Дело № 2-204/2014 года В окончательной форме решение
принято 08.04.2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева
при секретаре Дубинской Н. В.,
с участием прокурора г. Осташкова Тверской области Тихомирова А. А.,
представителя заинтересованного лица - Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» Сизовой С. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 4 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора города Осташкова Тверской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого решением Совета депутатов Муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Осташкова Тверской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» недействующим в полном объеме с момента его принятия.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления МО «Городское поселение – г. Осташков» законодательства в жилищной сфере.
В ходе проверки установлено, что пунктом 1 оспариваемого решения установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению 1 к настоящему решению: благоустроенный жилой фонд - 16,90 рублей на 1 кв. м. в месяц, полублагоустроенный жилой фонд - 15,90 рублей на 1 кв. м. в месяц, неблагоустроенный жилой фонд - 13,06 рублей на 1 кв. м. в месяц.
Пунктом 2 данного решения Совета депутатов утвержден перечень работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории МО «Городское поселение – г. Осташков», согласно приложению 2 к оспариваемому решению.
Последнее опубликовано в газете Осташковского района "Г." ДД.ММ.ГГГГ, выпуск № (12125).
Поскольку решение представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий и устанавливает правовые нормы (правила поведения), адресованные неопределенному кругу лиц, то оно является нормативным правовым актом.
Решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № проверено прокуратурой на соответствие положениям федерального законодательства.
Так, установление и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома осуществляется, прежде всего, на основании соответствующего решения общего собрания этих собственников, а в домах, где созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, на основании решения органов управления последних. Соблюдение данной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации по своему собственному усмотрению изменения платы в одностороннем порядке. Установление органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах в иных случаях и в ином порядке законом не предусмотрено.
Между тем, как следует из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ №, протокола заседания Совета депутатов, экспертного заключения, представленного Совету депутатов, в нарушение норм федерального законодательства оспариваемым решением установлены недифференцированные ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт для всех собственников помещений муниципального образования независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому, а также независимо от того, принималось ли собственниками на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения либо не принималось, что привело к нарушению прав собственников помещений многоквартирных домов г. Осташкова, которым плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.
Размер платы не определялся расчетным путем, исходя из перечня работ и услуг, утвержденного собственниками помещений, а также их стоимости на территории МО «Городское поселение – г. Осташков». При этом при установлении размера платы не были учтены Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства и Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда.
Кроме того, Совет депутатов, руководствуясь экспертным заключением, не принял во внимание, что расчет размера платы произведен экспертом исходя из количества тех домов, которые уже находятся в управлении ООО "Ж.", тогда как обоснованность предложенного ООО "Ж." размера платы на содержание и ремонт домов, где граждане выбрали непосредственный способ управления, но не установили размер платы, ни депутатами, ни Администрацией МО «Городское поселение – г. Осташков» не анализировалась.
Фактическим основанием для установления органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются результаты голосования полномочного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, отраженные в соответствующих протоколах, из которых усматривалось бы, что вопросы установления указанной платы были вынесены на рассмотрение общего собрания, но по ним не были приняты решения. При этом Советом депутатов не рассматривались результаты голосования общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (протоколы проведения собраний), расположенных в МО «Городское поселение – г. Осташков», и такие документы на день принятия оспариваемого решения в Совет депутатов представлены не были, о чем свидетельствует протокол ведении сессии Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
Утверждение решением Совета депутатов перечня работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории МО «Городское поселение – г. Осташков», согласно приложению 2 к настоящему решению, также является незаконным, поскольку такие полномочия при выборе собственниками жилых помещений способа управления многоквартирными домами в виде непосредственного управления предоставлены законом исключительно самим собственникам при проведении общих собраний и должны быть закреплены в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме – в случае, предусмотренном ч.1.1 ст.164 ЖК РФ.
Считает, что решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует требованиям действующего федерального законодательства в сфере жилищных правоотношений, поэтому данное решение должно быть признано недействующим с момента его принятия.
