ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2052/2016 от 19.01.2017 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2017 года г.Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горянинской Л.А.,

при секретаре Петровой Л.Ю.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-23/2017 по иску ФИО1 к ООО «Б» об обязании принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учета тепловой энергии, обязании производить расчет услуги отопление на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истец указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В 2007 году в его квартире, согласно выданных технических условий на установку приборов учёта расхода тепловой энергии и воды, специализированной организацией был установлен теплосчётчик. Акт допуска в эксплуатацию от 15 сентября 2008 года имеется, свидетельство о поверке от 30 июля 2012 года имеется, свидетельство о поверке от 25 августа 2016 года имеется. До 2014 года плата за потреблённую тепловую энергию управляющей кампанией ООО УК «Б» насчитывалась и оплачивалась исходя из показаний индивидуального прибора учета (далее по тексту - ИПУ).

В 2014 году управляющая кампания ООО УК «Б» отказалась начислять плату за тепловую энергию (отопление), согласно показаний ИПУ, ссылаясь на п. 42.1 Постановление Правительства РФ от 06.06.2011 года № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме». После получения свидетельства о поверке ИПУ от 25 августа 2016 года, он обратился в управляющую кампанию ООО УК «Б» с заявлением о составлении Акта ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии. Управляющая кампания ООО УК «Б» отказала ввести теплосчетчик в эксплуатацию, считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 361-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета.

Право потребителя на установление приборов учета, а также на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков, прямо предусмотрено действующим законодательством, возможность реализации данного права не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих решений органов управления многоквартирными домами.

При этом следует, учитывать, что в силу положений статей 154, 157 Жилищного кодекса РФ, пп. "у" п. 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, на ответчике как лице, осуществляющем управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, лежит обязанность осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем.

Просит обязать управляющую компанию ООО «Б» принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учета и измерители тепловой энергии: теплосчётчик ТСК7 зав. , вычислитель ВКТ-7 зав. модель 02, преобразователи расхода ПРЭМ-20- 0-D зав. и ПРЭМ-20-0-Б зав. , термопреобразователи КТСП зав. , установленные в квартире по адресу: <адрес> обязать управляющую компанию ООО «Б» производить расчеты за коммунальные услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании показаний индивидуального прибора учета и измерителей тепловой энергии: теплосчетчик ТСК7 зав. , вычислитель ВКТ-7 зав. , модель 02, преобразователи расхода ПРЭМ-20-0-0 зав. и ПРЭМ-20-O-D зав. , термопреобразователи КТСП зав. в установленном законом порядке.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснила суду, что многоквартирный дом по адресу <адрес> находится на обслуживании ООО «Б» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей компании, заключенного договора управления многоквартирным домом от «01» июня 2015 г. В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, индивидуальный прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом помещении в многоквартирном доме, распределитель - это устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению.

Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Пунктом 3 данных критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

В силу наличия вертикальной разводки внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирных домов г. Усть-Кута, в том числе многоквартирного дома по адресу <адрес>, не могут быть установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии (теплосчетчики) - Приказ Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха").

Истцом, в нарушение норм действующего законодательства, был установлен ИПУ (индивидуального прибора учета) тепловой энергии. При установке ИПУ была произведена перепланировка инженерных коммуникаций в жилом помещении по адресу <адрес>, что является недопустимым при вертикальной разводке внутридомовых систем отопления.

Согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В силу ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения должно производиться по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

До настоящего времени в ООО «Б» истцом не предоставлено какой-либо разрешительной документации органа местного самоуправления для производства перепланировки инженерных коммуникаций в данном жилом помещении с целью установки ИПУ отопления.

При этом, сам по себе факт установки в квартире истца ИПУ тепловой энергии, за счет проведенной планировки инженерных коммуникаций, а так же принятие его в эксплуатацию и прием показаний на протяжении определенного времени, не свидетельствует о технической возможности установки данного прибора учета.

Многоквартирный дом по адресу <адрес> оборудован ОПУ (общедомовым прибором учета) тепловой энергии.

Согласно пункту 42.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме по адресу <адрес> установлен ИПУ тепловой энергии в <адрес> - жилом помещении истца, все остальные помещения данного многоквартирного дома не оборудованы ИПУ тепловой энергии. С учетом изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований

Представитель третьего лица А УКМО в суд не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> что подтверждается договором купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Квартира <адрес> расположена на втором этаже жилого <адрес>, жилая площадь <адрес>,7 кв.м., общая площадь 62.1 кв.м., квартира имеет центральное отопление, что следует из технического паспорта на квартиру.

На основании договора управления многоквартирным домом от 01 июня 2015 года управляющая компания ООО «Б» предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом.

23 сентября 2016 года ФИО1 обратился к директору ООО «УК Б» с заявлением опломбировать теплосчётчик в квартире истца.

28 сентября 2016 года ответчик направил истцу ответ на его обращение, где отказал в пломбировке счетчика на том основании, что жилой дом по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, индивидуальным прибором учета тепловой энергии оборудована только квартира истца.

Разрешая исковые требования истца, суд приходит к следующему.

Частью 5 статьи 13 Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон) предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 7 статьи 13 Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Из части 2 статьи 13 названного Закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил "индивидуальный прибор учета" – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

В соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Из анализа приведённых выше правовых норм усматривается, что на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (то есть до 27 ноября 2009 года), возложена обязанность в срок до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение своих домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, и квартир индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.

