должность истца была протарифицирована с 01.07.2002 года по 17 тарифному разряду, исходя из которого и выплачивается пенсия истцу. На основании тарификационного списка № истцу был уточнен размер должностного оклада, ранее ошибочно установленный военным комиссариатом в более завышенном размере (по 18 тарифному разряду). Поэтому, назначение пенсии и последующие перерасчеты истцу произведены правильно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для доплаты какой-либо задолженности не имеется. Требование истца об увеличении должностного оклада на коэффициент 1,25 с 1 марта 1995 года по настоящее время и 1 января 2013 года также необоснованны на Законе. В соответствие со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Базовый закон) «Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, или рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия...» Из представленной в материалы дела справки войсковой части 68526 за № от 5.07.1993 года следует: «коэффициент - 1,25 к должностному окладу является повышением должностного оклада, которая обусловлена особыми условиями службы на космодроме «Байконур». В соответствие с вышеприведенной статьи 43 Базового закона следует, что повышение должностного оклада за особые условия службы не учитывается при назначении пенсии. Таким образом, требование истца об увеличении его должностного оклада на коэффициент 1,25 не соответствует действующему законодательству РФ. На основании изложенного просит суд в исковых требованиях истцу отказать за необоснованностью.
Гуринович В.М. в судебном заседании поддержал исковые требования и в уточнение обоснования пояснил, что ему вместо 21 тарифного разряда установили 17 тарифный разряд и не применили при назначении пенсии коэффициент 1.25% за прохождение службы на космодроме Байконур и эти нарушения являются основанием для переначисления его пенсии. Просил удовлетворить свои требования.
Представитель военного комиссариата РА Быканов С.Д. иск не признал и пояснил, что Гуринович В.М. пенсия назначалась и выплачивалась в соответствии с требованиями законодательства и основания для выплаты ему какой-либо недоначисленной пенсии не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает в иске необходимым отказать по следующим основаниям:
Судом установлено, что Гуринович В.М. 27 августа 1980 года был уволен из Вооруженных Сил СССР и с 28 августа 1980 года ему была назначена пенсия. При увольнении Гуринович В.М. занимал должность инженера – испытателя.
После переезда Гуринович В.М. из Украины на постоянное место жительства в РФ, с 1 марта 1995 года ему была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ, с порядком и размером которого он не согласен, т.к. по его мнению ему неправильно определили тарифный разряд и не применили коэффициент 1.25 при исчислении размера пенсии.
Судом установлено, что должностной оклад по последней штатной должности на день увольнения, который учитывался при исчислении пенсии на основании записи в расчетной книжке составлял 160 рублей. Согласно справки, должностной оклад по занимаемой должности истца на 1.02.1992 года составлял 2450 рублей, который брался за основу при назначении пенсии по законодательству РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от 27 января 1993 года «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были утверждены сетки должностных окладов военнослужащих и пенсии за выслугу лет военнослужащих подлежали перерасчету исходя из увеличенного денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе.
Должность которую Гуринович В.М. занимал при увольнении является нетиповой.
Постановлением Правительства РФ № от 27 января 1993 года, в пункте 2, было предписано Министру обороны установить размер должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а также привести пенсии пенсионеров в соответствии с должностными окладами действующих военнослужащих.
Исключительное право установления размеров должностных окладов по нетиповым должностям принадлежит Министру обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ №20 за 1993 год «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим ВС РФ и усилении их социальной защиты» был определен порядок установления должностных окладов действующим военнослужащим на 1 января 1993 года и установлены впервые тарифные разряды для офицерского состава. Исходя из данного приказа должностной оклад по состоянию на 1 января 1993 года устанавливался из размера должностных окладов по состоянию на 1 февраля, 1 июня и 1 ноября 1992 года и устанавливался размер тарифного разряда.
В соответствии с этим приказом, истцу исходя из размера должностного оклада на 1.02.1992 года в 2450 рублей, соответствовавшему должностному окладу в 19000 рублей по состоянию на 1 января 1993 года, был установлен 9 тарифный разряд и произведен перерасчет пенсии по нормам Закона РФ № от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих… и их семей».
В соответствии с требованиями ФЗ № от 7 мая 2002 года «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», Указов Президента РФ № от 4 марта 2002 года «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих» и № от 1 июня 2002 года «О денежном довольствии военнослужащих», Правительством РФ было принято Постановление и № от 26 июня 2002 года «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» которым с 1 июля 2002 года установлены новые размеры окладов по типовым воинским должностям и Министерству обороны РФ было поручено установить размеры окладов по нетиповым должностям исходя из размеров окладов по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с данным Постановлением был издан Приказ Министра обороны РФ № от 28 июня 2002 года, в котором устанавливались размеры должностных окладов по ряду воинских должностей. Должность Гуринович В.В. в данном приказе не указана.
Порядок проведения тарификации штатно-должностных окладов военнослужащими и военным пенсионерам определен директивой Министра обороны РФ от 28 декабря 2002 года № и возложен на организационно-штатное направление Главного финансово-экономического управления, которое с учетом нетиповой должности истца протарифицировало должность истца с 1.07.2002 года по 17 тарифному разряду, исходя из которого и выплачивается ему пенсия.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что назначение пенсии и последующие перерасчеты истцу произведены правильно, в соответствии с требованиями законодательства и оснований для выплаты какой-либо задолженности не имеется.
В части требований истца об увеличении должностного оклада на коэффициент 1.25 с 1 марта 1995 года по настоящее время, они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.43 Закона РФ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… и их семей» пенсии назначаемые лицам указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям назначаются исходя из денежного довольствия военнослужащих…. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке определяемом Правительством РФ оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию \без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях\ и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет \стаж службы\ включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Из представленной истцом справки войсковой части 68526 за № от 5 июля 1993 года видно, что коэффициент 1.25 к должностному окладу является повышением должностного оклада, которая обусловлена особыми условиями службы на космодроме «Байконур» и в соответствии со ст.43 вышеизложенного Закона при назначении пенсии не должен учитываться.
Ссылки истца на положения ст.48 Закона РФ № от 12.02.1993 года предусматривающие применение коэффициентов пенсионерам при исчислении пенсии, являются несостоятельными т.к. данная норма касается пенсионеров, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям соответственно не менее 15-20 лет. Гуринович В.М. не служил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях а согласно Постановления Совета Министров СССР № от 10.11.1967 года утвердившего перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и иных нормативных документов, территория космодрома Байконур не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
С учетом вышеизложенного, суд считает исковые требования Гуринович В.М. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Гуринович <данные изъяты> к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недоначисленной суммы пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Нехай Р.М.