В судебном заседании прокурор г. Осташкова Тверской области Тихомиров А. А. поддержал заявленные требования и изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» на основании доверенности Сизова С. Ю. в удовлетворении заявленных требований просила отказать по мотиву того, что после проведения ООО "Ж." собраний собственников жилых помещений во всех многоквартирных домах на территории г. Осташкова по выбору способа управления многоквартирными домами, сложилась ситуация, которая регламентируется ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, т. е. если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. На территории Городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ действует цена на содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 5,83 рублей, которая по состоянию на 2013 год является экономически не выгодной и убыточной для организаций, оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Для рассмотрения Советом депутатов представлены следующие размеры платы за содержание и ремонт: благоустроенный жилой фонд - 16,90 рублей, полублагоустроенный жилой фонд - 15,90 рублей, неблагоустроенный жилой фонд - 13,06 рублей. Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определяется нормативным актом. Соответственно, органы местного самоуправления при реализации мероприятий по определению стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту не могут по своему усмотрению или требованию иных лиц произвольно исключать из такого перечня работы или услуги, проведение которых является необходимым с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома. При этом каких-либо методических рекомендаций, адресованных в адрес органов местного самоуправления по реализации порядка установления платы при том, что данная плата не установлена собственниками многоквартирных домов, не существует. С целью недопущения негативных последствий органы местного самоуправления реализуют мероприятия по утверждению перечня работ и их стоимости с учетом мнения обслуживающей организации. Дифференцированный подход при определении ставки платы за содержание и ремонт основывается на определении затрат на содержание и ремонт жилищного фонда, зависит от социально-экономических условий и предпосылок для устойчивого поддержания стандартов жилища в населенном пункте, то есть от перечня, состава и периодичности работ или стандартов эксплуатации. Собственниками принято на себя обязательство непосредственного управления домом, представителем собственников заключены договоры на содержание и ремонт и в части из них не утверждена плата за указанные ими виды работ. Понятие дифференциации основано только на стандартах эксплуатации, но не подразумевает исключительно разную себестоимость работ для каждого конкретного дома на территории г. Осташкова. Также ссылка прокурора на нарушение права граждан в связи с тем, что им плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле, не имеет под собой законных оснований в силу того, что Жилищным кодексом РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по принятию решения о выборе формы управления, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ни товарищество собственников жилья, ни жилищный кооператив, ни иной специализированный потребительский кооператив, то есть, не выбран способ управления. При этом принятие оспариваемого решения не лишает собственников права принять решение по утверждению иных размеров тарифов оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого дома.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из п.16 указанного постановления в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
В п.17 данного постановления разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно п.18 приведенного постановления при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Пунктом 19 вышеуказанного постановления предусмотрено, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Из п.24 названного постановления следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поскольку согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.ч.1,3 ст.39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
В силу ч.ч.1,3,7 ст.156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из ч.ч.1,4 ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Из ч.ч.1-2 ст.161 Жилищного кодекса РФ следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как предусмотрено ч.3 ст.162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии с п.п.34-36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.2 данного постановления перечень и правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Данным постановлением утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из п.п.2,3 Правил перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - в случае, предусмотренном ч.1.1 ст.164 Жилищного кодекса РФ.
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом: конструктивных элементов многоквартирного дома; наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем; наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, статьей 29 Устава МО «Городское поселение – г. Осташков» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления Городского поселения - г. Осташков составляют Совет депутатов Городского поселения - г. Осташков, Глава Городского поселения - г. Осташков, Администрация Городского поселения - г. Осташков.
В соответствии с п.п.1-2,6-7 ст.30 Устава Совет депутатов Городского поселения - г. Осташков является представительным органом городского поселения, который осуществляет нормотворческую деятельность.
Совету депутатов Городского поселения - г. Осташков принадлежит право в пределах своих полномочий принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями.
Совет депутатов Городского поселения - г. Осташков может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Основной формой работы Совета депутатов Городского поселения - г. Осташков является заседание.
Заседание Совета депутатов Городского поселения - г. Осташков считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Согласно п.20 ч.2 ст.31 Устава Совет депутатов Городского поселения - г. Осташков в пределах полномочий, установленных настоящей статьей, принимает в пределах своих полномочий правовые акты.
Статьей 32 Устава предусмотрено, что Совет депутатов Городского поселения - г. Осташков по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тверской области, настоящим Уставом.
Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Городского поселения - г. Осташков, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом.
Совет депутатов Городского поселения - г. Осташков принимает решения на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов Тверской области, иных нормативных правовых актов Тверской области, настоящего Устава.
Решения Совета депутатов Городского поселения - г. Осташков принимаются исключительно на его заседаниях.
Решения Совета депутатов Городского поселения - г. Осташков принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Решения, принятые Советом депутатов Городского поселения - г. Осташков, в течение пяти дней подписываются Главой городского поселения - г. Осташков, обнародуются в установленном порядке (т.1 л.д.132-250, т.2 л.д.1-13).
В соответствии со ст.1 Регламента Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков», утв. решением Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от 24.06.2009 года № 74, Совет депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» является представительным органом городского поселения, состоящим из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на 5 лет.
Совету депутатов принадлежит право в пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и Тверской области, Уставом МО «Городское поселение – г. Осташков», от имени всего населения принимать решения, вступать в отношения с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти и общественными объединениями.
Как предусмотрено ч.ч.1,2 ст.8 Регламента Совет депутатов из числа депутатов на срок полномочий образует постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Совета депутатов.
Постоянные комиссии занимаются предварительным рассмотрением и подготовкой вопросов, включенных в повестку дня очередного заседания Совета депутатов; рассматривают вопросы в соответствии с утвержденным планом работы постоянной комиссии.
Согласно ст.16 Регламента основной формой работы Совета депутатов является его заседание.
Заседание правомочно если на нем присутствует не менее половины от установленной численности депутатов Совета депутатов.
Депутат обязан присутствовать на заседаниях Совета депутатов. О невозможности присутствовать по уважительной причине депутат заблаговременно информирует Главу Городского поселения.
Из ст.25 Регламента следует, что решения Совета депутатов принимаются на заседаниях открытым или тайным голосованием. При голосовании по каждому вопросу депутат Совета депутатов имеет один голос, подавая его за или против принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения. Депутат лично осуществляет свое право на голосование.
Статьей 26 Регламента предусмотрено, что перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование в соответствии очередности их поступления. Напоминает, каким числом голосов может быть принято решение. По просьбе депутата ему предоставляется слово по мотивам голосования. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование. По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, принято или не принято решение.
В соответствии со ст.27 Регламента решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов.
Согласно ст.28 Регламента решения, принятые Советом депутатов Городского поселения – г. Осташков, подписываются в течение пяти дней. Решения Совета депутатов, затрагивающие интересы жителей города, вступают в силу после официального опубликования в газете «Селигер», если иное не указано в самом решении. Иные решения Совета депутатов вступают в силу после подписания, если иное не указано в самом решении (т.1 л.д.119-131).
Советом депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» ДД.ММ.ГГГГ принято оспариваемое решение № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» (т.1 л.д.8-18).
Пунктом 1 данного решения установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению 1 к настоящему решению.
Пунктом 2 указанного решения Совета депутатов утвержден перечень работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории МО «Городское поселение – г. Осташков», согласно приложению 2 к настоящему решению.
В соответствии с приложением 1 к решению Совета депутатов (т.1 л.д.10) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений:
в жилых домах, оборудованных центральным отоплением, центральным горячим и холодным водоснабжением, центральным водоотведением, газоснабжением (природный или емкостный газ), вывозом бытовых отходов составляет 16,90 рублей/кв. м. в месяц;
в жилых домах, оборудованных центральным отоплением, центральным холодным водоснабжением, центральным водоотведением, газоснабжением (природный или емкостный газ), вывозом бытовых отходов составляет 15,90 рублей/кв. м. в месяц;
в жилых домах, оборудованных холодным водоснабжением (колонка), газоснабжением (баллонный газ), вывозом бытовых отходов составляет 13,06 рублей/кв. м. в месяц.
Приложением 2 к решению Совета депутатов (т.1 л.д.11-18) утвержден перечень работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории МО «Городское поселение – г. Осташков» по каждой из категории благоустройства, предусмотренной в приложении 1 к решению Совета депутатов.
Решение Совета депутатов опубликовано в газете Осташковского района "Г." ДД.ММ.ГГГГ, выпуск № (12125) (т.1 л.д.40-44).
