ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/2021 от 26.04.2021 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-204/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Милуш О.А.,

при секретаре Казаковой А.В.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от 25.06.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» о возложении обязанности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» о возложении обязанности, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, проживают нем с момента ввода дома в эксплуатацию. При этом, жилой дом, в котором расположена указанная квартира, является многоквартирным жилым домом. Договор энергоснабжения заключен с Гарантирующим поставщиком ПАО «Красноярскэнергосбыт», и электрический счетчик был установлен в жилом помещении, по показаниям которого истцы производили расчеты за полученную электроэнергию. Однако, поскольку установленный электросчетчик вышел из строя, возникла необходимость его замены, о чем было сообщено ответчику, в связи с чем ответчик самостоятельного принял решение об установке счетчика не в квартире истцов, а на опоре линии электропередачи, так как установленный расчетный прибор установлен на границе раздела балансовой принадлежности сторон между потребителем и филиалом ПАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго».

В указанной связи истцы просят обязать ответчика переустановить электросчетчик (прибор учета) № установленный на опоре возле жилого дома по адресу: <адрес>, в квартиру <адрес> в городе Красноярске в соответствии с требованиями пункта 1.5.27. «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (в ред. от 20.06.2003), взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, реализовали свое право на участие в деле через представителя ФИО2 /полномочия проверены/, который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Кроме того, пояснил, что нарушаются права истцов, поскольку установка прибора учета на опоре линии электропередач приводит к утечке электрической энергии, увеличению потерь. При этом, прибор учета установлен с нарушением правил электрической установки, которые являются обязательными. Считает, что границей балансовой принадлежности является стена дома. Однако, пояснить как была определена граница балансовой принадлежности не смог, тем не менее, дополнил, что границы балансовой принадлежности между истцом и ответчиком не установлены, поэтому прибор должен устанавливать в точке присоединения, именно в квартире истцов. Указывал также на возможные некорректные показания прибора учета, в связи с воздействием внешних природных условий при резко-континентальном климате.

Ответчик ПАО ««Россети Сибирь» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщило. Ранее до судебного заседания представляло дополнительный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что прибор учета типа на опоре ВЛ 0,4 кВ установлен и допущен ответчиком в качестве расчетного правомерно, на следующих основаниях, так в соответствие с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в которой имеется техническая возможность его установки. В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 861, под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок. Кроме того, в соответствии с Правилами учета электрической энергии (утв. ФИО6 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) п. 3.2. — «Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило на границе балансовой принадлежности электросети». Также п. 1.5.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) гласит о том, что счетчики для электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. При этом, в силу п. 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Таким образом, поскольку у истца отсутствовал прибор учета и расчет потребленной энергии ПАО «Красноярскэнергосбыт» производился по нормативу, ПАО «Россети Сибирь» за свой счет произведена установка прибора учета типа на опоре ВЛ 0,4 кВ (в месте максимально приближенной к границе балансовой принадлежности) с последующим допуском его в эксплуатацию. О допуске прибора учета в эксплуатацию истец был уведомлен заблаговременно, что подтверждается сопроводительным письмом . от 11.02.2019, представленный в материалы настоящего дала. Однако, в назначенное время и дату истец не явился, в связи с чем 19.02.2019 сотрудниками организации был произведен допуск прибора учета в эксплуатацию без истца в соответствии с п. 154 Основных положений. Также прибор учета типа установлен в соответствии с требованиями, указанными в паспорте данного типа прибора учета, из которого следует, что счетчик предназначен для непрерывной круглосуточной работы в условиях наружной установки, в рабочих условиях применения счетчик устойчив к воздействию температуры окружающего воздуха от - 40 до + 70 0С и относительной влажности 98%, прибор учета крепится на изоляторах опоры в разрыв нейтрального провода, отходящего к потребителю или кабелю, в случае его применения, наиболее предпочтительное место – вблизи опоры (~0,5 м). Таким образом, прибор учета типа установлен в соответствии с требованиями завода изготовителя, и место установки прибора учета соответствует требованиям и критериям, указанным в нормах закона, в связи с чем просили отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 162-163).

Третьи лица Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», ПАО «Красноярскэнергосбыт», Администрация Свердловского района в г. Красноярске, ФИО7, ФИО8, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не поступало.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861.

Согласно пункту 3 указанных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами (п. 4 Правил).

Пунктом 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1.

В силу п. 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

При этом указанные Правила распространяются на спорные правоотношения, в силу п. 2 Правил, которым предусмотрено, что настоящие Правила распространяются на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяется точка присоединения.

В пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, дано понятие границы балансовой принадлежности и точки присоединения к электрической сети, согласно которому "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок; "точка присоединения к электрической сети" - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - это документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства;

документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее также - Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Согласно пункту 1.5.27 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (далее - ПУЭ) Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. С.

В соответствии с пунктом 1.5.6. ПУЭ счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.

