Мотивированное решение
составлено 24.12.2021
Дело №2-204/2021
УИД 76RS0018-01-2021-000275-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 г. с. Большое Село Ярославской области
Большесельский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощинова В.В.,
при секретаре Ильиной Е.Д.,
с участием третьего лица ФИО1, являющегося также представителем истца ФИО2 к.,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село гражданское дело по иску Ягубовой Сама Алихан кызы к Управлению социальной защиты населения Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области об отмене решения от 22.05.2021 № ЕПД2-20210421-50735-4, признании незаконным уведомления от 06.07.2021 №566 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно,
установил:
ФИО2 к. обратилась в суд с иском к УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области, просила признать незаконными решение ответчика от 22.05.2021 №ЕПД2-202110421-50735-4, уведомление ответчика от 06.07.2021 № 566 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет; обязать ответчика назначить ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
В обоснование требований ФИО2 к. со ссылкой на п.п. «ж» п.16, а также п.21 постановления Правительства РФ от 31.03.2020 №384 указала, что 21.05.2021 посредством сайта «Госуслуг» ею было направлено заявление о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет (далее в решении – ежемесячной выплаты). 22.05.2021 решением № ЕПД2-20210421-50735-4 УСЗН Администрации ФИО5 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты в виду отсутствия у трудоспособных членов семьи доходов.
09.06.2021 было повторно подано заявление ответчику о предоставлении ежемесячной выплаты, с приложением помимо прочих документов 8 гражданско-правовых договоров. 05.07.2021 ответчик вынес уведомление №566 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты.
С решением от 22.05.2021, уведомлением от 05.07.2021 истец не согласна. При вынесении решения 22.05.2021 ответчиком не учтено, что в указанный постановлением период супруг истца ФИО1 имел статус безработного не более шести месяцев, а истец осуществляла уход за ребенком в возрасте до трех лет.
Ответчику были представлены договоры об оказании юридических услуг в количестве 8 экземпляров за период, установленный в постановлении. Указание в уведомлении от 05.07.2021 о том, что данные договоры не могут быть рассмотрены в качестве документов, подтверждающих наличие трудового дохода трудоспособного члена семьи, не верно, так как договоры не признаны недействительными сделками в установленном законом порядке. Ссылка в уведомлении от 09.06.2021 на нормы Налогового кодекса РФ не может служить основанием для вывода, что представленные заявителем договоры об оказании юридических услуг супругом ФИО1 не подтверждают его доход. Ссылка на нормы Налогового кодекса РФ противоречит постановлению Правительства РФ от 31.03.2020 №384, применение норм Налогового кодекса РФ не входит в компетенцию сотрудников УСЗН.
ФИО2 к., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании 30.08.2021 ФИО2 к. исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям.
Представитель истца ФИО1, также привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что приложения к договорам оказания юридических услуг, предусматривающие размер и порядок оплаты по договору, оформлялись не в каждом случае. При их отсутствии условия об оплате обговаривались в устной форме на основе доверительных отношений, оплата оказанных услуг производилась по распискам. По делу ФИО7 ФИО1 было выплачено 10 000 руб., ФИО8 также выплатила фактически 10 000 руб. Гражданско-правовые договоры были представлены за 2020 год и один за январь 2021 года. В налоговые органы ФИО1 не подавал декларацию о доходах, не уплачивал подоходный налог.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала по тем основаниям, что при назначении вышеуказанной выплаты рассматривается семья в целом, то есть все члены семьи трудоспособного возраста. По доходам берется среднедушевой доход семьи на человека, критерием служит прожиточный минимум, доход не должен превышать 10746 руб. Первое заявление было подано 21.04.2021 через портал Госуслуги. На тот момент данных о том, что отец ребенка имеет доход, не было. Повторное заявление было подано 09.06.2021, истец подавала заявление лично в УСЗН. Брался период с 01.02.2020 по 30.05.2021. ФИО2 к. с 01.02.2020 состояла на учете службы занятости населения, потом у неё ДД.ММ.ГГГГ родился ребёнок. ФИО2 к., как заявитель, с учетом указанных обстоятельств ( нахождения на учете в службе занятости, ухода за ребенком до 3 лет ) подпадает под правило нулевого дохода, ей подтверждать доход не требуется. ФИО1 состоял на учете службы занятости населения с 29.06.2020 по 26.10.2020 - 4 месяца, больше доходов нет. Ответчик подтвердил отсутствие доходов по уважительным причинам только за 4 месяца, но должны быть доходы ( их отсутствие по уважительным причинам ) за 10 месяцев, такой информации нет. Когда подавали заявление, лично ФИО1 представил гражданско-правовые договоры, по которым он оказывал юридические услуги, получал за это денежное вознаграждение. По запросам по системе межведомственного взаимодействия нигде не отражено, что эти доходы где-то имеются, по запросу пришла информация об отсутствии у ФИО1 задекларированного дохода. Сотрудники УСЗН консультировались с Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, который поддержал позицию об отказе в назначении ежемесячной выплаты.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве на иск представитель третьего лица указал, что для получения ежемесячной денежной выплаты необходимо обратиться с заявлением по форме, утвержденной Требованиями, в уполномоченный на осуществление ежемесячной денежной выплаты орган. Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден Требованиями, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Согласно п. 10 Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора запрашивается в Федеральной налоговой службе России (автоматизированная информационная система "Налог-3") посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Перечень документов (сведений), которые предоставляются заявителем одновременно с заявлением, установлен п.13 Требований. Перечень не содержит указания на такой документ, как договор гражданско-правового характера.
В соответствии с п.п. «ж» пункта 16 Требований отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, является основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты.
При отсутствии подтверждения наличия уважительных причин, указанных в п.п. «ж» пункта 16 Требований у члена семьи заявителя Управлением обоснованно отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты ( л.д.196-198 ).
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу исследованы письменные материалы:
Заявление ФИО2 о назначении ежемесячной денежной выплаты от 21.04.2021 ( л.д.128-131).
Заявление ФИО2 о назначении ежемесячной денежной выплаты от 09.06.2021 ( л.д.28-32).
Свидетельство о заключении брака 16.07.2021 между ФИО1 и ФИО2 к. ( л.д.7 ).
Свидетельства о наличии у ФИО1 и ФИО2 к. двух детей: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д.8-9).
Копия трудовой книжки ФИО1, согласно записям в которой он не осуществлял трудовую деятельность с 26.06.2014 ( л.д.35-37).
Копия трудовой книжки ФИО2, согласно записям в которой она не осуществляла трудовую деятельность с 07.06.2018 ( л.д.38-39).
Гражданско-правовые договоры на оказание ФИО1 юридических услуг: ФИО11 от 17.02.2020 ( л.д.49-50 ), ФИО12 от 17.03.2020 ( л.д.52-53 ), ФИО13 от 13.04.2020 ( л.д.55-56 ), ФИО8 от 15.05.2020 ( л.д.58-59), ФИО15 от 22.06.2020 (л.д.61-62), ФИО16 от 18.11.2020 ( л.д.64-65 ), ФИО17 от 22.12.2020 ( л.д.67-68 ), ФИО7 от 22.01.2021 ( л.д.70-71 ). Согласно приложениям к договорам от 17.02.2020, 15.05.2020, 22.12.2020, 22.01.2021 стоимость услуг по ним составляет по 10 000 руб.
Расписки о получении ФИО1 оплаты по договорам в размере 10 000 руб. ( по каждому договору ) от 17.02.2020, 17.03.2020, 13.04.2020, 15.05.2020, 22.06.2020, 18.11.2020, 22.12.2020, 22.01.2021 ( л.д.51,54, 57, 60, 63, 66, 69, 72 ).
Запросы, направленные УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области в порядке межведомственного взаимодействия, при рассмотрении заявления ФИО2 о назначении ежемесячной денежной выплаты, и ответы на них ( л.д.73-125, 135- 184, 188, 202-207). Согласно представленным сведениям, данных о получении ФИО1 и ФИО2 к. доходов в 2020 году в Федеральной налоговой службе не имеется ( л.д.98 ). ФИО1 в расчетный период состоял на учете службы занятости населения с июня 2020 г. по октябрь 2020 г. ( л.д.95 ). ФИО2 к. в расчетный период состояла на учете службы занятости населения с декабря 2019 г. по март 2020 года ( л.д.93 ).
Справка от 24.04.2021 о назначенных ФИО2 к. мерах социальной поддержки ( л.д.132-134 ).
Решение УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области от 22.05.2021 об отказе ФИО2 к. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, ввиду отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов ( л.д.10, 126 ).
Протокол об отказе в назначении ежемесячной выплаты ФИО2 к. ( л.д.127 ).
Уведомление УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области от 05.07.2021 в адрес ФИО2 к., согласно которому, представленные в подтверждение наличия у супруга заявителя ФИО1 дохода гражданско-правовые договоры не могут быть учтены, так как в межведомственных ответах Федеральной налоговой службы какой-либо информации о полученных ФИО1 по данным договорам доходах не имеется. В связи с этим, согласно п.п. «ж» п.16 постановления Правительства РФ от 31.03.2020 №384 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет отказано ( л.д.11).
Протокол об отказе в назначении ежемесячной выплаты ФИО2 к. ( л.д.26 ).
Письмо Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 06.07.2021 в адрес УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области, в котором указано на соответствие действующему законодательству решения об отказе в назначении ФИО2 к. ежемесячной денежной выплаты по основанию отсутствия подтвержденных ФНС сведений о доходах от трудовой деятельности отца ребенка в течение расчетного периода ( л.д.24 ).
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно ( далее Основные требования ), Примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты.
Согласно п.2 Основных требований ежемесячная выплата назначается и её размер зависит от соотношения размера среднедушевого дохода семьи к величине прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения ( п.19 Основных требований ).
