ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/2021 от 03.06.2021 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-204/2021

УИД 29RS0001-01-2021-000288-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 03 июня 2021 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Аламбаевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное), Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» о признании незаконным ответа об отказе в выдаче предложения для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по направлению предложения о назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании решений пенсионного органа незаконными, направлении межведомственного запроса, назначении пенсии, приведении выплатного дела в соответствии с поданными заявлениями, удалении сфальсифицированных документов, направлении уведомления о принятии в работу заявления о назначении пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) (далее – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по оценке пенсионных прав для назначения досрочной пенсии по старости, устранении допущенных нарушений, наложении административных штрафов и компенсации морального вреда.

Определением Вельского районного суда от 14 апреля 2021 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения».

С учетом последующих неоднократных увеличений, изменений исковых требований, отказа в принятии части исковых требований, отказа от части заявленных требований, истец просила признать незаконным ответ ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» № 09/2021-569 от 27 апреля 2021 года об отказе в выдаче предложения для назначения досрочной страховой пенсии по старости; обязать ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» в течение 10 дней с момента вынесения решения суда направить в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия предложение для назначения досрочной страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; признать незаконными решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Вельском районе № 26/13625/21 от 27 января 2021 года, № 39/25851/21 от 02 февраля 2021 года, № 167/74286/21 от 23 марта 2021 года, № 166/73796/21 от 23 марта 2021 года; обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в течение 10 дней с момента вынесения решения суда направить в ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» межведомственный запрос на представление предложения для назначения досрочной страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; назначить пенсию по представленному предложению для назначения досрочной страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости из ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения»; в течение 10 дней с момента решения суда привести в соответствии с поданными ею заявлениями выплатное дело ФИО1, удалить сфальсифицированные документы; обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в течение 10 дней с момента вынесения решения суда направить истцу заказным письмом уведомление о том, что заявление о назначении пенсии от 20 января 2021 года принято в работу.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31 июля 2018 года была уволена с работы в связи с сокращением численности штата в организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец в течение длительного времени состоит на учете в отделении занятости Вельского района в качестве безработной, возможность трудоустройства отсутствует. Она нуждается в дополнительных мерах социальной поддержки от государства, а именно в назначении досрочной страховой пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Истец полагает, что ее право на назначение страховой пенсии по старости возникло 28 июля 2018 года, в 48,5 лет. ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» незаконно отказывает в выдаче предложения для назначения досрочной страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Пенсионным органом ей также необоснованно отказано в назначении соответствующей пенсии. В ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе истцом были поданы заявления о назначении пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласие на изменение основания для назначения пенсии она не давала. ФИО1 полагает, что ряд документов в выплатном деле, в том числе заявление о назначении страховой пенсии от 20 января 2021 года, уведомление от 20 января 2021 года и акт № 47 от 20 января 2021 года сфальсифицированы.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и заявлениях об увеличении, изменении исковых требований.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указав на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.

Представитель ответчика ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» ФИО3, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а также отметил, что в настоящее время главным критерием для отказа в назначении пенсии истцу, как безработному гражданину, является ненаступление соответствующего возраста.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прослушав аудиозаписи, осуществив просмотр видеозаписей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) определено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к Закона № 400-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Из пункта 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями №№ 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании ч. 2 ст. 32 закона № 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2, 6 и 7 ч. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона № 400-ФЗ с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, - на день установления этой страховой пенсии.

Согласно Приложению № 6 к Закону № 400-ФЗ возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, устанавливаемую, в том числе в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, по состоянию на 31 декабря 2018 года увеличивается в 2019 году на 12 месяцев, и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев.

В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1032-1) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 года № 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, зарегистрированные в Минюсте России 29 июля 2019 года № 55424 (далее – Правила).

Пунктами 154, 155 указанных Правил предусмотрено, что основанием для выдачи работником центра занятости населения предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину является решение о досрочном выходе на пенсию гражданина, признанного в установленном порядке безработным, исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.

Критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются:

1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста);

3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях;

4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы;

5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости;

6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин;

7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).