В случае неисполнения данных требований организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названного закона оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны в срок до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению указанных объектов приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Указанные положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, являются императивными нормами и подлежат обязательному исполнению.

Таким образом, законодательство не ставит в зависимость действия управляющей многоквартирным домом организации (исполнителя) по вводу в эксплуатацию по соответствующему заявлению потребителя установленного им индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта тепловой энергии, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, от наличия, либо отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, и оснащения других квартир в этом доме индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта тепловой энергии.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ, обслуживающая в тот период организация ООО УК «Б» выдала истцу технические условия на установку прибора учета расхода тепловой энергии и воды в квартире истца по адресу <адрес>.

На основании проекта узла учета тепловой энергии, договора на монтаж внутренней квартирной разводки и установки прибора учета тепловой энергии от 19.07. 2008 года, договора на поставку и монтаж прибора учета тепловой энергии от 19.07.2008 года, в квартире истца была установлена горизонтальная разводка системы отопления и установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии.

С 15 сентября 2008 года индивидуальный прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию, что следует из Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу <адрес>.

Из пояснений истца в судебном заседании, а также квитанций на оплату коммунальных услуг следует, что до 2014 года истец оплачивал услугу отопление на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии. Данный факт не отрицался представителем ответчика в судебном заседании.

Как следует из представленных документов, теплосчетчик ТСК7 зав. , вычислитель ВКТ-7 зав. , модель 02, преобразователи расхода ПРЭМ-20-0-0 зав. и ПРЭМ-20-O-D зав. , термопреобразователи КТСП зав. прошли поверку в установленном законом порядке.

Согласно паспорта инженерных сетей многоквартирного жилого <адрес>, данный дом имеет друхтрубную систему отопления с нижней разводкой и с вертикальными П-образными стояками отопления.

В обоснование возражений по иску представитель ответчика указал на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления.

Вместе с тем, закон не исключается возможность установки прибора учета в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Приказом Министерства регионального развития Российской федерации от 29 декабря 2011 года № 627, изданным в соответствии с пунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета энергии, согласно которому техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Однако, в силу пункта 5 статьи 13 Федерального Закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеющего высшую юридическую силу по отношению к указанному Приказу, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Это требование Закона согласуется с Приказом Минрегиона России № 627 от 27 декабря 2011 года, предусматривающим возможность установления в многоквартирном жилом доме индивидуального прибора учета тепловой энергии, если по проектным характеристикам многоквартирный дом, имеющий вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем.

Следовательно, из прямого смыслового содержания указанной нормы Закона и подзаконных актов необходимо учитывать наличие или отсутствие возможности установления в многоквартирном жилом доме индивидуального прибора учета тепловой энергии без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем.

Из акта исследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, составленного ООО ПСК «В» следует, что в квартире по адресу <адрес> существует горизонтальная разводка системы отопления, техническая возможность установки ИПУ тепловой энергии имеется.

23 декабря 2016 года генеральный директор ООО «К» выдал акт исследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, из которого следует, что в квартире по адресу <адрес> имеется возможность установки ИПУ тепловой энергии, в квартире выполнена горизонтальная разводка системы отопления.

ООО ПСК «В» и ООО «К» имеют свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Представлены ответчиком акт обследования технической возможности (отсутствие возможности) установки в квартире истца индивидуального приборов учета тепловой энергии от 17 января 2017 года, не принимается судом в качестве доказательства, поскольку данный акт противоречит другим доказательствам, составлен без привлечения компетентных органов.

Из материалов дела следует и это никем не отрицается, что истец, с учетом технических условий и проекта, изменил схему теплоснабжения свой квартиры путем изменения способа разводки с вертикальной на горизонтальную и установил в указанной квартире индивидуальный прибор учета тепловой энергии.

Требование об обязанности истца восстановить вертикальную схему разводки теплоснабжения никем не заявлено. В материалах дела отсутствуют доказательства о несоответствии требованиям норм соответствующего нормативного акта обустроенная истцом в жилом доме указанная горизонтальная схема разводки потребления тепловой энергии, о невозможности обустройства общедомового счетчика потребления тепловой энергии, введения его и установленного в квартире истца индивидуального счетчика потребления тепловой энергии в эксплуатацию, о невозможности производства расчета сумм потребленной в квартире истца тепловой энергии согласно показаниям данного счетчика, о нарушении прав иных потребителей тепловой энергии в указанном жилом доме.

С учетом изложенного, суд считает необходимым исковые требования истца удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ООО «Б» принять в эксплуатацию индивидуальный прибор учета и измерители тепловой энергии: теплосчётчик ТСК7 зав. , вычислитель ВКТ-7 зав. модель 02, преобразователи расхода ПРЭМ-20- 0-D зав. и ПРЭМ-20-0-Б зав. , термопреобразователи КТСП зав. установленные в квартире по адресу: <адрес>.

Обязать ООО «Б» производить расчеты за коммунальные услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании показаний индивидуального прибора учета и измерителей тепловой энергии: теплосчётчик ТСК7 зав. , вычислитель ВКТ-7 зав. , модель 02, преобразователи расхода ПРЭМ-20-0-0 зав. и ПРЭМ-20-O-D зав. , термопреобразователи КТСП зав. .

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 25 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Горянинская