Как установлено п.16 Основных требований, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются:
б) превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;
ж) отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 настоящих основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В соответствии с п.22 Основных требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
П.21 Основных требований установлен перечень доходов учитывающихся при расчете среднедушевого дохода семьи, в который помимо прочего входит вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора ( п.п. «а» п.21 Основных требований ).
В силу п.12 Основных требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
П.24 Основных требований предусмотрено право заявителя представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 13(1) и 13(2) настоящих основных требований для подтверждения доходов от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики, при осуществлении деятельности с применением упрощенной системы налогообложения. В таком случае уполномоченный орган при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
Также предусмотрена возможность учёта доходов, документы (сведения) о которых представлены заявителем или членами его семьи в соответствии с пунктом 13 и абзацем вторым настоящего пункта за расчетный период, в случае если в информации, представленной в рамках межведомственного электронного взаимодействия, отсутствуют сведения о доходах от осуществления предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также о доходах по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности ( данные виды дохода предусмотрены в п.п. «л» и «н» п.21 Основных требований ).
В графе 10 Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты установлено, что сведения о вознаграждении в рамках гражданско-правового договора устанавливаются на основании информации, полученной из ФНС России (автоматизированная информационная система "Налог-3")/посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Доказательствами по делу установлено, что в расчетный период ( с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. ) ФИО2 к. более 10 месяцев не имела дохода по причинам, признанным п.п. «ж» п.16 Основных требований уважительными (в течение 4 месяцев имела статус безработного, ищущего работу; в течение 8 месяцев осуществляла уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет).
Суд не разделяет позицию истца о том, что по смыслу п.п. «ж» п.16 Основных требований отсутствие у заявителя дохода по уважительной причине, дает право на получение ежемесячной выплаты даже при отсутствии дохода у трудоспособных членов её семьи ( супруга ) без уважительных причин.
Как указано выше ( п.2 Основных требований ) ежемесячная выплата назначается и её размер зависит от соотношения размера среднедушевого дохода семьи к величине прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи определяется путем пропорционального соотношения суммы доходов всех трудоспособных членов семьи к числу членов семьи. В связи с этим, суд приходит к выводу, что и отсутствие дохода должно быть обусловлено уважительными причинами в отношении каждого из трудоспособных членов семьи, а не одного из них.
Супруг заявителя ФИО1 в расчетный период в течение 4 месяцев имел статус безработного, ищущего работу.
Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что по данным, предоставленным ответчику из ФНС России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, супруг заявителя ФИО1 не имел доходов, подлежащих налогообложению, включая доходы, полученные за совершение действий в рамках гражданско-правовых договоров.
Истцом ФИО2 к. при повторном обращении в УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области представлены копии гражданско-правовых договоров и расписок, свидетельствующих о получении её супругом ФИО1 доходов в течение 6 месяцев ( с февраля по июнь, а также в ноябре 2020 года ), входящих в расчетный период.
УСЗН Администрации ФИО5 Ярославской области при рассмотрении заявления пришло к выводу о том, что при отсутствии сведений в ФНС о доходах ФИО1 по указанным гражданско-правовым договорам, данные договоры и расписки не могут быть учтены для подтверждения факта наличия дохода, определения его размера.
Аналогичную позицию занял и Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области при даче своих рекомендаций по спору.
Суд считает указанный вывод верным, основанным на положениях закона.
Законодательство РФ в ряде случаев предусматривает возможность ограничения допустимых доказательств для подтверждения определенных обстоятельств ( например при несоблюдении требований о письменной форме сделки ).
Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и Примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384, устанавливают, что наличие и размер дохода от оказания услуг по гражданско-правовым договорам, устанавливается на основании информации, полученной из ФНС России (автоматизированная информационная система "Налог-3") посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Возможность замены указанной информации на письменные документы постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 не предусмотрена. Постановление ( п.24 ) содержит ряд случаев, когда заявитель помимо информации, полученной уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия, может ссылаться на письменные документы для подтверждения наличия и размера дохода, а уполномоченный орган обязан принять данные документы во внимание, но данные исключения ( доходы от осуществления предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности ) не относятся к спорным правоотношениям.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 также предусматривает виды дохода, которые заявитель обязан подтвердить посредством представления подтверждающих документов ( например графа 12 Примерного перечня - сведения о доходах сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ), но данные виды дохода также не относятся к спорным правоотношениям.
Доводы стороны истца о том, что представленные ответчику гражданско-правовые договоры не признаны недействительными, не влияет на разрешение дела.
Суд приходит к выводу, что истцом не было подтверждено допустимым законом способом наличие у её супруга ФИО1 в течение 10 месяцев, входящих в расчетный период, доходов, либо их отсутствия по уважительным причинам.
По указанным основаниям в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ягубовой Сама Алихан кызы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение месяца с момента его составления в мотивированной форме.
Судья