Согласно пункту 4 решения оно вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
За принятие данного решения проголосовало «за» - 9 депутатов, «против» - 2 депутата, «воздержалось» - нет, что подтверждается протоколом заседания Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ №; на данном заседании Совета депутатов присутствовало 11 из 14 депутатов, что составило более 50 % от числа избранных депутатов (т.1 л.д.19-39).
При принятии оспариваемого решения Советом депутатов приняты во внимание решения постоянной комиссии Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» по развитию города, благоустройству и городскому хозяйству № от ДД.ММ.ГГГГ, № года от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение, выполненное ООО "Х." по расчету экономически обоснованной стоимости услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Ж." на 2014 год. Согласно указанному экспертному заключению тарифы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме благоустроенного типа составляют 15,33 рублей на 1 кв. м., частично благоустроенном фонде 24,42 рублей на 1 кв. м., неблагоустроенном фонде 17,77 рублей на 1 кв. м., что следует из протокола заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.45-115).
ДД.ММ.ГГГГ жители дома № по <адрес> обратились к прокурору г. Осташкова по вопросу незаконного установления Советом депутатов ДД.ММ.ГГГГ тарифов на содержание и ремонт жилого помещения, что подтверждается соответствующим заявлением граждан (т.1 л.д.116).
При выяснении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.
Вопрос о плате за содержание и ремонт жилого помещения в отношении многоквартирных домов, в которых на общих собраниях не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассмотрен на заседании постоянной комиссии Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» по развитию города, благоустройству и городскому хозяйству ДД.ММ.ГГГГ. После обсуждения данного вопроса решено провести следующее заседание постоянной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Ж." предложено предоставить к следующему заседанию подробную расшифровку расчетов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, с учетом вида благоустройства многоквартирных домов (благоустроенные, полублагоустроенные, неблагоустроенные) в соответствии с необходимым минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290, что подтверждается протоколом заседания постоянной комиссии № 01/2014 года (т.2 л.д.26-31).
На заседании постоянной комиссии Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» по развитию города, благоустройству и городскому хозяйству ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении в повестку дня очередного заседания Совета депутатов вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, что подтверждено протоколом заседания постоянной комиссии № года. На данном заседании постоянной комиссии депутатом Б. предложено принять в отношении многоквартирных домов, в которых на общих собраниях не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы в сумме 9,25 рублей на 1 кв. м., депутатом Ш. высказано особое мнение по указанному вопросу и предложено установить данную плату: по благоустроенному фонду – 10,64 рублей, по полублагоустроенному фонду – 10,64 рублей, по неблагоустроенному фонду 9,44 рублей (т.2 л.д.32-36).
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» в повестку дня, кроме прочих, включен вопрос об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков».
На данном заседании Совета депутатов присутствовало 11 из 14 депутатов, что составило более 50 % от числа избранных депутатов.
При принятии решения по данному вопросу Советом депутатов принято во внимание вышеуказанное экспертное заключение, выполненное ООО "Х.", а также предложение постоянной комиссии Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» по развитию города, благоустройству и городскому хозяйству, согласно которому предлагался вариант принятия в отношении многоквартирных домов, в которых на общих собраниях не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы в сумме 9,25 рублей на 1 кв. м. Через год, в соответствии с законодательством на общих собраниях собственников жилых помещений пересмотреть размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в сторону увеличения. Данное предложение не было поддержано в связи с тем, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть определен в соответствии с необходимым минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290.
Депутатам Совета депутатов для рассмотрения и обсуждения предложен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений: благоустроенный жилой фонд - 16,90 рублей, полублагоустроенный жилой фонд - 15,90 рублей, неблагоустроенный жилой фонд - 13,06 рублей.
Главой МО «Городское поселение – г. Осташков» предложено проголосовать за установление данного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, с утверждением перечня работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории МО «Городское поселение – г. Осташков».
За принятие данного решение проголосовало «за» - 9 депутатов, «против» - 2 депутата, «воздержалось» - нет.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом – Советом депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков», в соответствии с компетенцией последнего, с соблюдением процедуры его принятия. Решением Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены порядок его публикации и вступления в силу. Оспариваемое решение является нормативно-правовым актом, поскольку в нем наличествуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц – жителей г. Осташкова, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в жилищной сфере.
