РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2013 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой Н.В.,
при секретаре Дороховой Л.Ф.,
с участием
старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2051/2013 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Богородицкий район требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Проведенной Богородицкой межрайонной прокуратурой проверкой в ДД.ММ.ГГГГ года в муниципальном образовании Богородицкий район законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля было установлено, что администрацией муниципального образования Богородицкий район до настоящего времени не разработаны и не приняты административные регламенты осуществления лесного контроля, жилищного контроля и контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог и проведению муниципальных лотерей.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО Богородицкий район прокурором района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Администрацией муниципального образования был разработан проект постановления «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Богородицкий район», который ДД.ММ.ГГГГ был направлен в прокуратуру Богородицкого района для получения заключения по результатам антикоррупционной экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ было дано заключение, что данный проект не соответствует требованиям федерального законодательства.
Однако в ходе аналогичной проверки в ДД.ММ.ГГГГ года было установлено, что в администрации муниципального образования Богородицкий район, к полномочиям которого относится осуществление муниципального земельного контроля на территории поселения, в нарушение действующего земельного законодательства, до настоящего времени не разработаны необходимые муниципальные нормативные правовые акты в сфере осуществления муниципального земельного контроля. Непринятие органом местного самоуправления мер к разработке вышеуказанных правовых актов свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочии в области земельных отношений.
Таким образом, земельный контроль на территории муниципального образования Богородицкий район, в настоящее время фактически не осуществляется.
В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного просил обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления земельного контроля на территории муниципального образования до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. заявленные Богородицким межрайонным прокурором требования к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля, поддержал по изложенным в нем основаниям. Однако уточнил их, просил обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления земельного контроля на территории муниципального образования Богородицкий район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. При этом он пояснил, что Богородицким межрайонным прокурором требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1 уточненное заявление Богородицкого межрайонного прокурора признала полностью, не возражала против его удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства приходит к следующему.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.11.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу норм Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель; проведение муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 25.11.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 4 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При разрешении спорного правоотношения установлено следующее.
Согласно ч. <данные изъяты> Устава муниципального образования Богородицкий район к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований федерального законодательства правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
ДД.ММ.ГГГГ Богородицким межрайонным прокурором в адрес администрации МО Богородицкий район было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в частности, потребовано разработать и принять административные регламенты.
Во исполнение данного представления администрацией МО Богородицкий район был разработан проект административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля.
Однако согласно Заключению Богородицкого межрайонного прокурора на проект нормативного правового акта администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ №№, указанный проект постановления не соответствует требованиям федерального законодательства. Пункт <данные изъяты> данного Постановления определяет вступление его в законную силу со дня подписания, что является нарушением, поскольку данное постановление относится к нормативным актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина и должно вступить в силу с даты официального опубликования (обнародования). Кроме того, в данном постановлении имеются технические ошибки.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика администрации МО Богородицкий район то, что у администрации отсутствует административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля.
В целях соблюдения требований действующего законодательства по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.
Понуждение к принятию нормативного правового акта в данном случае будет способствовать соблюдению интересов граждан и требованиями ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также принимая во внимание правовую позицию представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, признавшего требования, заявленные Богородицким межрайонным прокурором, суд считает необходимым заявление удовлетворить и обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления земельного контроля на территории муниципального образования Богородицкий район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении к разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области разработать и принять административный регламент осуществления земельного контроля на территории муниципального образования Богородицкий район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья Давыдова Н.В.