УИД 86RS0001-01-2023-002114-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
Свои требования истец мотивирует тем, что имеет трудовой стаж работы в органах таможенной службы составляет более 19 лет, за период работы был награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени (приказ ФТС России №-П) и медалью «За службу в таможенных органах» II степени (приказ ФТС России №-П).
Истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявителю было отказано в присвоении звания по причине того, что перечисленные награды не являются наградами либо почетными званиями, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».
Истец считает принятое решение незаконным, нарушающим его права и не соответствующим Конституции Российской Федерации, положениям Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Истец просит суд признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении ему звания «Ветеран труда» и возложить на ответчика обязанность присвоить ФИО1 Исе ФИО2 звание «Ветеран труда».
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
Как установлено и подтверждено материалами гражданского дела, ФИО1 имеет трудовой стаж работы в органах таможенной службы более 19 лет, за период работы был награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени в 2007 году и медалью «За службу в таможенных органах» II степени в 2011 году.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявителю было отказано в присвоении звания по причине того, что перечисленные награды не являются наградами, дающими основания для присвоения звания «Ветеран труда». В ответе указано, что представленные истцом медали «За службу в таможенных органах» III и II степени отсутствуют в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Кроме того, трудовой стаж истца составляет менее 25 лет, требуемого в части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов может применяться поощрение, в том числе в виде награждения нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы (пункт 1).
Положение о нагрудных знаках и медалях Федеральной таможенной службы утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы (пункт 4).
С учетом изложенного, действующее законодательство различает меры стимулирования и поощрения работников (служащих) за выполнение работы или прохождение службы и ведомственные знаки отличия в труде, которые и являются основанием для присвоения звания ветерана труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Приказом ФТС России от 01.10.2004 года № 97 утверждено Положение о нагрудных знаках и медалях ФТС России, в соответствии с которым к ведомственным наградам отнесены, в том числе нагрудные знаки «Почетный таможенник России», «За развитие таможенной службы России», «Отличник таможенной службы» и другие. При этом, медали за службу в таможенных органах не поименованы, как ведомственные награды.
В соответствии с Положением о медали ФТС России «За службу в таможенных органах», утвержденному приказом ФТС России от 01.10.2004 года №97, медалью «За службу в таможенных органах» награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10, 15, 20 лет. При этом, Положение о медали ФТС России, указания на принадлежность медали «За службу в таможенных органах» к ведомственным наградам ФТС - не содержит.
Заявляя требования о признании решения ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на присвоение звание «Ветеран труда», истец каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что имеющаяся у него медаль ФТС «За службу в таможенных органах» 1 и 2 степеней отнесены к ведомственным наградам, ни при обращении к ответчику, ни в суд не представил.
Кроме того, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» утвержден соответствующий перечень наград и почетных званий в целях принятия решений о присвоении званий «Ветеран труда».
Представленные истцом знаки отличия не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается с учетом положений действовавшего в период награждения законодательства, поэтому оснований для удовлетворения требований о присвоении звания «Ветеран труда» нет и исковые требования ФИО1 Исы ФИО2 не подлежат удовлетворению.
Принимая решение по существу требований истца суд считает, что ответчиком принято решение в соответствии с законодательством, в рамках полномочий, имевшихся у Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии в действующим законодательством, регулирующим данные вопросы присвоения звания «Ветеран труда».
В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО5 (ИНН №) к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ИНН №) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись судьи Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда ДД.ММ.ГГГГ.