Дело №2-204/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2014 года с.Уйское
Уйский районный суд в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Иксановой Р.А., с участием прокурора Уйского района Крынецкого Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Уйского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Петропавловское», заинтерисованное лицо Совет депутатов сельского поселения Петропавловское Уйского муниципального района Челябинской области о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Уйского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации Муниципального образования «Сельское поселение Петропавловское» Уйского муниципального района Челябинской области о признании нормативного правового акта -Решения Совета депутатов сельского посления Петропавловское от "Дата" № «О бюджете сельского поселения Петропавловское на "Дата" и плановый период "Дата" и "Дата"» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В обоснование требований прокурор указал, что в нарушение ст.7, п.2 ч.3 ст.28, п.п.2 п.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ от "Дата" «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.187 Бюджетного кодекса РФ, а также п.2 ч.1 ст.20 Устава сельского поселения Петропавловское проект бюджета сельского поселения Петропавловское на 2014 год и плановый 2015 и 2016 годы на публичные слушания не выносился, Советом депутатов сельского поселения Петропавловское бюджет поселения не утверждался, а принят и подписан главой сельского поселения, который является не уполномоченным на то органом, так как бюджет поселения должен быть утвержден Советом депутатов. Администрацией Сельского поселения Петропавловское нарушена процедура принятия нормативного правового акта, следовательно оспариваемое Решение Совета депутатов сельского поселения Петропавловское является незаконным в связи с несоответствием действующему законодательству и нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку не создает законной финансовой системы.
Прокурор Крынецкий Н.С. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении(л.д.3-5).
Представитель Администрации сельского поселения Петропавловское- глава поселения ФИО1 не возражал против требований прокурора, суду пояснил, что действительно в нарушение Устава поселения и действующего федерального законодательства оспариваемое решение о принятии и утверждении бюджета поседения на "Дата" и плановый период "Дата" и "Дата" было принято им единолично, без обсуждения на сессии Совета депутатов и утверждения Советом депутатов, связано это было с тем, что бюджет должен был принят в кратчайшие сроки, поскольку без принятого решения поселение бы осталось без финансирования.
Представитель Совета депутатов сельского поселения Петропавловское - председатель Совета депутатов ФИО2 в судебном заседании требования прокурора поддержала, суду пояснила, что проект бюджета сельского поселения на сессиях Совета депутатов в "Дата", "Дата" не обсуждался и не утверждался, о принятом бюджете депутаты узнали уже после его опубликования в газете «Колос», что является нарушением законодательства и Устава поселения, поскольку всегда бюджет поселения на очередной год и плановый период обсуждался, принимался и утверждался Советом депутатов сельского поселения.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью либо в части.
Признание недействительным акта органа местного самоуправления - один из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты гражданских прав. Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая условия его реализации, направлена на обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации) и создает - наряду с положениями других федеральных законов - необходимую правовую основу государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45; статья 46, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Оспариваемый прокурором правовой акт - Решение Совета депутатов сельского поселения <адрес> «О бюджете сельского поселения Петропавловское на "Дата" и на плановый период "Дата" и "Дата"» № от "Дата"(л.д.23-25), принят и подписан главой сельского поселения Петропавловское, содержит в себе правила, общеобязательные для исполнения на территории сельского поселения Петропавловское, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на постоянное и длительное применение и относится по этим признакам к нормативному акту.
В силу ст. 255 ГПК РФ и ст. 13 ГК РФ признание незаконными и недействующими решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев : несоответствие решения, действия (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов граждан.
Судом при рассмотрении дела установлено, что "Дата" главой сельского поселения Петропавловское ФИО1 принято и подписано Решение о бюджете данного поселения на "Дата" и плановый "Дата" и "Дата", без утверждения Советом депутатов сельского поселения Петропавловское(л.д.23-50). Данное решение Совета депутатов опубликовано "Дата" в газете «Колос»(л.д.7-9).
Вместе с тем, как следует из письменного обращения депутатов сельского поселения Петропавловское, "Дата" заседание Совета депутатов сельского поселения Петропавловское не проводилось и бюджет сельского поселения на "Дата" не принимался и не утверждался депутатами сельского поселения(л.д.6), что также подтверждается показаниями председателя Совета дпутатов ФИО2, свидетеля Г.о Г.А., письменными объяснениями ФИО2(л.д.11), депутатов сельского поселения Л.ой Е.В.,Г.о Г.А.,Р.с Ю.В.(л.д.12-14), письменным объяснением главы поселения ФИО1.(л.д.10),протоколами заседаний Совета депутатов за "Дата", "Дата"(л.д.15-17) и не оспаривается ФИО1 в судебном заседании.
Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям(уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п.2 ч.3 ст.28 вышеназванного Закона проект местного бюджета и отчет о его исполнениии должны выноситься на публичные слушания.
Согласно ст.187 Бюджетного кодекса РФ порядок рассмотрения проекта(решения) о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета-муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п.2 п.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ к в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении.
Аналогичная норма закреплена в п.2 ч.1 ст.20 Устава сельского поселения Петропавловское(л.д.51-52).
В соответствии с п.1 ст.22 Устава поселения Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающие правила, общеобязательные для исполнения на территории сельского поселения Петропавловское, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов.
Согласно п.3 ч.2 ст.27 Устава Глава сельского поселения Петропавловское подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов(л.д.53-54).
Однако, вопреки требованиям норм федерального законодательства Российской Федерации, Устава муниципального образования «Сельское поселение Петропавловское» оспариваемый прокурором нормативный-правовой акт- Решение Совета депутатов сельского поселения Петропавловское от "Дата" № было принято единолично и подписано Главой сельского поселения Петропавловское без обсуждения проекта бюджета на публичных слушаниях и без утверждения его представительным органом муниципального образования-Советом депутатов, в связи с чем является незаконным, противоречащим федеральному законодательству полностью, поскольку не создает законной финансовой системы.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от "Дата" №273-ФЗ « О противодействии коррупции» одним из принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Кроме того, в силу п.п.4,7 ст.7 вышеназванного Закона одним из основных направлений деятельности органов по повышению эффективности противодействия коррупции является создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт -Решение Совета депутатов сельского поселения Петропавловское от "Дата" № «О бюджете сельского поселения Петропавловское на "Дата" и плановый период "Дата"» недействующим со дня его принятия, то есть с "Дата".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Уйского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниуипального образования «Сельское поселение Петропавловское» Уйского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать нормативный правовой акт- Решение Совета депутатов сельского поселения Петропавловское Челябинской области от "Дата" № «О бюджете сельского поселения Петропавловское на "Дата" и плановый период "Дата"» противоречащим федеральному законодательству полностью и недействующим со дня его принятия.
В силу ст.253 ГПК РФ после вступления решения в законную силу направить сообщение о нем в редакцию газеты «Колос» для опубликования.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Уйский районный суд.
Председательствующий: Неежлева Л.С.