Дальнегорский районный суд Приморского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Дальнегорский районный суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-205/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дальнегорск 15 февраля 2011 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Алексеева И.А., при секретаре Тихоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главы Дальнегорского городского округа о признании незаконным решение Думы Дальнегорского городского округа от 25 ноября 2010 года №38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год»,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился, Глава Администрации Дальнегорского городского округа Крутиков Г.М. с заявлением, в котором указал, что 25.11.10 г. Дума Дальнегорского городского округа пятого созыва приняла решение № 38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год».
Пунктом 1 данного решения Дума приняла к сведению ежегодный отчет Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год.
Пунктом 2 дана неудовлетворительная оценка деятельности Главы Дальнегорского городского округа по результатам ежегодного отчета, указывает, что данный пункт решения Думы затрагивает его интересы как Главы Дальнегорского городского округа, поскольку в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 74.1 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования два раза подряд, является основанием для удаления его, как главы муниципального образования в отставку.
Полагает, что данная оценка его деятельности и деятельности администрации Дальнегорского городского округа является необъективной и подрывает доверие населения Дальнегорского городского округа к органам местного самоуправления, что негативно сказывается на эффективном управлении городским округом. Считает, данное решение незаконным, поскольку на момент решения у Думы отсутствовали правовые основания для принятия решения по вопросу оценки отчета Главы Дальнегорского городского округа.
Просит признать незаконным решение Думы Дальнегорского городского округа от 25 ноября 2010 года №38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год».
В возражении на заявление представитель Думы ДГО Гапоненко Ю.Ю. указал, что с заявлением не согласны, поскольку решение принято с соблюдением процедуры, установленной Регламентом, в пределах полномочий Думы городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа. Нормы Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Дальнегорского городского округа, в их совокупности, указывают на наличие у Думы городского округа, права на оценку деятельности главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета, Дума действовала в пределах своей компетенции.
Порядок принятия решений Думой городского округа определен в Уставе и Регламенте Думы городского округа, утвержденном решением Думы городского округа от 28 октября 2010 года №6.
Полагает, что доводы Главы городского округа о необходимости установления каких-либо критериев оценки его деятельности не основан на законе.
Считают, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий Думы городского округа и права либо свободы должностного лица Главы Дальнегорского городского округа Крутикова Г.М. не были нарушены вынесением оспариваемого решения.
В возражении на заявление Председатель Думы Дальнегорского городского округа Теребилов А.М. указал, что п.11 ст.21 Устава предусмотрено заслушивание ежегодные отчёты Главы городского округа о результатах его деятельности и деятельности администрации городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой городского округа. Пункт 5 статьи 21 Устава ДГО устанавливает, что деятельность Думы городского округа регулируется Регламентом Думы Дальнегорского городского округа. Согласно п.37 Регламента Думы ДГО Дума принимает путем голосования решения, в соответствии с п.3 ст.18 решения Думы принимаются большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, для которых необходимо квалифицированное большинство голосов.
Решение принято на очередном заседании Думы ДГО 25.11.10 года, большинством голосов с проведением открытого поименного голосования. На момент проведения заседания присутствовало 20 депутатов из 21 установленного числа, что подтверждает наличие кворума и правомочность принятия Думой решений по поставленным в повестке дня вопросам. Итоги голосования по данному вопросу опубликованы в газете «Трудовое слово». Закон не связывает наличие установленных в локальных или иных нормативных актах критериев оценки деятельности главы муниципального образования по итогам своей деятельности с возможностью получения оценки такой деятельности. Законом не предусматривается безусловная отставка при наличии данного основания. Кроме того, федеральным законом № 131-ФЗ установлена процедура удаления главы муниципального образования в отставку, которая предусматривает в том числе: - инициативу депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформленную в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Нарушение прав и свобод Главы ДГО Крутикова Г.М. оспариваемым пунктом 2 решения Думы ДГО от 25.11.10 г. № 38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения» не установлено.