При проверке соответствия содержания оспариваемого решения Совета депутатов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В нарушение вышеприведенных норм федерального жилищного законодательства решением Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № установлены недифференцированные ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт для всех собственников помещений Муниципального образования Городского поселения – г. Осташков независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному многоквартирному дому, и без проведения конкурсных процедур, что привело к нарушению прав собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов г. Осташкова Тверской области, которым плата за содержание и ремонт установлена вопреки их воле, без проведения необходимых конкурсных процедур, в нарушение установленного действующим законодательством порядка.
Так, Жилищный кодекс РФ предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, в пункте 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Исходя из положений ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ, фактическим основанием для установления органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются результаты голосования полномочного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, отраженные в соответствующих протоколах, из которых усматривалось бы, что вопросы установления указанной платы были вынесены на рассмотрение общего собрания, но по ним не были приняты решения.
В судебном заседании установлено и не опровергается представителем заинтересованного лица, что при принятии оспариваемого решения Совет депутатов не располагал сведениями о результатах голосования общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, исходя из протоколов проведения собраний. На заседании Совета депутатов данные протоколы не исследовались, также не устанавливался перечень объемов услуг и работ, необходимых конкретному многоквартирному дому, что усматривается из протокола заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении размера платы Советом депутатов также не были учтены Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства и Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, а также постановление Правительства РФ «О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 годы».
Между тем, при установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений Совет депутатов принял во внимание экспертное заключение ООО "Х.", которым расчет размера платы произведен исходя из количества тех домов, которые уже находятся на обслуживании у ООО "Ж.", тогда как обоснованность предложенного ООО "Ж." размера платы на содержание и ремонт многоквартирных домов, где граждане выбрали непосредственный способ управления, но не установили размер платы на содержание и ремонт жилья, Советом депутатов не анализировался.
В соответствии с ч.1.1 ст.164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Утверждение решением Совета депутатов перечня работ (услуг) по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории МО «Городское поселение – г. Осташков», согласно приложению 2 к оспариваемому решению, также является незаконным, поскольку такие полномочия при выборе собственниками жилых помещений способа управления многоквартирными домами в виде непосредственного управления предоставлены законом исключительно самим собственникам при проведении общих собраний и должны быть закреплены в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме – в случае, предусмотренном ч.1.1 ст.164 Жилищного кодекса РФ.
В связи с изложенным, к доводам представителя Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству суд относится критически, поскольку решение Совета депутатов вынесено без исследования результатов голосования общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также без установления перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному многоквартирному дому. Данные доводы представителя заинтересованного лица не основаны на законе.
Таким образом, оспариваемое решение Совета депутатов противоречит вышеперечисленным положениям федеральных нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, вследствие чего решение Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» следует признать недействующим.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года (в редакции от 09.02.2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с этим, решение Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № должно быть признано недействующим со дня его принятия, как об этом просит прокурор.
На основании п.3 ст.253 ГПК РФ и ст.35 Закона РФ № 2124-1 от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» сообщение о решении суда должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный акт. Так как оспариваемое решение Совета депутатов было опубликовано в газете Осташковского района "Г.", сообщение о признании его недействующим должно быть опубликовано в этом же средстве массовой информации.
Также, суд считает необходимым обеспечить исполнение решения суда, с целью предотвращения нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов граждан, путем запрета ООО "Ц." производить начисление платы за жилые помещения и коммунальные услуги по решению Совета депутатов МО «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» до вступления решения суда в законную силу, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.251-253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать решение Совета депутатов Муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» недействующим со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете Осташковского района "Г." после вступления решения суда в законную силу.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью "Ц.", расположенному <адрес>, производить начисление платы за жилые помещения и коммунальные услуги по решению Совета депутатов Муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» до вступления решения суда в законную силу.
Решение в части запрета Обществу с ограниченной ответственностью "Ц.", расположенному <адрес>, производить начисление платы за жилые помещения и коммунальные услуги по решению Совета депутатов Муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, об утверждении перечня работ по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования «Городское поселение – г. Осташков» обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья А. И. Лебедев