Решение работника центра занятости населения о досрочном выходе безработного гражданина на пенсию оформляется в виде предложения о досрочном назначении пенсии, которое оформляется на бланке личного дела получателя государственных услуг (пункт 156 Правил).

Согласно пункту 158 Правил предложение выдается безработному гражданину для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, либо направляется в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 31 июля 2018 года была уволена с должности слесаря-ремонтника 5 разряда Северной дирекции моторвагонного подвижного состава – структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» в связи с сокращением численности или штата работников организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

06 августа 2018 года ФИО1 обратилась в ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» с целью предоставления услуги содействия в поиске подходящей работы.

На основании приказа ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» № 236Д25/1808 от 24 августа 2018 года истец признана безработной с 17 августа 2018 года.

29 марта 2021 года ФИО1 обратилась в ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» с заявлением, в котором просила оказать ей государственную услугу по получению пенсии по предложению органов службы занятости, а также направить предложение о досрочном назначении страховой пенсии посредством межведомственного взаимодействия в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе для полного учета пенсионных прав при назначении пенсии.

В ответе от 27 апреля 2021 года № 09/2021-569 ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» сообщило, что вопрос правомерности отказа органа службы занятости населения в выдаче ФИО1 предложения о досрочном назначении страховой пенсии неоднократно рассматривался в судебном порядке, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации ФИО1 может претендовать на установление права на страховую пенсию не ранее 28 января 2022 года, достигнув возраста 51 года (при соблюдении иных необходимых требований).

Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращалась в отделение занятости населения по Вельскому району ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области по вопросу назначения пенсии на основании п. 2 ст. 32 Закона РФ № 1032-1 и выдачи предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, в чем ей было отказано ввиду отсутствия правовых оснований для этого.

Из буквального толкования п. 2 ст. 32 Закона РФ № 1032-1 следует, что предложение органов службы занятости для досрочного назначения пенсия по старости оформляется при одновременном соблюдении следующих условий: гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке; у органов службы занятости должна отсутствовать возможность для его трудоустройства; у безработного гражданина должен быть выработан стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста; причиной увольнения гражданина является ликвидация организации, сокращение численности или штата; безработный гражданин должен быть согласен с направлением его на досрочную пенсию по старости.

При отсутствии одного из данных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Выдача предложения для назначения досрочной пенсии представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.Вместе с тем, необходимая совокупность условий, предусмотренная Законом РФ № 1032-1, в рассматриваемом случае отсутствует.

В рамках государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы орган службы занятости неоднократно информировал ФИО1 о возможных вариантах трудоустройства с учетом ее образования и опыта, предлагал варианты работы, имеющиеся в банке данных.

Согласно листам посещений гражданина для подбора подходящей работы истцу оказывалось содействие в поиске подходящей работы, выдавались направления на работу, однако в результате данных мероприятий, ФИО1 трудоустроена не была.

Женщинам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, которым в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 50 лет, пенсия может быть назначена через 6 месяцев после достижения соответствующего возраста.

50 лет ФИО1 исполнилось в 2021 году.

Женщины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 50-летнего возраста в переходный период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не достигают.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, приложением № 6 к указанному закону, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на страховую пенсию по старости у женщин, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (с учетом переходных положений) наступит в возрасте 53 лет, то есть в 2024 году.

Данное обстоятельство подтверждено, в том числе информацией ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе, предполагаемая дата выхода на пенсию ФИО1 28 января 2024 года.

При таких обстоятельствах, учитывая положения п. 2 ст. 32 Закона РФ № 1032-1, истец может претендовать на установление права на страховую пенсию на основании предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, выдаваемого органами службы занятости, не ранее 28 января 2022 года.

Таким образом, отказ органа службы занятости населения в выдаче предложения на получение досрочной страховой пенсии по старости является обоснованным и правомерным.

Поскольку необходимая совокупность условий, предусмотренная Законом РФ № 1032-1, отсутствует, правовых оснований для возложения на ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» обязанности по направлению в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия предложения для назначения досрочной страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, не имеется.

