ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2050/20 от 10.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-2050/2020 (УИД (13RS0023-01-2020-004803-21)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 30 декабря 2020 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе

судьи Ионовой О.Н.,

при секретаре Цибеевой И.О.,

с участием:

истца ФИО2,

истца ФИО3,

ответчика Администрации городского округа Саранск,

представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности №15-д от 10 февраля 2020 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, в лице представителя ФИО5, действующей на основании доверенности №04.01-12/3427 от 26 мая 2020 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилые помещения взамен изымаемых для муниципальных нужд,

установил:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилые помещения взамен изымаемых для муниципальных нужд.

В обоснование требований указано, что на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10 сентября 2014 г. №12, а также постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2018 г. №3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу» жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а вышеуказанный многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 25 февраля 2020г. №309 помещения в указанном многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Истцы являются собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

19 ноября 2019 г. ответчиком в адрес истцов были направлены уведомления о необходимости проведения (совместно с другими собственниками помещений в МКД) в соответствии с положениями части 10 статьи 32 ЖК Российской Федерации мероприятий по сносу жилого дома, в котором находятся принадлежащие им жилые помещения.

В целях обеспечения жилищных и имущественных прав истцов при переселении из занимаемых ими жилых помещений, им предлагалось на выбор: заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашения о мене жилых помещений, в результате исполнения которых взамен принадлежащих на праве собственности жилых помещений будут переданы в собственность жилые помещения общей площадью не менее принадлежащих им; заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашения о выплате выкупной стоимости за принадлежащие им жилые помещения. В указанных письмах предлагалось в пятидневный срок с момента получения уведомлений выбрать способ реализации обеспечения жилищных и имущественных прав при переселении из занимаемых истцами жилых помещений.

В сентябре 2020 г. истцы получили уведомления об изъятии для муниципальных нужд принадлежащих им долей земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, а также жилых помещений.

Также истцы указалиа, что ими были получены проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предусматривающие выкуп изымаемого имущества по его рыночной стоимости, а также отчеты об оценке рыночной стоимости принадлежащего изымаемого имущества и заключение о размере убытков, связанных с изъятием имущества.

Вместе с тем, желания получать от ответчика денежные возмещения за изымаемые у них жилые помещения и доли земельного участка у истцов не имелось, так как они намерены взамен изымаемых помещений и долей земельного участка получить от ответчика другие жилые помещения, равноценные по площади.

Считают, что они приобрели право на получение жилого помещения взамен изымаемого в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53, а не только на получение выкупной цены изымаемых жилых помещений и долей земельного участка в связи со сносом многоквартирного дома, в котором они располагаются, в связи с чем, полагают, что администрация городского округа Саранск должна быть понуждена к заключению соглашений о мене жилых помещений, в результате исполнения которых взамен принадлежащих на праве собственности жилых помещений и долей земельного участка и истцам будут переданы в собственность жилые помещения общей площадью не менее принадлежащих.

Кроме того, истцы указали, что свое право на получение жилого помещения взамен изымаемого в связи со сносом многоквартирного дома в порядке частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК Российской Федерации они приобрели в декабре 2018 года в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, а также в связи с включением указанного дома в феврале 2019г. в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы РМ «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», то есть в период действия редакции статьи 32 ЖК Российской Федерации. Кроме того, чисто формально их нельзя считать приобретшими право собственности на занимаемые нами жилые помещения после признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Основывая свои требования на положения статьи 11, 12 ГК Российской Федерации, истцы просили суд:

- обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО3, взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10,7 кв.м, по адресу: <адрес>, изымаемых в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53;

- обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО2, в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10,17 кв.м, взамен принадлежащего на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10,5 кв.м, по адресу: <адрес> а также доли земельного участка с кадастровым номером изымаемых в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53.

23 декабря 2020 г. от истцов поступило заявление об уточнении исковых требований, принятое судом на основании части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просили суд:

- обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО3, в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10,7 кв.м взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10,7 кв.м, по адресу: <адрес>, изымаемой в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан, из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы РМ «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53;

- обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО2, в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10,5 кв.м, взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10,5 кв.м, по адресу: <адрес>, изымаемой в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы РМ «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме, с учетом заявления от 23 декабря 2020 г.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск ФИО4 против удовлетворения исковых требований возразила, просила в иске отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия ФИО5 не возразила против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, при этом представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие истца ФИО2, поскольку ею представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

При рассмотрении материалов дела установлено, что ФИО2 на основании договора передачи №59267 от 05 декабря 2006 г. и договора дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. принадлежит комната общей площадью 10,50 кв.м, находящаяся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 октября 2014 г. (л.д.10,11,12).

ФИО3 на основании договора передачи №59267 от 05 декабря 2006 г. и договора дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. принадлежит комната общей площадью 10,70 кв.м, находящаяся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 октября 2014 г. (л.д.9,11,12).

Данный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый общей площадью 1 611 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоквартирного дома, для многоквартирной застройки.

На основании заключения межведомственной комиссии от 10 сентября 2014 г. №12 жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу (л.д.167-169)..

Постановлением Администрации го Саранск от 29 декабря 2018 г. №3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными постановлением от 29 декабря 2018 г. № 3100) жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу с даты принятия межведомственной комиссией решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (л.д.170-171).

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 25 февраля 2020 г. №309 (с изменениями от 29 июня 2020 г. №945) помещения в указанном многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.172-174).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», где в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Письмом №8268-ОГ от 19 ноября 2019 г. истцу ФИО3 направлено уведомление о проведение мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течении месяца со дня получения настоящего требования и согласие на реализацию жилищных и имущественных прав при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, путем заключения с Администрацией го Саранск соглашений о мене жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемого, либо о выплате выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.

Письмом №8353-ОГ от 20 ноября 2019 г. истцу ФИО2 направлено уведомление о проведение мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течении месяца со дня получения настоящего требования и согласие на реализацию жилищных и имущественных прав при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, путем заключения с Администрацией го Саранск соглашений о мене жилых помещений общей площадью не менее ранее занимаемого, либо о выплате выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.

Также истцам было направлено уведомление о выборе предложения о заключении с Администрацией го Саранск соглашения о мене жилых помещений.

Уведомлениями от 14 февраля 2020 г. №505-ОГ, 507-ОГ Администрация го Саранск повторно известила истцов о проведении мероприятий по сносу указанного жилого дома в течении месяца со дня получения настоящего требования, а также о принятом решении заключить соглашение о выплате выкупной стоимости жилого помещения (л.д.20-23).

25 февраля 2020 г. Администрацией го Саранск принято постановление №309 (с изменениями от 29 июня 2020 г. №945) об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , а также жилых помещений, расположенных по тому же адресу согласно приложению. В данном приложении указаны жилые помещения: <адрес>, кадастровый , общей площадью 10,7 кв.м., <адрес>, кадастровый , общей площадью 10,5 кв.м.

03 сентября 2020 г. письмом №3758-ОГ в адрес истца ФИО3 направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором истцу предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 377 928 руб. 94 коп. (л.д.38-43).

03 сентября 2020 г. письмом №3746-ОГ в адрес истца ФИО2 направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором истцу предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 370 977 руб. (л.д.78-83).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно части первой статьи 1 ЖК Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

На основании пункта 11 части первой статьи 12 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 ЖК Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть шестая статьи 32 ЖК Российской Федерации).

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть восьмая статьи 32 ЖК Российской Федерации).

Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 ЖК Российской Федерации.

Как установлено, дом, в котором расположены спорные жилые помещения, включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» в Государственной программе Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53.

Таким образом, собственники ФИО2, ФИО3 по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

ФИО2, ФИО3 известили Администрацию го Саранск о выборе им способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность.

При таких обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у Администрации го Саранск имеется обязанность предоставить ФИО2, ФИО3 в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

Статья 32 ЖК Российской Федерации была дополнена новой частью 8.1 (вступила в силу 27 декабря 2019 г.) согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Исходя из смысла данной нормы, реализация жилищных прав собственника изымаемого жилого помещения, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, зависит от даты возникновения права собственности и признания многоквартирного дома аварийным.

Частью четвертой статьи 15 ЖК Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Разделом IV Положения (в редакции, действующей с 19 апреля 2013 г.) определен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (абзац 5).

В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и органом местного самоуправления.

Изложенное свидетельствует о наличии у соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления обязанности по принятию соответствующего решения на основании заключения межведомственной комиссии независимо от наличия (отсутствия) заявления собственника жилого помещения или иных лиц на принятие такого решения.

Как указывалось, заключение межведомственной комиссии о признании непригодными для проживания жилых помещений, а жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, датировано 12 сентября 2014 г.

Между тем, постановление в рамках предоставленных законом полномочий, которым жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу принято Администрацией го Саранск 29 декабря 2018 г.

Таким образом, процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу завершена 29 декабря 2018 г.

Статьей 18 ЖК Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно копии ордера на жилую площадь в общежитии №169 от 28 мая 1997 г., выданного ФИО2, на право занятии жилой площади комната в малосемейном общежитии по <адрес> размером 21,11 кв.м., с составом семьи ФИО2 – глава семьи, ФИО1 – дочь, ФИО3 – сын (л.д.16 том 2).

Право собственности на занимаемые жилые помещения в многоквартирном <адрес> общей площадью 10,7 кв.м, и комнату общей площадью 10,5 кв.м. - истцы приобрели в 2006 г. в порядке их приватизации.

Согласно заявлению от 19 октября 2006 г. ФИО1 дала согласие на приватизацию комнат <адрес> остальными членами семьи, без включения её в состав собственников (л.д.6 том2).

05 декабря 2006 г. ФИО2 и ФИО3 обратились директору МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» с заявлением о передачи в собственность общую занимаемою семьей комнат по указанному адресу (л.д.3 том 2).

На основании договора передачи от 05 декабря 2006 г. истцы приобрели указанные комнаты в общую долевую собственность, право собственности было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по РМ 22 января 2007 г.

Впоследствии, в 2014 году с целью прекращения общей долевой собственности на комнаты каждый из истцом подарил другому долю в одной из комнат, что подтверждается копией договора дарения доли комнаты в общежитии от 13 сентября 2014 г. (л.д.12).

Принимая во внимание изложенное, суд находит, что право собственности на спорные жилые помещения в многоквартирном жилом доме у истцов возникло до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Соответственно, спор, возникший между истцами ФИО2, ФИО3 и ответчиком Администрация го Саранск, подлежит урегулированию без учета положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования истцов к Администрации городского округа Саранск являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено истцами государственной пошлиной в размере 600 рублей (л.д.5-8), что соответствует требованиям статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что исковые требования истцов удовлетворены в полном объеме, с ответчика Администрации го Саранск в пользу истцов полежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 руб. в пользу каждого.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

решил:

исковые требования ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилые помещения взамен изымаемых для муниципальных нужд, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО3 в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10,7 кв.м., взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10,7 кв.м, по адресу: <адрес> изымаемого в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан, из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019г. №53.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО2 в собственность жилое помещение общей площадью не менее 10,5 кв.м. взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - комнаты общей площадью 10,5 кв.м, по адресу: <адрес> изымаемого в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу ФИО3, ФИО2 в возмещение судебных расходов по 300 ( триста) рублей в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного

суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова

Мотивированное решение принято 11 января 2021 г.

Судья О.Н. Ионова

Дело № 2-2050/2020 (УИД (13RS0023-01-2020-004803-21)