В судебном заседании представитель заявителя Тихонов Д.Г. поддержал заявленные требования, подтвердив доводы и основания, изложенные в заявлении, дополнил, что 25.11.10 года заседала Дума Дальнегорского городского округа 5-го созыва, на данном заседании давалась оценка результатам деятельности главы муниципального образования за 2009 год. В состав Думы 5-го созыва входят только 4 депутата Думы 4-го созыва, все остальные депутаты не могли знать о проделанной работе Главой Дальнегорского городского округа. Полагает, что в этом случае они не обладали полной информацией, чтобы оценивать работу главы Дальнегорского городского округа. Пункт 11 ст.22 Устава Дальнегорского городского округа устанавливает, что Дума заслушивает ежегодные отчеты главы Дальнегорского городского округа, вместе с тем данный отчет уже был заслушан 23.09.10 года. По результатам этого было принято решение № 1247. На заседании Думы 5-го созыва 25.11.10 года Глава Дальнегорского городского округа не присутствовал. Был зачитан депутатом старый отчет главы Дальнегорского городского округа, который был предоставлен Думе 4-го созыва, по итогам этих чтений было принято решение. Таким образом глава ДГО не имел возможности лично сказать о результатах своей деятельности, дать пояснения по возможным вопросам и предоставить документы, подтверждающие его отчет. В связи с этим были нарушены его права.
Представители заинтересованного лица по доверенности Гапоненко Ю.Ю. и адвокат Каленская С.Д. заявление не признали, поддержали доводы, изложенные в своих возражениях и пояснили, что решение принято с соблюдением процедуры, установленной Регламентом, в пределах полномочий Думы городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит, что заявление Главы Дальнегорского городского округа Крутикова Г.М. подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Думой Дальнегорского городского округа 25.11.10 года принято решение №38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах свой деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год», в соответствии с которым Главе Дальнегорского городского округа дана неудовлетворительная оценка.
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п.9 ч.10 ст.35 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.9 ч.7 ст.21 Устава Дальнегорского городского округа, к исключительной компетенции Думы городского округа относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, на территории муниципального образования г.Дальнегорска действует принятый Устав Дальнегорского городского округа с изменениями от 26.08.10 года.
Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования
Согласно ч.11 ст.21 Устава Дума городского округа заслушивает ежегодные отчёты Главы городского округа о результатах его деятельности и деятельности администрации городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой городского округа.
Вместе с тем процедура рассмотрения вопроса о ежегодном отчете главы городского округа не регламентирована Уставом Дальнегорского городского округа, ни Регламентом Думы городского округа, также как и принятия какого либо решение по итогам заслушивания ежегодного отчета о результатах деятельности главы городского округа и администрации.
Кроме того, представителями заинтересованного лица по доверенности Гапоненко Ю.Ю. и адвокатом Каленской С.Д. не представлено суду доказательств надлежащего извещения главы муниципального образования о предстоящем заслушивание его отчета на заседании Думы Дальнегорского городского округа 25.11.10 года.
Кроме того, представитель Главы Администрации Дальнегорского городского округа адвокат Тихонов Д.Г. обоснованно заметил, что в повестке дня заседания Думы городского округа п.19 отчет Главы Администрации Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности указан докладчик Тарощина С.А., что, по мнению представителя, указывает на то, что главу муниципального образования и не собирались заслушивать, в связи с чем Крутиков Г.М. был лишен возможности дать пояснения по итогам своей деятельности и деятельности администрации за 2009 год.
Статья 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ в качестве одного из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку предусматривает неудовлетворительную оценку деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом, данную два раза подряд.
В соответствии со ст.254 ГПКРФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Таким образом, изданное решение Думы Дальнегорского городского округа от 25 ноября 2010 года №38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год» является несоответствующим действующим правовым актам, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы, поскольку положениями Устава муниципального образования г.Дальнегорска и Регламентом Думы Дальнегорского городского округа не регламентирован порядок заслушивания ежегодного отчета и принятие, какого либо решение по итогам заслушивания.
При таких обстоятельствах, суд, считает, что решение Думы Дальнегорского городского округа от 25 ноября 2010 года № 38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год» не соответствует требованиям закона, в связи с чем, подлежит признанию недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Главы Дальнегорского городского округа о признании незаконным решение Думы Дальнегорского городского округа от 25 ноября 2010 года №38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год» – удовлетворить.
Признать решение Думы Дальнегорского городского округа от 25 ноября 2010 года №38 «Об отчете Главы Дальнегорского городского округа о результатах своей деятельности, деятельности администрации Дальнегорского городского округа по решению вопросов местного значения за 2009 год» недействующим со дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение 10 дней.
Судья И.А. Алексеев