ПУЭ в качестве основного места установки прибора учета электрической энергии указывают "легко доступное для обслуживания сухое помещение, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С". Положения пункта 1.5.6. ПУЭ носят рекомендательный характер.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «МРСК Сибири» является территориальной сетевой организацией, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.07.2005 года, основным видом деятельности которого является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. С 05.08.2020 внесены изменения в наименование данного юридического лица на ПАО «Россети Сибирь».

ФИО1, ФИО9, ФИО7 являются общими долевыми собственниками, по 1/3 доли в праве собственности, жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.05.2014 (л.д. 8,9,10).

Между ФИО1 и Гарантирующим поставщиком ПАО «Красноярскэнергосбыт» был заключен договор о поставке электроэнергии, что также подтверждается ответом на запрос от 17.11.2020 ПАО «Красноярскэнергосбыт», из которого следует, что предоставление коммунальной услуги по электроснабжению не ставится в зависимость от наличия письменного договора электроснабжения, договорные отношения по электроснабжению с ФИО1 оформлены в виде финансово-лицевого счета , при этом, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей на указанный жилой дом потребителем в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» не предоставлялся (л.д. 198).

Из искового заявления и пояснений представителя истца, данных в ходе судебного заседания, следует, что истцы проживают с момента ввода дома в эксплуатацию в спорном жилом помещении, где был установлен электрический счетчик, по показаниям которого истцы производили расчеты за полученную электроэнергию. Поскольку установленный электросчетчик вышел из строя, возникла необходимость его замены, в связи с чем ФИО1 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением и потребовала произвести опломбировку счетчика, допустить прибор учета в эксплуатацию.

11.02.2019 года письмом в адрес ФИО1 направлено уведомление о проведении 19.02.2019 года мероприятий по допуску в эксплуатацию прибора учета электроэнергии , установленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей на объекте – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Поскольку в указанное время и дату ФИО1 не явилась, сотрудниками филиала в одностороннем порядке был составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию 19.02.2019 года , который ФИО1 подписан не был (л.д. 14).

22.02.2019 года в адрес ФИО1 было направлено уведомление о допуске в одностороннем порядке в эксплуатацию прибора учета (л.д. 12).

Из указанного акта и представленных фотографий усматривается, что ПАО «Россети Сибирь» самостоятельно принято решение об установке прибора учета типа не в квартире ФИО1, а на опоре линии электропередачи (л.д. 37, оборот л.д.158, 159).

Как следует из паспорта , счетчик электрической энергии однофазный – счетчик электрической энергии однофазный активной энергии переменного тока непосредственного включения. Предназначен для измерений и многотарифного учета активной энергии в однофазных двух-проводных сетях переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Позволяет осуществлять централизованный сбор информации о потреблении электроэнергии по линиям 0,4 кВ и может использовать в АИИС «Матрица» (л.д. 30-31).

Из раздела 10 Паспорта прибора учета следует, что счетчик предназначен для наружного применения в непрерывном круглосуточном режиме работы. В рабочих условиях применения счетчик устойчив к воздействию температуры окружающего воздуха от минус 40 0С до плюс 70 0С и относительно влажности до 98% при температуре 25 0С (без конденсации влаги). По защите от проникновения пыли, воды и внешних твердых предметов счетчик соответствует степени защиты – IP 65 (оборот л.д. 31).

Из ответа на запрос от 03.12.2020 следует, что акт раздела границ балансовой принадлежности сторон, составленный в отношении жилого дома истца отсутствует в ПАО «Россети Сибирь», поскольку у истца отсутствовал пробор учета и расчет потребленной электроэнергии ПАО «Красноярскэнергосбыт» производился по нормативу, в связи с чем ПАО «Россети Сибирь» за свой счет произведена установка прибора учета типа на опоре ВЛ 0,4 кВ (в месте максимально приближенной к границе балансовой принадлежности) с последующим допуском его в эксплуатацию. Прибор учета типа был установлен сотрудниками сетевой организации в соответствии с требованиями завода изготовителя, указанными в паспорте данного типа прибора учета, в связи с чем место установки прибора учета соответствует требованиям и критериям, указанным в нормах закона (л.д. 201).

Согласно ответу на запрос от 19.12.2019 ПАО «Красноярскэнергосбыт» следует, что в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» поступил акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 19.02.2019 , составленный персоналом филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» по адресу: <адрес>, в соответствии с направленным актом прибор учета был принят к расчетам с показаниями 31010. В ходе проверки акта допуска прибора учета в эксплуатацию, было обнаружено в нем отсутствие подписи потребителя. Кроме того, расчет платы за потребленную электроэнергию производится в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Также в соответствии с пунктами 81,81(3), 83(7) Правил, указанных выше, подпись потребителя в акте ввода прибора в эксплуатацию является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию для целей определения объема потребленной электрической энергии и расчета размера платы за коммунальную услугу. Таким образом, допуск прибора учета произведен ненадлежащим образом, в связи с чем снят с коммерческих расчетов, объем потребленной электрической энергии, начисленный за период с 19.02.20196 по 30.11.2019 на сумму 8723 кВт*ч сторнирован, и начисления произведены в соответствие с п. 42 Правил, исходя из нормативов потребления в размере 2530 кВт*ч, утвержденных Постановление Правительства Красноярского края от 11.10.2016 (л.д. 150).

