дело № 2-2050/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
11 октября 2021 г. г.Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шенцовой Е.П.,
при секретаре Романовой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Ушаковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Октябрьского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Орское предприятие тепловых сетей» администрации г. Орска об обязании устранить нарушения законодательства о профилактике терроризма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Орское предприятие тепловых сетей» администрации г. Орска (далее- МУП «ОПТС») указав, что прокуратурой района в рамках проводимого надзора выявлены факты ненадлежащего исполнения ответчиком требований законодательства о профилактике терроризма в части обеспечения антитеррористической защищенности топливно- энергетического комплекса, в частности работы по обследованию и категорированию котельных № на предмет их безопасности проведены с нарушением требований законодательства.
Поскольку выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, прокурор просит обязать МУП «ОПТС» провести обследование и категорирование, а также разработать паспорт безопасности здания котельных № в соответствии с требованиями защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора Ушакова Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дав объяснения, аналогичные доводам иска.
Представители ответчика МУП «ОПТС», третьего лица администрации г.Орска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав ст. помощника прокурора, исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем порядке.
Судом установлено и подтверждается уставом, что МУП «ОПТС» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником; предприятие находится в ведомственном подчинении УЖКДХТ администрации г.Орска и создано в целях организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования «город Орск» и получения прибыли.
Предметом деятельности предприятия является производство тепловой энергии в горячей воде и оперативно- диспетчерское управление технологическими процессами в тепловых сетях.
Имущество предприятия находится в муниципальной собственности МО «город Орск», является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе.
Проведенной в период с 3 по 20 августа 2020 г. прокуратурой Октябрьского района г.Орска проверкой соблюдения МУП «ОПТС» законодательства о гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях, в том числе пожарной безопасности, установлено следующее.
МУП «ОПТС» получена лицензия Ростехнадзора от 27 февраля 2015 г. № на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1-3 классов опасности.
В соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов Федеральной службы Ростехнадзора от 22 сентября 2016г. №№. в состав объектов МУП «ОПТС» администрации г.Орска входят система теплоснабжения: 3 класс опасности, транспортный цех- 4 класс опасности, участок трубопроводов теплосети- 3 класс опасности.
Как следует из заключения по результатам проверки, МУП «ОПТС» на праве хозяйственного ведения принадлежат: котельная №, расположенная по <адрес>, котельная №- по <адрес>, котельная №, расположенная <адрес>, котельная №, расположенная <адрес>, котельная №, расположенная в районе жилого дома по <адрес>.
Согласно перечню, являющемуся приложением к уставу МУП «ОПТС», в уставной фонд предприятия передана в числе прочих котельная №: встроенное нежилое помещением №, назначение нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этаж 1, адрес: <адрес>
Также проверкой установлено, что, утвержденные 19 ноября 2019г. директором МУП «ОПТС» и согласованные с руководством УФСБ России по Оренбургской области и МОВО по г.Орску- ФФКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» паспорта безопасности на котельные № не соответствуют требованиям действующего законодательства, работы по обследованию и категорированию указанных объектов проведены с нарушением требований федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, а также в сфере противодействия терроризму.
По результатам проведения проверки в адрес МУП «ОПТС» внесено представление, установлен срок для принятия мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих в течение месяца со дня внесения представления, то есть в срок до 11 октября 2020 г.
Согласно письму Министерства промышленности и энергетики Оренбургской области от 18 сентября 2020 г. распоряжением Губернатора Оренбургской области от 14 сентября 2020 г. №254-р утвержден перечень объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Оренбургской области, подлежащих категорированию.
МУП «ОПТС» уведомлено об обязанности провести категорирование включенных в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, а именно котельных тепловых сетей г.Орска, в ноябре 2021 г.
Из сообщения директора МУП «ОПТС» от 7 октября 2020 г., адресованного в прокуратуру Октябрьского района г.Орска, следует, что меры по устранению выявленных нарушений приняты, нарушения устранены.
В подтверждение осуществления мероприятий по проведению категорирования указанных объектов в ноябре 2021 г., разработке, согласованию и утверждению паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса МУП «ОПТС» направило ответное письмо заместителю министра промышленности и энергетики Оренбургской области ФИО4 8 декабря 2020г. №.
Согласно ст.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пп. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В приложении приказа Минэнерго России от 10 февраля 2012 г. № 48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию» указаны виды объектов топливно-энергетического комплекса, рекомендуемых к включению в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, среди которых указаны отопительные котельные при снабжении критически важных объектов, больниц, поликлиник, детских садов и школ.
Согласно ст.5 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256 Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
Частью 3 ст.5 ФЗ № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» предусмотрено, что исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, согласно которому для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.
Поскольку работы по обследованию и категорированию объектов- котельных № на предмет их безопасности до настоящего времени с соблюдением требований федерального законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, а также в сфере противодействия терроризму не проведены, ранее выявленные нарушения не устранены, суд полагает, что требования иска подлежат удовлетворению.
Учитывая, что осуществление вышеуказанных мероприятий требует временных и финансовых затрат, ответчиком принимаются меры, направленные на исполнение требований антитеррористического законодательства, суд полагает возможным установить срок исполнения вышеуказанных требований законодательства о профилактике терроризма в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Орское предприятие тепловых сетей» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-провести обследование и категорирование, а также разработать паспорта безопасности здания котельных № в соответствии с требованиями защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение составлено 18 октября 2021 г.