ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-204/2022КОПИ от 11.01.2022 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-204/2022 КОПИЯ

УИД 42RS0037-01-2021-004779-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего судьи Красиевой С.А.,

при секретаре Череповой О.Г.,

с участием:

представителя истца помощника Юргинского межрайонного прокурора Кель Д.А.

представителя ответчика ФИО1

11 января 2022 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту социальных прав ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий, взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Юргинский межрайонный прокурор в защиту социальных прав ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий, о взыскании убытков.

Требования мотивирует тем, что по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения Управлением социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа требований федерального законодательства, регламентирующего предоставления мер социальной поддержки гражданам, в ходе которой выявлены существенные нарушения требований федерального закона, а также прав и законных интересов заявителя, что явилось основанием для прокурорского вмешательства.

Установлено, что 27.09.2021 ФИО2 обратился в Администрацию Юргинского муниципального округа с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в котором указал себя, как живущем в неполной малоимущей семье, также указал о получении им дохода в виде повышенной социальной стипендии, государственной академической стипендии и социальной стипендии за три предшествующих месяца до обращения.

Уведомлением руководителя Уполномоченного органа Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа от 04.10.2021 № 8, ФИО2 отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.

Уведомление принято на основании произведённого расчёта среднедушевого дохода ФИО2 за 3 предшествующих месяца месяцу подачи заявления: июнь, июль и август 2021 года и составила 13063,33 руб., и сделан вывод о том, что доход превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Кемеровской области, установленного Постановлением Правительства Кемеровской области от 29.01.2021 № 41 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кемеровской области-Кузбассе на 2021 год» - 11 354 руб.

По результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что ежемесячно выплачиваемая ФИО2 социальная стипендия и повышенная социальная стипендия не правомерно была учтена при расчёте среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, поскольку оказываемая государством социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, принятое Управлением социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа решение об отказе в назначении государственной социальной помощи от 04.10.2021 №8 и Уведомление начальника отдела Управления социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа №8 от 04.10.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача справок студентам для получения государственной социальной стипендии», было основано на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные отношения.

В рамках досудебного урегулирования прокурором 13.10.2021 в адрес Главы Юргинского муниципального округа было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления, выявленные нарушения не устранены, из ответа Главы Юргинского муниципального округа на представление прокурора следует, что согласно статье 5 Федерального закона от 05.0.2003 № 44-ФЗ перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи т дохода одиноко проживающего гражданина для оказаниям им государственной социальной помощи, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, в пункте 1 которого помимо прочих доходов отнесены и стипендии. Вследствие чего по мнению администрации законодательством государственная социальная стипендия непосредственно не отнесена к понятию «государственная социальная помощь», а ее назначение и выплата ставится в прямую зависимость от наличия или отсутствия прав на получение государственной социальной помощи.

Таким образом, со стороны уполномоченного органа Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа на момент предъявления прокурором настоящего искового заявления не устранены нарушения выявленные прокурором в ходе проведенной проверки по обращению ФИО2 и не восстановлены права и законные интересы заявителя, в связи с чем, решение от 04.10.2021 №8 Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа об отказе в назначении (предоставлении) меры государственной социальной помощи должно быть признанно незаконным и с указанного органа в пользу ФИО2 должны быть взысканы убытки, в виде неполученной государственной социальной стипендии с октября 2021 года в размере 34 400 рублей, т.к. ранее получаемая им социальная стипендия составляла ежемесячно 12 200 рублей, понесенные им в результате незаконных действий, по следующим основаниям.

Как установлено в ходе проверки ФИО2, ***, *** зарегистрирован по адресу: ***, что подтверждается паспортом ***.

В октябре 2020 года ФИО2 обратился в Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа с заявлением от 23.10.2020 о назначении ему государственной социальной помощи, в котором указал себя, как живущий один, также указал о получении им дохода в виде государственной академической стипендии за один предшествующий месяц (сентябрь) до обращения в размере 2 933 рубля.

Одновременно, ФИО2 указал, что обучается в высшем учебном заведении по очной форме за счет бюджетных ассигнований.

По результатам рассмотрения уполномоченным органов указанного заявления ФИО2 было принято решение о назначении государственной социальной помощи, одновременно с этим ФИО2 было выдано уведомление о признании его малоимущим.

На основании выданного Управлением социальной защиты населения уведомления от 27.10.2020 *** о признании ФИО2 малоимущим, указанному лицу ФГБОУ «***» была назначена государственная социальная стипендия, которую он получал до октября 2021 года включительно.

Согласно справке о доходах, выданной ФГБОУ «***» ФИО2 за июнь, июль и август *** года было начислено 35 250 руб., из которых, повышенная социальная стипендия составила 30 000 руб.

Таким образом, среднедушевой доход ФИО2 на момент обращения к ответчику, составлял меньше величины прожиточного минимума за указанный период.

В связи с чем, решение Управления социальной защиты населения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от 04.10.2021 *** является незаконным.

ФИО2, была оказана социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, которые в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина дл оказания им государственной социальной помощи» не должна была при расчете среднедушевого дохода семьи.

В результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи ФИО2 причинены убытки в виде неполученной им государственной социальной стипендии. Поскольку ФИО2 не получил положенную ему государственную социальную стипендию, с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО2 подлежат взысканию убытки в виде неполученной социальной стипендии.