Из 2 абз. п. 81(2) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 следует, что в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, если потребитель и (или) исполнитель (если исполнителем является лицо, отличное от гарантирующего поставщика) не явились в указанные в уведомлении дату и время и (или) не согласовали с гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) иные дату и время проведения допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии, то прибор учета электрической энергии считается допущенным к эксплуатации с даты, указанной в уведомлении, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению. При этом, обязательного условия – наличия подписи потребителя в акте ввода прибора учета в эксплуатацию для допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии данный пункт правил не содержит. Вместе с тем, истцом в рамках настоящего спора не оспариваются порядок и размер начисления оплат за электроэнергию.

Из пункта 147 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") следует, что при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта по соглашению сторон либо в иных случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Для учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, за исключением объектов микрогенерации, приборы учета также должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и должны измерять почасовые объемы принятой и отданной электрической энергии в месте их установки. При этом в отношении генерирующих объектов, функционирующих на основе использования фотоэлектрического преобразования энергии солнца, и генерирующих объектов, функционирующих на основе использования энергии ветра, приборы учета устанавливаются в местах непосредственного соединения соответствующего генерирующего оборудования (группы оборудования - при условии обеспечения измерения суммарных почасовых объемов производства электрической энергии) с электрической сетью либо в местах непосредственного соединения оборудования, преобразующего частоту вырабатываемой таким генерирующим оборудованием электрической энергии, с электрической сетью.

При установке приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учета подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее.

При отсутствии информации о местах установки приборов учета в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии или отсутствии технической возможности установки прибора учета в указанных местах, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта при его согласии. В случае установки прибора учета в границах балансовой принадлежности смежного субъекта, то такой смежный субъект не вправе требовать платы за установку и последующую эксплуатацию такого прибора учета.

Местом, максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, является место, максимально приближенное к точке поставки, в котором имеется техническая возможность установки прибора учета. При этом объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору будет подлежать корректировке только на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

установка прибора учета по проектным характеристикам мест установки невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) или объектов электросетевого хозяйства и (или) без создания новых объектов капитального строительства;

при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к условиям его установки и эксплуатации, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Условия отсутствия технической возможности установки прибора учета не применяются при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Также, в соответствии с п. 150 Правил №442 (ред. от 22.06.2019 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документов.

Из вышеприведенных положений следует, что ПАО «Россети Сибирь» был установлен прибор учета электроэнергии на опоре ВЛ 0,4 кВ в соответствии с п. 144 Правил Постановления Правительства от 04.05.2012г. № 442, поскольку прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, в то время как установка прибора учета внутри жилого помещения истцов будет не соответствовать требованиям Постановления правительства РФ от 27.12.2004 № 861 и Правил устройства электроустановки, в связи с чем доводы стороны истца о том, что нарушены права истцов и прибор учета установлен с нарушением правил электрической установки признан судом не состоятельным.

При этом, учитывая изложенное, приборы учета отпуска электрической энергии следует располагать в местах доступных для их обслуживания, что позволит обеспечивать контроль по прибору учета за соблюдением установленных режимов передачи электроэнергии, проведения контрольных проверок расчетного счетчика на месте установки, а также к электроустановкам потребителя, в целях полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии. Размещение прибора учета в указанном месте обеспечивает свободный доступ к нему работников сетевой и энергоснабжающей организации.

Довод стороны истца о том, что расположение прибора учета на опоре линии электропередач приведет к утечке электрической энергии, увеличению потерь, судом отклоняется, поскольку в соответствии с 147 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору будет подлежать корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом, документального подтверждения данных доводов, расчета потерь стороной истца в материалы дела не представлено.

Позиция стороны истца о некорректной фиксации показаний потребленной электроэнергии, носит вероятностный характер, опровергается эксплуатационными характеристиками прибора учета, установленными производителем.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях общества нарушения прав истов. При этом, по общему правилу, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, однако, в случае отсутствия технической возможности его установки на границе раздела балансовой принадлежности, такой прибор учета может быть установлен в ином месте. Также при выборе места установки прибора учета надлежит принимать во внимание возможность установки прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности. Нормативные требования не предоставляют потребителю право определять место установки прибора по своему усмотрению и желанию без учета технической возможности установки такого прибора в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности сторон.

При изложенных обстоятельствах, исследовав доказательства в их совокупности, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, суд не находит оснований для удовлетворения производных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, расходов на услуги представителя.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ФИО4 к Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» о возложении обязанности переустановить электросчетчик (прибор учета) , установленный на опоре возле жилого дома по адресу: <адрес>, в квартиру <адрес> в городе Красноярске в соответствии с требованиями пункта 1.5.27. «Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание» (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (в ред. от 20.06.2003), о взыскании компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.05.2021.

Судья О.А. Милуш