20 января 2021 года истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной Законом РФ № 1032-1.

Вместе с тем, в территориальный орган Пенсионного фонда предложение о досрочном назначении пенсии безработному гражданину ФИО1 ни органом службы занятости, ни истцом представлено не было.

Ранее (14 октября 2020 года) ФИО1 обращалась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в порядке заблаговременной работы по оценке и подготовке документов, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости (п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ), представив документы о работе (трудовую книжку).

В связи с отсутствием предложения о досрочном назначении пенсии органа службы занятости и возможностью рассмотрения вопроса о пенсионном обеспечении на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ по имеющимся в распоряжении пенсионного органа сведениями о работе истца, посредством телефонной связи 20 января 2021 года специалистом Управления ФИО1 даны разъяснения о возможности изменения в заявлении основания для назначения пенсии.

По результатам данного разъяснения было получено согласие ФИО1 об изменении в заявлении от 20 января 2021 года основания для назначения пенсии, о чем 20 января 2021 года составлен акт о результатах взаимодействия территориального органа ПФР с заявителем № 47.

Таким образом, на основании имеющихся в Управлении документов рассматривался вопрос о наличии либо отсутствии права на назначение страховой пенсии по старости.

При рассмотрении заявления ФИО1 было установлено, что на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости она достигла возраста 49 лет 11 месяцев.

В связи с тем, что истец не достигла возраста, требуемого для назначения страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ (53 года), решением Управления № 26/13625/21 от 27 января 2021 года ФИО1 отказано в назначении соответствующей пенсии. При этом, истцу разъяснено, что по представленным документам право выхода на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ наступит по достижении возраста 53 лет.

30 января 2021 года ФИО1 вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной Законом РФ № 1032-1. При этом, предложение о досрочном назначении пенсии органа службы занятости представлено не было.

В связи с тем, что ФИО1 не достигла требуемого возраста, решением Управления № 39/25851/21 от 02 февраля 2021 года ей отказано в назначении соответствующей пенсии. Поскольку право выхода на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ наступит по достижении возраста 53 лет, право на назначение пенсии по предложению органов службы занятости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ № 1032-1 возможно наступит не ранее возраста 51 года (при наличии предложения органов службы занятости).

18 марта 2021 года ФИО1 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной Законом РФ № 1032-1. На момент обращения с указанным заявлением истец достигла возраста 50 лет 1 месяца. Согласно информации ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» отделения занятости по Вельскому району от 18 марта 2021 года предложение о досрочном назначении пенсии ФИО1 службой занятости населения Вельского района не выдавалось. Решением пенсионного органа № 166/73796/21 от 23 марта 2021 года ФИО1 отказано в назначении пенсии по предложению органов службы занятости в связи с тем, что она не достигла требуемого возраста. При этом, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации отмечено, что право на назначение пенсии по предложению органов службы занятости в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ № 1032-1 возможно наступит не ранее 51 года (при наличии предложения органов службы занятости).

18 марта 2021 года в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе поступило еще одно заявление ФИО1 с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной Законом РФ № 1032-1. По информации ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» отделения занятости по Вельскому району предложение о досрочном назначении пенсии ФИО1 службой занятости населения Вельского района не выдавалось. В соответствии с решением пенсионного органа № 167/74286/21 от 23 марта 2021 года истцу отказано в назначении пенсии по предложению органов службы занятости в связи с тем, что она не достигла требуемого возраста. Заявителю разъяснено, что право выхода на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ наступит по достижении ею возраста 53 лет. Следовательно, право на назначение пенсии по предложению органов службы занятости в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ № 1032-1 возможно наступит не ранее возраста 51 года (при наличии предложения органов службы занятости).

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона № 400-ФЗ право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют женщины по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее календарных 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Согласно приложению № 6 возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ в 2021 году составляет 53 года (50 лет + 36 месяцев).