Просит суд признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа об отказе в назначении государственной социальной помощи и отказе в предоставлении справки для получения мер социальной поддержки от ******. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа принять новое решение о назначении государственной социальной помощи в отношении ФИО2, выдав ему уведомление о признании его малоимущим. Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО2 убытки, в виде неполученной государственной социальной стипендии с октября 2021 года в размере 34 400 рублей.

В суде представитель истца Кель Д.А. исковые требования уточнил в части, подлежащей взысканию суммы убытков с октября 2021г. по декабрь *** в размере повышенной социальной стипендии - 15000 руб. ежемесячно, то есть 45000 руб. Исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

ФИО2 в суд не явился, о судебном слушании извещен надлежаще.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в суде против иска возражала, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012) стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

В соответствии с частями 3 и 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ наряду с государственной академической стипендией назначается государственная социальная стипендия студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, получившим государственную социальную помощь, со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная стипендия назначается студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенной категории граждан устанавливает Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который получателями такой помощи признает малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иные категории граждан, предусмотренные этим законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевои доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, закрепляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи (статья 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ предусмотрено необходимость учета при определении совокупного дохода семьи положений статьи 5 и статьи 6-12 Федеративного закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В частности, статьей 5 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «д» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь -предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Государственная социальная помощь оказывается, в том числе, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) (статья 12).

Частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная социальная стипендия назначается студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

Следовательно, государственная социальная стипендия - вид государственной социальной помощи, оказываемая, в том числе, студентам из малоимущих семей в порядке, определенном органом государственной власти субъекта Российской Федерацию, а поэтому социальная стипендия не подлежит учету при определении среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.

Как предусмотрено статьей 15 приведенного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании его малоимущей и об оказании ему государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Из письменных материалов дела следует, что в октябре 2020 года ФИО2 обратился в Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа с заявлением от 23.10.2020 о назначении ему государственной социальной помощи, в котором указал себя, как живущий один, также указал о получении им дохода в виде государственной академической стипендии за один предшествующий месяц (сентябрь) до обращения в размере 2 933 рубля.

Одновременно, ФИО2 указал, что обучается в высшем учебном заведении по очной форме за счет бюджетных ассигнований.

По результатам рассмотрения уполномоченным органов указанного заявления ФИО2 было принято решение о назначении государственной социальной помощи, одновременно с этим ФИО2 было выдано уведомление о признании его малоимущим.

На основании выданного Управлением социальной защиты населения уведомления от ****** о признании ФИО2 малоимущим, указанному лицу ФГБОУ «***» была назначена государственная социальная стипендия, которую он получал до октября 2021 года включительно.

27.09.2021г. ФИО2 обратился в Администрацию Юргинского муниципального округа с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в котором указал себя, как живущем в неполной малоимущей семье, также указал о получении им дохода в виде повышенной социальной стипендии, государственной академической стипендии и социальной стипендии за три предшествующих месяца до обращения.

Согласно справке о доходах, выданной ФГБОУ «***» ФИО2 за июнь, июль и август *** года было начислено 35 250 руб., из которых, повышенная социальная стипендия составила 30 000 руб.

Уведомлением руководителя Уполномоченного органа Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа от 04.10.2021 *** ФИО2 отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения социальной стипендии, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.

Уведомление принято на основании произведённого расчёта среднедушевого дохода ФИО2 за 3 предшествующих месяца месяцу подачи заявления: июнь, июль и август 2021 года и составила 13063,33 руб., и сделан вывод о том, что доход превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Кемеровской области, установленного Постановлением Правительства Кемеровской области от 29.01.2021 № 41 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кемеровской области-Кузбассе на 2021 год» - 11 354 руб.

С учетом изложенных норм права судом установлено, что ежемесячно выплачиваемая ФИО2 социальная стипендия и повышенная социальная стипендия не правомерно была учтена при расчёте среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, поскольку оказываемая государством социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, принятое Управлением социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа решение об отказе в назначении государственной социальной помощи от 04.10.2021 *** и Уведомление начальника отдела Управления социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа *** от 04.10.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача справок студентам для получения государственной социальной стипендии», было основано на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные отношения, а значит, является незаконным и подлежит отмене.

Согласно статьи 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку решение Управления социальной защиты населения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от 04.10.2021 *** является незаконным, в результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи ФИО2 причинены убытки в виде неполученной им государственной социальной стипендии.

Поскольку ФИО2 не получил положенную ему государственную социальную стипендию, с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО2 подлежат взысканию убытки в виде неполученной повышенной социальной стипендии за период с октября по декабрь 2021 года в размере 15000 руб.*3=45000 руб., поскольку именно такой размер повышенной социальной стипендии назначен ФИО2 согласно справки ВУЗа.

На основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Юргинского межрайонного прокурора в защиту социальных прав ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий, взыскании убытков удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа об отказе в назначении государственной социальной помощи от 04.10.2021 *** и отказ в предоставлении справки для получения мер социальной поддержки.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа назначить государственную социальную помощь ФИО2 с 04.10.2021г., выдать ему уведомление о признании его малоимущим.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу ФИО2 убытки в виде неполученной государственной повышенной социальной стипендии с октября 2021 года по декабрь 2021 года в размере 45000 рублей.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме через Юргинский городской суд Кемеровской области путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий (подпись) Красиева С.А.

Решение в окончательной форме принято судом 13.01.2022г.