РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2013 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой Н.В.,
при секретаре Дороховой Л.Ф.,
с участием
старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2050/2013 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Богородицкий район требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Проведенной Богородицкой межрайонной прокуратурой проверкой было установлено, что администрацией муниципального образования Богородицкий район до настоящего времени не разработаны и не приняты муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок проведения на территории муниципального образования Богородицкий район муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе административный регламент по его проведению.
При выходе на проверку разработанный и принятый регламент муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения муниципального образования Богородицкий район представлен не был.
Отсутствие данного акта не позволяет органам местного самоуправления надлежащим образом исполнять возложенные на них действующим законодательством полномочия в части осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).
Содержание, а также контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения на территории муниципального образования Богородицкий район, в настоящее время фактически не осуществляется.
В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного просил обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. заявленные Богородицким межрайонным прокурором требования к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, поддержал по изложенным в нем основаниям. Однако уточнил их, просил обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Богородицкий район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. При этом он пояснил, что Богородицким межрайонным прокурором требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1 уточненное заявление Богородицкого межрайонного прокурора признала полностью, не возражала против его удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.11.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 25.11.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 25.11.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 25.11.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Как установлено ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу п. 4 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При разрешении спорного правоотношения установлено следующее.
Согласно п. <данные изъяты> Устава муниципального образования Богородицкий район к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ Богородицким межрайонным прокурором в адрес администрации МО Богородицкий район было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в частности, потребовано разработать и принять административные регламенты, в том числе административный регламент осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
На указанное представление главой администрации МО Богородицкий район ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ №№, согласно которому разработан проект постановления об утверждении административного регламента муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования. Однако до настоящего времени регламент муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования не принят.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика администрации МО Богородицкий район то, что у администрации отсутствует административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
В целях соблюдения требований действующего законодательства по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующего административного регламента.
Понуждение к принятию нормативного правового акта в данном случае будет способствовать соблюдению интересов граждан и требованиями ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также принимая во внимание правовую позицию представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, признавшего требования, заявленные Богородицким межрайонным прокурором, суд считает необходимым заявление удовлетворить и обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Богородицкий район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Богородицкий район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья Давыдова Н.В.