ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/2017 от 17.04.2017 Дмитровского городского суда (Московская область)

Дело №2-204/2017

РЕШЕНИЯ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2017 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Алоевой С.В., при секретаре Горленковой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Московского прокурора по надзору за исполнением закона на воздушном и водном транспорте к ЗАО "Вертолетная компания «Аэросоюз» о прекращении деятельности, обязании запретить передачу в субаренду земельного участка под посадочной площадкой,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику (л.д.3-6), с учетом уточненных требований (л.д.176-177, 185-189) просит обязать ЗАО "Вертолетная компания «Аэросоюз» прекратить деятельность по эксплуатации посадочной площадки "Аэросоюз Гринвуд», в том числе по организации стоянки, выполнению взлетов и посадок воздушных судов, до получения в установленном действующим законодательством порядке аэронавигационного паспорта посадочной площадки; запретить ЗАО "Вертолетная компания «Аэросоюз» передавать в субаренду, а также предоставлять на иных законных основаниях юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельный участок под посадочной площадкой "Аэросоюз Гринвуд» для организации стоянки, выполнению взлетов и посадок воздушных судов до получения в установленном действующим законодательством порядке аэронавигационного паспорта посадочной площадки.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка по информации, размещенной в СМИ, о нарушения прав жителей микрорайона «Новое Тушино» <адрес> при эксплуатации посадочной площадки «Аэросоюз Гринвуд», расположенной по адресу: <адрес>, по результатам которой в деятельности данной организации выявлены нарушения воздушного законодательства. В частности установлено, что распоряжение и.о. начальника МТУ ВТ ЦР ФАВТ (Росавиации) от ДД.ММ.ГГГГ действие аэронавигационного паспорта посадочной площадки приостановлено, разрешительный документ на возобновление действия аэронавигационного паспорта не выдавался. При этом спорная посадочная площадка используется ответчиком для осуществления взлетов и посадок вертолетов до настоящего времени. Выполнение полетов в районе посадочной площадки в отсутствие аэронавигационного паспорта не соответствует предъявляемым действующим законодательством требованиям к безопасности полетов, создает угрозу авиационных происшествий, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение или уничтожение авиационного и иного имущества, иные негативные последствия.

Представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, представил письменные возражения на иск (л.д.157, 178-180).

Представитель третьего лица АО «Гринвуд» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще (л.д.242), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д.215), письменные возражения на иск (л.д.216), в иске просит отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка по информации, размещенной в СМИ, о нарушения прав жителей микрорайона «Новое Тушино» <адрес> при эксплуатации посадочной площадки «Аэросоюз Гринвуд», расположенной по адресу: <адрес>

В результате проверки установлено, что у ответчика ЗАО "Вертолетная компания «Аэросоюз» на праве аренды на основании договора аренды №АЗК-15-04, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с АО «Гринвуд» (л.д.218-238), находятся земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – для строительства, размещения и дальнейшей эксплуатации комплекса офисных и общественных зданий. Собственником земельного участка является АО «Гринвуд» (л.д.239-241). Условиями договора аренды предусмотрено право ответчика передавать земельный участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе передавать в залог и вносить в качестве вклада в уставный капитал (п.п.4.1.4, 4.1.5 договора аренды).

Данный земельный участок используется ответчиком в качестве посадочной площадки «Аэросоюз Гринвуд» для осуществления взлетов и посадок вертолетов.

Распоряжение и.о. начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ действие аэронавигационного паспорта посадочной площадки приостановлено (л.д.14, 166-167). Разрешительный документ на возобновление действия аэронавигационного паспорта на момент вынесения судом решения не выдавался.

При этом спорная посадочная площадка используется ответчиком для осуществления взлетов и посадок вертолетов до настоящего времени (л.д.57-113, 142-156). Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает установленным, что ответчик на момент рассмотрения дела в суде не имеет действующего аэронавигационного паспорта эксплуатируемой им посадочной площадки "Аэросоюз Гринвуд», в связи с чем заявленный иск является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.66 Воздушного кодекса РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию. 2. Порядок допуска к полетам гражданских воздушных судов устанавливается федеральными авиационными правилами. 3. Порядок допуска к полетам государственных воздушных судов и экспериментальных воздушных судов устанавливается соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Статья 67 Воздушного кодекса РФ, содержащая перечень документов, которые должны находиться на борту гражданского воздушного судна, предусматривает в том числе документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

На основании п.27 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом Минтранса РФ от 13.01.2011 N 14 утвержден Порядок регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2011 N 19868). Согласно п.2 указанного Порядка он определяет организацию регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома, аэроузла, вертодрома (далее - ИПП) и аэронавигационных паспортов аэродрома, вертодрома, посадочной площадки (далее - АНП).