ФИО1 на основании предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, выдаваемого органами службы занятости, может претендовать на установление права на страховую пенсию не ранее 28 января 2022 года (при соблюдении требований к стажу и при наличии необходимого индивидуального коэффициента), так как при определении права на страховую пенсию в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, общеустановленный возраст (55 лет) для женщин, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том числе и ФИО1, уменьшается до 53 лет. Таким образом, право на страховую пенсию по предложению службы занятости населения может возникнуть не ранее чем за 2 года до достижения указанного возраста.

При изложенных обстоятельствах доводы истца о том, что право на назначение страховой пенсии по старости возникло у нее во втором полугодии 2019 года в 48,5 лет основано на неверном толковании норм права.

Поскольку возраст, дающий право на страховую пенсию по старости, для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет 53 года, претендовать на установление права на страховую пенсию на основании предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, выдаваемого органами службы занятости, она может не ранее 28 января 2022 года по достижению возраста 51 года (на 2 года ранее наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Кроме того, решением Вельского районного суда от 31 октября 2019 года по гражданскому делу № 2-832/2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 05 февраля 2020 года, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06 июля 2020 года, ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» о возложении обязанности по выдаче предложения о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 29 июля 2019 года, выплате компенсации суммы, равной назначенному Пенсионным фондом Российской Федерации размеру пенсии, суммированной за период с 29 июля 2019 года по дату назначения пенсии, взыскании компенсации морального вреда отказано.

Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 15 декабря 2020 года по гражданскому делу № 2-3166/2020 ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о возложении обязанности выдать направление о досрочном назначении пенсии, компенсировать недополученную пенсию, а также в иске к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) об обязании назначить пенсию отказано.

Решением Вельского районного суда от 25 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-5/2021 ФИО1 отказано в удовлетворении требований к ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» о возложении обязанностей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выдать предложение на получение досрочной страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, выплатить компенсацию невыплаченной пенсии с 25 сентября 2020 года, выплатить компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, отменить приказы № 070Д591/2101 от 11 марта 2021 года «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)», № 070П601/2101 от 11 марта 2021 года «О прекращении выплаты пособия по безработице» и восстановить на регистрационном учете (в качестве безработного), к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанностей назначить пенсию по предложению Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, произвести расчет компенсации невыплаченной пенсии с 25 сентября 2020 года, выплатить компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, а также об установлении фактов того, что право по возрасту для назначения досрочной страховой пенсии по старости возникло во втором полугодии 2019 года, а именно: 28 июля 2019 года в 48,5 лет и сохраняется по настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», что с 17 августа 2018 года по настоящее время отсутствует возможность трудоустройства, что варианты работ в г. Вельске, предлагаемые Отделением занятости населения в Вельском районе не соответствуют минимальным требованиям к подбору подходящей работы, а именно: транспортно недоступны, на которые требуется перемена места жительства, на которую ФИО1 не согласна и не имеет возможности (основание – п. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Данными судебными постановлениями также установлено, что на основании предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, выдаваемого органами службы занятости, на установление права на страховую пенсию ФИО1 может претендовать не ранее 28 января 2022 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений пенсионного органа и устранении допущенных нарушений в связи с тем, что условия для признания права на назначение страховой пенсии в соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, а также на период до наступления возраста, дающего право на соответствующую страховую пенсию по старости в соответствии с Законом РФ № 1032-1, не соблюдены.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, правовые основания для возложения на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе обязанности по направлению в ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» в течение 10 дней с момента вынесения решения суда межведомственного запроса на представление предложения о досрочном назначении страховой пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости отсутствуют.

Поскольку возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, для ФИО1 составляет 53 года, претендовать на установление права на страховую пенсию на основании предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, выдаваемого органами службы занятости, она может не ранее 28 января 2022 года по достижению возраста 51 года, учитывая непредставление соответствующего предложения, в удовлетворении требования о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ № 1032-1 следует отказать.

Заявляя требования о приведении выплатного дела в соответствии с поданными истцом заявлениями, удалении сфальсифицированных документов, ФИО1 ссылается на факты фальсификаций ее заявления о назначении пенсии от 20 января 2021 года, уведомления от 20 января 2021 года, а также акта № 47 от 20 января 2021 года с ее согласованием. Также истец указывает на то, что не согласовывала с пенсионным органом изменение основания назначения пенсии.

Заявление о назначении пенсии было подано истцом в форме электронного документа через информационную систему Пенсионного фонда РФ «Личный кабинет застрахованного лица».

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая направление документов через информационную систему Пенсионного фонда РФ «Личный кабинет застрахованного лица», формирование документов программным комплексом, принимая во внимание отсутствие технической возможности для внесения каких-либо изменений в поступившие документы, основания для вывода о фальсификации документов в выплатном деле отсутствуют.

Каких-либо фактов с достоверностью подтверждающих фальсификацию выплатного дела ФИО1, ее заявления о назначении пенсии от 20 января 2021 года, уведомления от 20 января 2021 года, акта № 47 от 20 января 2021 года не установлено.

По заявлению истца о назначении пенсии от 20 января 2021 года пенсионным органом принято решение об отказе в назначении ФИО1 пенсии, предусмотренной п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, а не пенсии предусмотренной Законом РФ № 1032-1.

Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что в связи с отсутствием предложения о досрочном назначении пенсии органа службы занятости и возможностью рассмотрения вопроса о пенсионном обеспечении на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ по имеющимся в распоряжении пенсионного органа сведениями о работе истца, посредством телефонной связи 20 января 2021 года специалистом Управления ФИО1 даны разъяснения о возможности изменения в заявлении основания для назначения пенсии.

По результатам данного разъяснения было получено согласие ФИО1 об изменении в заявлении от 20 января 2021 года основания для назначения пенсии, в связи с чем 20 января 2021 года составлен акт о результатах взаимодействия территориального органа ПФР с заявителем № 47.

Таким образом, на основании имеющихся в Управлении документов рассматривался вопрос о наличии либо отсутствии права на назначение страховой пенсии по старости.

К доводам истца о том, что она не давала согласия на изменение основания для назначения пенсии, ссылаясь, в том числе на аудиозапись телефонного звонка сотрудника пенсионного органа от 20 января 2021 года, суд относится критически, поскольку оснований сомневаться в подлинности акта о результатах взаимодействия территориального органа ПФР с заявителем № 47, не имеется. Кроме того, представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в ходе рассмотрения дела указал, что истцом представлены не все аудиозаписи телефонных разговоров с сотрудниками пенсионного органа.

Следовательно, в удовлетворении требований истца о приведении выплатного дела в соответствии с поданными истцом заявлениями, удалении сфальсифицированных документов следует отказать.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, основания для удовлетворения требования ФИО1 о возложении на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе обязанности по направлению ей в течение 10 дней с момента вынесения решения суда заказным письмом уведомления о том, что заявление от 20 января 2021 года о назначении пенсии, предусмотренной Законом РФ № 1032-1 принято в работу отсутствуют.

Ссылка истца на незаконное рассмотрение дела в порядке искового производства на основании норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании норм процессуального права. То обстоятельство, что в качестве ответчиков указаны органы, наделенные публичными властными полномочиями, само по себе не является основанием к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства, так как действующее законодательство не содержит положений о том, что все дела с участием государственных органов независимо от характера возникших правоотношений подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Указание истцом наименования иска как административного, а равно ссылки на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут свидетельствовать о необходимости рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, поскольку вид судопроизводства определяется судом на стадии принятия иска исходя из характера правоотношений, из которых вытекают требования лица, обратившегося за судебной защитой. Вид судопроизводства не может быть произвольно изменен и выбран заявителем.

Иные доводы истца не свидетельствуют о наличии основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное), Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» о признании незаконным ответа об отказе в выдаче предложения для назначения досрочной страховой пенсии по старости от 27 апреля 2021 года, возложении обязанности по направлению предложения для назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании решений пенсионного органа незаконными, направлении межведомственного запроса, назначении пенсии, приведении выплатного дела в соответствии с поданными заявлениями, удалении сфальсифицированных документов, направлении уведомления о принятии в работу заявления о назначении пенсии от 20 января 2021 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Н.В. Сидорак