№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,
при секретаре судебного заседания УШАКОВОЙ Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЯКОМАСКИНА Романа Борисовича, АКСЁНОВОЙ Анастасии Константиновны, действующей в интересах несовершеннолетней Аксёновой Златы Владимировны к Администрации Коломенского городского округа о признании права собственности на жилую квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Якомаскин Роман Борисович, Аксёнова Анастасия Константиновна, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО17, обратились в суд к ответчику Администрации Коломенского городского округа МО с иском о признании в порядке приватизации права собственности на <адрес>.
Иск мотивирован тем, что жилое помещение, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, было предоставлено Якомаскину Роману Борисовичу и совместно проживающими с ним членам семьи: жене – Якомаскиной Светлане Петровне, дочери жены – Аксёновой (Якомаскиной) Анастасии Константиновне, согласно договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Тимоновской КЭЧ района Министерства Обороны РФ и Якомаскиным Р.Б.. ДД.ММ.ГГГГ указанные лица зарегистрированы по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ у Аксёновой Анастасии Константиновны родилась дочь-ФИО19. На данный момент в квартире зарегистрированы Якомаскин Роман Борисович, Якомаскина Светлана Петровна, Аксёнова Анастасия Константиновна, Аксёнова Злата Владимировна.
В приватизации квартиры имеют намерение участвовать Якомаскин Роман Борисович (3/4 доли в праве) и Аксенова Злата Владимировна и 1/4 доля в праве. Якомаскина Светлана Петровна и Аксенова Светлана Константиновна отказываются от приватизации указанной квартиры в пользу Якомаскина Романа Борисовича, имеются их нотариальные согласия, удостоверенные 28.06.2018 года нотариусом Коломенского нотариального округа Московской области С.ДОМ № Мурыгиным.
В ДД.ММ.ГГГГ году Якомаскиным Р.Б. было принято решение о приватизации данной квартиры. Для реализации своего права на приватизацию он обратился в Администрацию Коломенского муниципального района, однако узнал, что квартира в муниципальный жилой фонд передана, но право собственности за муниципалитетом не зарегистрировано.
Истцы ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали.
Согласно Приказа Заместителя Министерства Обороны РФ №977 от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Коломенского муниципального района Московской области» указанная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ передана по акту приема-передачи имущества из федеральной собственности Министерства Обороны в собственность Коломенского муниципального района Московской области.
Коломенский муниципальный район Московской области реорганизован в Коломенский городской округ МО. Коломенский городской округ право собственности на указанную квартиру зарегистрировал.
Ссылаясь в обоснование своей позиции на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2006-2018года, полагает, что факт принятия решения о передаче служебных помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения. При передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Считает, что отсутствие регистрации муниципальной собственности на жилую квартиру не должно влиять на жилищные права граждан, вселенных и проживающих в квартире, в том числе на право приватизации на основании положения статьи 2 Федерального Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Своим ответом Министерство обороны РФ на заявление о передаче квартиры в собственность разъясняет право на обращение по данному вопросу в Администрацию городского округа Коломна, принявшую жилой фонд в муниципальную собственность.
Истцы просят признать в порядке приватизации за Якомаскиным Романом Борисовичем право общей долевой собственности на 3/4 долю, за Аксеновой Златой Владимировной право общей долевой собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>
В судебном заседании истцы Якомаскин Роман Борисович, Аксёнова Анастасия Константиновна, действующая в интересах несовершеннолетней Аксёновой Златы Владимировны, не присутствовали, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.53,55), письменным заявлением просят суд о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.60); в суд истцами обеспечена явка представителя по доверенности.
Суд рассматривает дело в отсутствие истцов в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ с участием представителя по доверенности в соответствии со ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истцов по нотариально удостоверенной доверенности Логинова Д.И. в судебном заседании исковые требования доверителей поддержала (л.д.48).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 57), возражений относительно иска не представил.
С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя истцов суд рассматривает дело в отсутствие представителя Министерства обороны РФ в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрация Коломенского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.58), возражений по иску не представлено, каких- либо ходатайств не заявлено.
С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя истцов суд рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации Коломенского городского округа Московской области в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание явки представителя не обеспечил;, о месте и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом; каких- либо ходатайств не заявлено; возражений относительно исковых требований не представлено.
С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя истцов суд рассматривает дело в отсутствие вышеуказанного участника процесса в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, явку представителя в судебное заседание не обеспечил; о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представлено.
С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя истцов суд рассматривает дело в отсутствие вышеуказанного лица в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Привлеченные истцами к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Аксёнова Анастасия Константиновна, Якомаскина Светлана Петровна в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.54), письменным заявлением просят суд о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд рассматривает дело в отсутствие вышеуказанных третьих лиц в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Часть 1 ст. 4 указанного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004г. № 441-О, установление круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Судом установлено, что на основании договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Тимоновской КЭЧ района Министерства Обороны РФ и Якомаскиным Романом Борисовичем, Якомаскину Р.Б. и совместно проживающими с ним членам семьи: жене – Якомаскиной Светлане Петровне, дочери жены – Аксёновой (Якомаскиной) Анастасии Константиновне было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанные лица поставлены на регистрационный учет по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ у Аксёновой Анастасии Константиновны родилась дочь Аксёнова Злата Владимировна.