Регистрация ИПП, АНП осуществляется территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта (далее - территориальные органы) (п.3 Порядка).

Таким образом, совокупность указанных норм действующего законодательства обязывает лицо, эксплуатирующее посадочную площадку, иметь действующий аэронавигационный паспорт.

В этой связи доводы ответчика о том, что отсутствие аэронавигационного паспорта не является основанием к прекращению летной деятельности, суд полагает несостоятельными и противоречащим положениям п.27 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, которые разработаны в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства и обеспечения безопасности использования воздушного пространства, типовые инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома), а также типовая схема аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) утверждается Министерством транспорта Российской Федерации.

Типовая схема аэронавигационного паспорта посадочной площадки, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 31.01.2011 N 29 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19983) предполагает в числе прочего, указание сведений о географическом положении посадочной площадки, времени работы служб и средств по ее обслуживанию, предоставлении типа топлива, средств заправки, данных по перронам и рулежным дорожкам, местам стоянок воздушных судов, сведений об организации полетов на посадочной площадке, маршруте вылета и прибытия.

Таким образом, указанные характеристики, являющиеся составляющими аэронавигационного паспорта, обеспечивают необходимый уровень безопасности полетов воздушных судов. Осуществление деятельности, в отсутствие указанного паспорта для субъектов гражданской авиации, которым является ответчик, недопустимо.

При этом ссылка ответчика на п.2.7.2 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в соответствии с которым командиру воздушного судна позволено выбирать для взлета и посадки на самолете площадку, о которой отсутствует аэронавигационная информация, в случае, если она осмотрена с земли или подобрана с воздуха и признана им удовлетворяющей требованиям РЛЭ, не является основанием к отказу в иске, поскольку указанный пункт Правил распространяется на случаи взлетов и посадок на площадки на нерегулярной основе. В целях эксплуатации посадочной площадки на постоянной основе, что имеет место в данном случае, применению подлежат положения п.27 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

Доводы ответчика о том, что им в адрес МТУ ВТ ЦР ФАВТ (Росавиации) были направлены поправки в аэронавигационный паспорт с целью возобновления его действия, не имеют процессуального значения для разрешения заявленных требований, поскольку на день вынесения судебного решения действие аэронавигационного паспорта не возобновлено.

На основании вышеизложенного, учитывая, что ответчик на момент рассмотрения дела в суде не имеет действующего аэронавигационного паспорта эксплуатируемой им посадочной площадки "Аэросоюз Гринвуд», что не соответствует предъявляемым действующим законодательством требованиям к безопасности полетов, создает угрозу авиационных происшествий, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение или уничтожение авиационного и иного имущества, иные негативные последствия, суд полагает иск удовлетворить полностью, обязать ответчика прекратить деятельность по эксплуатации посадочной площадки "Аэросоюз Гринвуд», расположенной по адресу: <адрес>, в том числе по организации стоянки, выполнению взлетов и посадок воздушных судов, до получения в установленном действующим законодательством порядке аэронавигационного паспорта посадочной площадки, а также запретить ответчику передавать в субаренду, а также предоставлять на иных законных основаниях юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельный участок под посадочной площадкой "Аэросоюз Гринвуд» для организации стоянки, выполнению взлетов и посадок воздушных судов до получения в установленном действующим законодательством порядке аэронавигационного паспорта посадочной площадки.

Руководствуясь ст. ст. 2, 66, 67 Воздушного кодекса РФ, ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать ЗАО "Вертолетная компания «Аэросоюз» прекратить деятельность по эксплуатации посадочной площадки "Аэросоюз Гринвуд», расположенной по адресу: <адрес>, в том числе по организации стоянки, выполнению взлетов и посадок воздушных судов, до получения в установленном действующим законодательством порядке аэронавигационного паспорта посадочной площадки.

Запретить ЗАО "Вертолетная компания «Аэросоюз» передавать в субаренду юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельный участок под посадочной площадкой "Аэросоюз Гринвуд», расположенной по адресу: <адрес>, для организации стоянки, выполнению взлетов и посадок воздушных судов до получения в установленном действующим законодательством порядке аэронавигационного паспорта посадочной площадки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Дмитровский горсуд в месячный срок.

Судья: