ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205 от 31.12.9999 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

                                                                                    Коминтерновский районный суд г. Воронежа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Коминтерновский районный суд г. Воронежа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-205/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд города  в составе: председательствующего судьи Ятленко В.В., при секретаре Репниковой Р.А.,

с участием прокурора Ватутина П.В., представителя (Госорган1)  Мальцевой Е.А., представителя (Госорган3) Миловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к (Госорган3) , (Госорган2)  о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор  в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к (Госорган3), (Госорган1) , (Госорган2)  о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой  проверки с привлечением специалистов государственного пожарного надзора  в (Госорган3), расположенного по , были выявлены нарушения норм пожарной, а также антитеррористической безопасности.

Как указывает истец, учредителем (Госорган3) является (Госорган1) , которая, при недостаточности у учреждения указанных средств, несет ответственность по его обязательствам.

Собственником имущества, в соответствии с. п. 4 ст. 68. п. 7 ст. 77 Устава (Госорган1) , принятого постановлением Воронежской городской Думы (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), является (Госорган4)  в лице (Госорган1) . Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом (Госорган1) .

На основании вышеизложенного прокурор просит суд обязать (Госорган3) в здании детского сада обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; в помещениях детского сада установить аварийное и эвакуационное освещение; обеспечить автоматическое включение эвакуационного освещения при отключении рабочего электропитания; в пристройке к столовой и зданиях сараев установить систему автоматической пожарной сигнализации; в помещении детского сада произвести соединение, ответвление и оконцевание жил электропроводов и кабелей методом пайки, сварки, опрессовки или винтовым сжимом; установить в прачечной, кладовой для хранения белья двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях лестничных клеток; обустроить эвакуационные выходы из групповых ячеек (5,6 группы) на первом этаже; произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода (инструментальный контроль с составлением акта на водоотдачу) специализированной организацией, имеющей лицензию. В случае отсутствия денежных средств необходимых на устранение законодательства о пожарной безопасности в (Госорган3) и (Госорган1) , обязать (Госорган2)  выделить (Госорган3) и (Госорган1)  денежные средства для устранения указанных нарушений.

В судебном заседании представитель истца – прокурора   – Ватутин П.В. исковые требования уточнил, просил суд обязать (Госорган3), (Госорган1)  в здании детского сада обеспечить передачу сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи; обеспечить здание детского сада прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; установить двери кладовых для хранения горючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; произвести отделку стен на путях эвакуации в коридоре 1-го этажа с применением отделочных материалов с допустимыми показателями пожарной опасности; выполнить отделку пола на путях эвакуации (часть коридора первого этажа) материалами с допустимыми показателями пожарной опасности; произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода с инструментальным контролем с составлением акта на водоотдачу специализированной организацией, имеющей лицензию; установить конструктивные элементы для опломбирования дверей пожарных шкафов; установить пожарные шкафы из негорючих материалов; установить двери пожарных шкафов с прозрачными вставками, позволяющими проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий; обеспечить автоматическое включение эвакуационного освещения при отключении рабочего электропитания (л.д.39). Уточненный иск принят к производству судьи.

Представитель ответчика – (Госорган1)  Мальцева Е.А. возражала относительно удовлетворения уточненных требований, пояснив, что производить работы в присутствии детей нельзя, целесообразно установить срок для устранения нарушений (л.д.40-41). Ранее, в судебном заседании, поясняла, что на (ДД.ММ.ГГГГ) бюджет сформирован и выходить за его рамки нельзя, полагала, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику (л.д.32-34).

Представитель ответчика – (Госорган3) Милова Н.А. не возражала относительно удовлетворения уточненных требований, пояснив, что часть нарушений устранена, денежных средств на устранение оставшихся нарушений не имеется, (Госорган4)   на письменные обращения отвечает, что денежных средств нет, директор привлекается к административной ответственности, при этом, собственник – (Госорган1)  не выделяет денежные средства на устранение указанных нарушений. При этом, проводить мероприятия по устранению нарушений в присутствии детей нельзя (л.д.40-41).

Ответчик - департамент финансово-бюджетной политики (Госорган1)  в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя истца – прокурора   Ватутина П.В., представителя ответчиков – (Госорган1)  Мальцеву Е.А., (Госорган3) Милову Н.А., изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что (ДД.ММ.ГГГГ) старшим инспектором отдела надзорной деятельности  (ФИО3) совместно с помощниками прокурора  была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях №(№), (№), (№). По результатам проведенной проверки было установлено, что (Госорган3) нарушены нормы и требования пожарной безопасности, в частности: не предусмотрена передача сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи (НПБ 110-03 п. 12); здание детского сада не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ 01-03 п. 39); двери кладовых для хранения горючих материалов выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02.89 * п.1.82); для отделки стен на путях эвакуации в коридоре 1-го этажа допущено применение отделочных материалов с неизвестными показателями пожарной опасности (ППБ 01-03 п.53; СНиП 21.01.97* п.6.25 *); допущено применение материалов для отделки пола на путях эвакуации (часть коридора первого этажа) материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (ППБ 01-03 п. 53; СНиП 21.01.97* п. 6.25*); не выполнена проверка работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода (инструментальный контроль с составлением акта на водоотдачу) специализированной организацией, имеющей лицензию (ППБ-01-О3 п. 89); отсутствуют конструктивные элементы для опломбирования дверей пожарных шкафов. НПБ 151 -2000 п.4.7; пожарные шкафы изготовлены из горючих материалов (НПБ 151-2000 п.4.4); двери пожарных шкафов не имеют прозрачных вставок, позволяющих
проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий (НПБ 151-
2000 п. 4.6); не предусмотрено автоматическое включение эвакуационного освещения при отключении рабочего электропитания (ППБ 01-03 п. 61) (л.д.20-21).

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) пожарная безопасность определяется, как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности определяются как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 20 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требование пожарной безопасности.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно требованиям ст. 2 Федерального Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 13 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ (ДД.ММ.ГГГГ)), предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Министерством образования и науки РФ (ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации, которые были разработаны во исполнение протокола заседания Национального антитеррористического комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), а также соответствующих предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В силу ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 31 Закона «Об образовании» установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п.1.4 Устава (Госорган3), утвержденного Постановлением главы (Госорган1)  от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), учредителем данного учреждения является (Госорган1) .

Собственником имущества детского сада, в соответствии с п. 4 ст. 68, п. 7 ст. 77 Устава (Госорган1) , принятого Постановлением Воронежской городской Думы (№)-I от (ДД.ММ.ГГГГ), является (Госорган4)  в лице (Госорган1) . Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом (Госорган1) .

На основании договора о закреплении муниципального имущества в оперативное управление за учреждением образования от (ДД.ММ.ГГГГ) № (№), (Госорган1) , в лице заместителя начальника управления муниципальной собственности (ФИО1), действующего на основании доверенности главы  от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) передало муниципальное имущество, в том числе задания, сооружения и нежилые помещения общей площадью – 3227.1 кв.м. по адресу:  в оперативное управление (Госорган3) в лице заведующей (ФИО2). Приказом от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) был продлен срок действия договора оперативного управления (л.д.22,23).

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Невыполнение (Госорган3)на протяжении длительного времени требований ФЗ «О пожарной безопасности», ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, преподавателей и других работников учреждения, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора  подлежат удовлетворению.

Основанием для возложения обязанности на (Госорган2)  по выделению денежных средств (Госорган3) и (Госорган1) , необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, является следующее.

В силу ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. В статье 31 данного закона закреплено, что к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие – недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств. При этом в роли собственника – учредителя здесь выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ). От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.п. 1и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа , утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 1.1 Положения о (Госорган2) , утвержденного решением Воронежской городской Думы (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), (Госорган2)  является уполномоченным органом (Госорган1)  по управлению средствами бюджета городского округа , осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.

Средства местного бюджета и иное имущество составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Таким образом, обязанность по выделению (Госорган3) денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности следует возложить на (Госорган2) .

Учитывая тот факт, что выделение денежных средств на цели, не предусмотренные бюджетным планом на (ДД.ММ.ГГГГ) требует определенного количества времени, а также объем работ, которые необходимо провести, суд считает возможным обязать (Госорган3) устранить нарушения пожарной безопасности в срок до сентября 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора   к (Госорган3) г.
, (Госорган2)  о понуждении к устранению нарушений пожарного
законодательства, удовлетворить.

Обязать (Госорган3)  в срок до (ДД.ММ.ГГГГ) в здании детского сада обеспечить передачу сигнала от сработки установок пожарной автоматики по радиотелекоммуникационной связи на центральный узел связи; обеспечить здание детского сада прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; установить двери кладовых для хранения горючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; произвести отделку стен на путях эвакуации в коридоре 1-го этажа с применением отделочных материалов с допустимыми показателями пожарной опасности; выполнить отделку пола на путях эвакуации (часть коридора первого этажа) материалами с допустимыми показателями пожарной опасности; произвести проверку работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода с инструментальным контролем с составлением акта на водоотдачу специализированной организацией, имеющей лицензию; установить конструктивные элементы для опломбирования дверей пожарных шкафов; установить пожарные шкафы из негорючих материалов; установить двери пожарных шкафов с прозрачными вставками, позволяющими проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий; обеспечить автоматическое включение эвакуационного освещения при отключении рабочего электропитания.

В случае отсутствия денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать (Госорган2)  выделить (Госорган3) и (Госорган1)  денежные средства для устранения указанных нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд  в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующая В.В.Ятленко