На данный момент в квартире зарегистрированы Якомаскин Роман Борисович, Якомаскина Светлана Петровна, Аксёнова Анастасия Константиновна, Аксёнова Злата Владимировна. Якомаскина Светлана Петровна и Аксенова Светлана Константиновна отказываются от приватизации указанной квартиры в пользу Якомаскин Романа Борисовича, о чем представлены нотариальные согласия, удостоверенные ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Коломенского нотариального округа Московской области ФИО11.
Закрытый военный городок <данные изъяты>, где расположен дом, по Распоряжению Правительства РФ от «19» августа 2011 года № 1470-р, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации. Дом в аварийном состоянии не находится, квартира служебной не является.
Из финансово-лицевого счета усматривается, что статус спорной квартиры как служебной не подтвержден. В выписке из ЕГРН на спорную квартиру сведения о собственнике отсутствуют, сведений о принадлежности данного жилого помещения к специализированному не имеется. В Реестре служебных помещений в военном городке «Сосновый бор» сведения о спорной квартире как о служебной отсутствуют. Как следует из сообщений Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение передано в собственность Коломенского муниципального района Московской области. Согласно сообщению Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ у квартиры отсутствует статус служебного жилого помещения. Из сообщений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Военного комиссариата Московской области Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ сведения об оформлении Якомаскиным и членами его семьи сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретений жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствуют.
В соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 года №1301 (редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2009г. № 388) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одинокий престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако таких доказательств ответчиком не представлено.
С ДД.ММ.ГГГГ года семья Якомаскиных была вселена в квартиру. Согласно п.1, ст.15 Закона РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего в тот период, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В нормативных документах: Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ», «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335, «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 представлены образцы ордеров на предоставление жилых помещений, служебных жилых, где имеется указание на ордере на принадлежность жилого помещения к служебному.
Исходя из положений ст.7 Федерального Закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса российской Федерации», Верховный Суд российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года в вопросе 21 разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственным предприятием или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
При передаче в муниципальную собственность такие вышеуказанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, праве приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Доказательств тому, что после принятия спорной квартиры в числе других жилых помещений в муниципальную собственность принималось решение о включении вновь квартиры в число служебных суду не представлено и таковых не имеется. Таким образом, суд приходит к выводу о пользовании истцами спорной квартирой на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
В силу ст.ст. 35, 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Исходя из ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственником указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фондом №
Учитывая, что спорная квартира передана в собственность Администрации Коломенского городского округа Московской области, использовалась и используется на условиях социального найма, то к правоотношениям по пользованию указанной выше квартиры применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из содержания ст.ст. 1, 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что бесплатной передаче в собственность граждан РФ подлежат занимаемые ими помещения на условиях социального найма.
В силу ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо, указанных в ч. 1 настоящей статьи прав, может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими ФЗ и договором социального найма. Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Истцы и члены их семьи ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали, что следует из выписки из ЕГРН на субъекты. Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились в с заявлением к ответчикам о передаче им в собственность данного жилого помещения.
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п. 8 Постановления вышеуказанного Пленума, исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из акта приема-передачи администрации Коломенского муниципального района усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, передано в муниципальную собственность.
Данное Конституцией РФ и другими Законами РФ право не может ставиться в зависимость от неисполнения государственными органами, учреждениями, организациями обязанности по передаче объектов социальной инфраструктуры в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность. Установленное государством в законе право гражданина на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права.
Законных оснований для отказа истцам в приватизации квартиры не имеется, требование истцов о передаче им в собственность занимаемого ею жилого помещения полностью отвечает требованиям законодательства РФ, регулирующего вопросы передачи гражданам жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации, жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации (спорная квартира не отнесена к категории служебных, находится в пригодном для проживания состоянии, не расположена в общежитии либо на территории закрытого военного городка).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в судом №
На основании изложенного суд удовлетворяет заявленный истцами иск.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Якомаскина Романа Борисовича, Аксеновой Анастасии Константиновны, действующей в интересах несовершеннолетней Аксеновой Златы Владимировны к Администрации Коломенского городского округа о признании права собственности на жилую квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Якомаскиным Романом Борисовичем,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, гражданином <данные изъяты>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированным по адресу <адрес>, право собственности на 3/4 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную <адрес>; с кадастровым №.
Признать за Аксеновой Златой Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, гражданкой <данные изъяты> зарегистрированной по адресу <адрес>, право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на двухкомнатную <адрес>; с кадастровым №.
Настоящее решение является основанием для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Н. Бессуднова